Сущность и органы управления финансами
Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направлен на достижение определенных целей, поэтому он не может осуществляться стихийно и соответственно предполагает организацию некоторой схемы управления. Существуют разные определения термина «управление». В наиболее общем виде управление представляет собой целенаправленное формирование процесса какой-либо деятельности или целенаправленное влияние (воздействие) субъекта управления на объект управления.
В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, в том числе специфических, которые предопределяются социальным строем государства (например, процессы перераспределения государственной, а также негосударственной собственности), раскладом политических сил в стране и другими факторами, влияющими на перераспределительные процессы. В качестве субъектов управления в государственных, муниципальных финансах, в финансах хозяйствующих субъектов выступают специальные службы (органы, подразделения), называемые финансовым аппаратом, а субъектами управления финансами домохозяйств выступают сами домохозяйства.
Взаимоотношения государства в области финансовых отношений : хозяйствующими субъектами и домохозяйствами опосредуются преж-№ всего через налоговую систему, регламентацию кредитных отноше-Нии, регулирование финансового рынка, систему государственной под-ДеРЖки, систему пенсионного обеспечения, механизм регулирования 1ох°Дов работающего населения и т. п. Другими словами, эти взаимоот-°Шения перераспределения национального дохода носят опосредованный (косвенный) характер.
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
2. Управление финансами
К косвенным методам государственного регулирования финансов также относятся: 1) формирование и поддержание конкурентной среды в экономике и ограничение монополизации рынка; 2) государственное регулирование цен естественных монополистов; 3) защита контрактных отношений между субъектами рынка, обеспечивающая стабильное функционирование расчетно-платежных отношений в финансовой сфере; 4) проведение эффективной таможенной политики; 5) содействие развитию страхового дела и страхования предпринимательских рисков; 6) содействие развитию рынка капитала.
Наряду с косвенными методами регулирования финансов государство использует и методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов посредством: 1) лицензирования предпринимательской деятельности, установления квот на производство некоторых товаров, установления предельных цен по ограниченной номенклатуре товаров и услуг; 2) финансового дотирования и субсидирования производства и реализации отдельных видов товаров и услуг; 3) применения государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров; 4) проведения системы мер социальных гарантий и финансовой защиты, прежде всего в отношении малообеспеченных слоев населения; 5) установления льгот по налогам и различным платежам в бюджет и внебюджетные фонды для конкретных налогоплательщиков; 6) применения финансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины.
Непосредственное государственное управление финансами осуществляется лишь в отношении государственных финансов. В России, как и во всех экономически развитых странах, управление государственными финансами регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы. Это относится к утверждению государственного бюджета и отчета о его исполнении, введению или отмене отдельных видов налогов, утверждению предельного размера государственного долга и т. д.
Управление государственными финансами имеет целью обеспечение: а) относительного баланса интересов экономических институтов государства, юридических и физических лиц; б) бездефицитного государственного бюджета; в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях. В качестве инструментов управления финансами выступают планирование, контроль, организация и информационное обеспечение.
Планирование включает в себя различные фазы: определение целей, анализ проблем, прогнозирование, поиск альтернатив, оценка принятых решений. За планированием, как правило, следует следующий этап, связанный с выполнением планов и соответственно контролем их исполнения, который предполагает установление расхождений между планом и фактом и установление причин этих расхождений. Результаты контроля и анализа дают информацию для последующего процесса
планирования. Задача организации состоит в обеспечении достижения пели посредством использования специальных организационных моделей. Если планирование и контроль являются процессами, связанными с переработкой информации, то организация занимается структурированием информационных связей. Информационное обеспечение, включающее в себя переработку, учет, анализ и прогноз информации, представляет собой связующее звено между планированием, контролем и организацией.
Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления. В зависимости от государственного устройства высшими законодательными органами выступают различные образования. Так, в США — это Конгресс, в Великобритании — Парламент, в Германии — Бундестаг, во Франции — Национальное собрание, в России — Федеральное Собрание РФ. В управлении финансами, как правило, принимают участие различные органы исполнительной власти. В США к этим органам относятся Министерство финансов, административно-бюджетное управление при Президенте. Кроме того, управление исполнением бюджета осуществляется наряду с Министерством финансов, Таможенной службой, Бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию. В Великобритании главным исполнительным органом управления выступает Казначейство. Оно не только руководит разработкой и исполнением государственного бюджета, но и осуществляет контроль за расходованием средств государственными предприятиями. В исполнении бюджета участвует Управление таможенных пошлин и акцизов, которое осуществляет сбор таможенных пошлин и акцизов. В Германии главным органом управления финансами исполнительной власти выступает Министерство финансов. Оно составляет проект бюджета, осуществляет кассовое обслуживание бюджета, контроль за его исполнением, регулирует межбюджетные отношения и т. п. Во Франции управление финансами осуществляет Министерство экономики, финансов и бюджета. В его функции входят не только разработка государственного бюджета и контроль за его исполнением, но и сбор налогов и пошлин.
В Российской Федерации главными властными структурами по Управлению финансами являются Федеральное Собрание РФ, Президент и Правительство РФ. Именно эти органы принимают окончатель->е решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его ис-'олнении. На общегосударственном уровне аппарат управления финан-?в°й системой включает следующие основные органы: 1) профильные омитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Умы и Совета Федерации; Счетная палата РФ; 2) Министерство фи-ВДсов рф и ег0 органы на местах; 3) Центральный банк РФ; 4) Мини-еРство экономического развития и торговли РФ; 5) Федеральная [ Ужоа по финансовым рынкам; 6) исполнительные дирекции внебюд-ных фондов социального назначения.
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
г ява 2. Управление финансами
Главным органом, осуществляющим текущее управления государственными финансами, является Министерство финансов РФ. Организационная структура Министерства финансов РФ периодически изменяется. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в состав министерства включены 11 департаментов: административный; бюджетной политики; бюджетной политики в отраслях экономики и социальной сферы; бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа; межбюджетных отношений; международных финансовых отношений; государственного долга и государственных финансовых активов; налоговой и таможенно-тарифной политики; регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухгалтерского учета; Федеральное казначейство; финансовой политики; правовой.
Функции и полномочия Министерства финансов РФ определены в Положении о Министерстве финансов РФ, которое было утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329. Основной функцией министерства является нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Соответственно определены и задачи Министерства финансов РФ: 1) разработка среднесрочного финансового плана и проекта федерального бюджета; 2) прогнозирование и кассовое планирование исполнения, а также исполнение федерального бюджета; 3) составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; 4) совершенствование методов бюджетного планирования и бюджетного финансирования; 5) финансовый контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере; 6) управление государственным долгом РФ; 7) осуществление функций эмитента государственных ценных бумаг РФ.
На уровне хозяйствующего субъекта организационная структура управления финансами определяется его высшим руководством и зависит прежде всего от размеров предприятия и видов его деятельности-Крупные компании соответственно имеют хорошо структурированный многочисленный штат финансового управления. Как правило, главный менеджер по финансам в этих компаниях является и вице-президентом-
Главный финансовый менеджер определяет важнейшие вопросы развития компании, связанные с капитальными вложениями, ценообразованием, политикой выплаты заработной платы, дивидендной политикой, обоснованием и реализацией политики финансирования и др.
В небольших предприятиях функции финансового менеджера, как правило, выполняет главный бухгалтер, которого иногда называют финансовым директором. Функции и задачи финансового менеджера многогранны. Главной его задачей являются поиск и нахождение путей эффективного решения финансовых проблем, связанных как с обеспечением платежеспособности предприятия в краткосрочном периоде, так и с наиболее выгодным вложением временно свободных денежных средств.
Финансовое планирование и прогнозирование
Одним из инструментов управления финансами выступает планирование. Можно выделить ряд признаков, характеризующих эту деятельность: а) регламентированность (упорядоченный процесс); б) связь с обработкой информации; в) направленность на достижение определенных целей; г) временной характер.
Под планированием понимается процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения [Ковалев, 1999, с. 278]. Результатом планирования является план либо совокупность (система) планов. План представляет собой результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем. Планирование выступает в качестве действенного инструмента достижения поставленных целей посредством принятия согласованных мер в меняющейся внешней и внутренней среде. Высшая цель планирования состоит в своевременном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.
Планирование в системе публичных финансов
Финансовое планирование представляет собой заключительный этап в системе народно-хозяйственного планирования. Относительная обособленность отдельных звеньев финансовой системы предполагает Разработку комплекса финансовых планов для каждого звена, каждого объекта финансовой системы. Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между тДельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых сУрсов закрепляется в соответствующих планах, которые образуют №ную систему финансового планирования. Центральное место в сис-^ ^е финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному, ' Ъектов РФ, органов местного самоуправления), в которых находит
66 Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
2. Управление финансами
количественное выражение форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Подходы к разработке бюджетов в 90-е гг. XX в. претерпели существенные изменения. Принципиальными являются два момента: 1) переход к среднесрочному составлению бюджетов (как правило, на три, пять лет); 2) переход от планирования финансовых ресурсов к планированию результатов финансирования. Так, в Австралии, Испании, Швеции среднесрочное планирование охватывает три года, В США, Германии бюджетные проектировки рассчитываются на пятилетний срок. К основным инструментам составления бюджета относятся среднесрочный финансовый план, сводный финансовый баланс и бюджетная программа.
В мировой практике отсутствуют единые подходы к установлению правового статуса бюджетных параметров на среднесрочную перспективу. В Германии, Испании, Канаде, Австралии и ряде других стран среднесрочные финансовые планы составляются по укрупненным показателям и представляются органами исполнительной власти законодательным органам только в справочно-аналитических целях. В других странах, например в США, утверждаются отдельные показатели, относящиеся к среднесрочному финансовому планированию на каждый год пятилетнего плана. В первую очередь это относится к показателям доходов, расходов (в том числе на оборону) и дефицита или профицита бюджета. В Швеции параметры среднесрочного финансового плана утверждаются законодательно вместе с годовым бюджетом.
Принятие многолетних бюджетов само по себе не гарантирует преемственности и стабильности проводимой бюджетной политики, если сложившиеся экономические условия не позволяют с достаточной степенью надежности прогнозировать параметры развития. Вместе с тем составление и утверждение многолетних бюджетов создают условия для принятия стратегических управленческих решений и их реализации, дают возможность для более равномерного использования бюджетных средств и, что не менее важно, развития самостоятельности субъектов бюджетного планирования. К преимуществам утверждения параметров бюджета на трехлетний период можно также отнести возможность более полной реализации выбранных направлений бюджетной политики, мер государственной поддержки экономики и социальной сферы, а также повышение ответственности финансовых органов власти за выполнение возложенных на них функций.
Многие недостатки бюджетного планирования предыдущих лет были связаны во многом с объективными условиями, к которым относятся, вчастности, недостаточная надежность макроэкономического прогнозирования, частые и непредсказуемые изменения налогового законодательства, зависимость доходов федерального бюджета от внешнеэкономических факторов, а расходов — от проводимых структурны* реформ.
Наряду с бюджетами на федеральном уровне, уровне субъектов федерации, органов местного самоуправления могут формироваться и формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств я этих фондах отражается соответственно в сметах доходов и расходов.Эти сметы представляют собой не что иное, как финансовые планы внебюджетных фондов.
На общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включаются разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов, а также балансов движения доходов и расходов населения.
Балансы финансовых ресурсовпредставляют собой совокупность всех предполагаемых доходов и расходов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Сводный финансовый балансгосударства разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли РФ. Он позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы, определить источники финансирования мероприятий, определенных в прогнозе экономического и социального развития государства; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, произвести прогнозные финансовые расчеты и скорректировать направления финансовой политики.
Сводный финансовый баланс обеспечивает последовательное отражение процесса формирования финансовых ресурсов и их использования, а также годовые обороты финансовых ресурсов. Разработка этого документа на федеральном уровне позволяет решать следующие аналитические и прогнозные задачи в процессе выработки государственной политики: 1) определение состава и структуры финансовых ресурсов в целом по экономике и ее институциональным секторам; 2) анализ причин дефицита или профицита финансовых ресурсов в целом по экономике и ее институциональным секторам; 3) анализ взаимосвязи процессов формирования, распределения (перераспределения) и использования финансовых ресурсов как по институциональным секторам внутренней экономики, так и между национальной экономикой и остальным миром; 4) обеспечение сбалансированности бюджетной системы; ) обеспечение стабильности бюджетной политики посредством оценки ззможностей государства финансировать принятые и принимаемые Расходные обязательства.
о балансе денежных доходов и расходов населенияотражается 'ижение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной фор-^Денежные доходы населения формируются из трех источников: 1) за-
отная плата и надбавки к заработной плате, премии, средства на ко-ндировочные расходы, выплаты социального характера, осуществляе-е Рао°тодателем наемным работникам; 2) доходы от предпринима-
ской деятельности, участия в прибылях предприятий, операции
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
2. управление финансами
с личным имуществом и доходы от кредитно-финансовых операций; 3) социальные трансферты (государственные пенсии, пособия, стипендии и т. п.). Расходы подразделяются на: а) потребительские расходы; б) налоги, другие обязательные платежи и добровольные взносы; в) денежные накопления и сбережения. Баланс денежных доходов и расходов населения используется для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется как на федеральном, так и на региональном уровнях. На федеральном уровне он разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ и других финансовых органов.
Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики, а также комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер. Такое планирование обеспечивает взаимосвязь между политическими, управленческими и экономическими целями государства, которые носят долгосрочный характер. В рамках годового финансового планирования установить эти связи практически невозможно.
Разработка и реализация перспективного (среднесрочного) финансового плана возможны лишь на основе системного подхода к формированию целей государственной политики и анализу факторов ее развития. При отсутствии четко сформулированных и количественно измеряемых комплексных ориентиров развития возникает множество трудно разрешаемых проблем, связанных с обеспечением координации планов развития отраслей и территорий, обеспечения единства процесса государственного управления и т. п. Переход к среднесрочному финансовому планированию, в рамках которого бюджетный цикл начинается с анализа ранее принятых основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий год, анализа изменения внешних факторов и условий, обоснования изменений, вносимых в основные бюджетные показатели планируемого периода, а также корректировки или разработки бюджетных проектировок на последующие годы прогнозного периода, состоялся и в России. Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2005 г. № 118 принято Положение о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта ф^' дерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Развитие среднесрочного финансового планирования в России за указанный период прошло два ключевых этапа — утверждение с 2006 г. Правительством РФ перспективного финансового плана Российской Федерации, а затем составление и утверждение федерального бюджета на трехлетний период. Перспективный финансовый план и проект фе' дерального бюджета разрабатываются в соответствии с Бюджетным к°'
лексом РФ> бюджетной политикой, определяемой в ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утверждаемой Правительством РФ.
При формировании перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета Правительство РФ одобряет: а) основные направления налоговой, таможенной и долговой политики в плановом периоде, сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, прогноз социально-экономического развития страны на очередной год; б) основные показатели перспективного финансового плана и перспективный финансовый план; в) основные характеристики проекта федерального бюджета и распределение расходов федерального бюджета на очередной год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ;
При формировании перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета Министерство финансов РФ: а) разрабатывает основные направления налоговой и долговой политики, а также предложения по основным направлениям таможенной политики (в части, касающейся определения порядка контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств); б) разрабатывает основные показатели перспективного финансового плана, проект перспективного финансового плана, проект федерального бюджета; в) разрабатывает основные характеристики проекта федерального бюджета, распределение расходов федерального бюджета в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ; г) доводит до субъектов бюджетного планирования предельные объемы их бюджетов на плановый период и бюджетные проектировки на очередной год (включая распределенные Министерством экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития РФ) предельные объемы расходов инвестиционного характера).
При формировании перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета Минэкономразвития РФ: а) разрабатывает основные направления таможенной политики (в части, касающейся определения порядка контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств, совместно с Министерством финансов РФ); б) разрабаты-вает сценарные условия, основные параметры прогноза социально-эко-омического развития страны на среднесрочную перспективу, прогноз оциально-экономического развития на очередной год, сводный финан-овый баланс РФ; в) определяет совместно с Министерством финан-в РФ состав расходов инвестиционного характера; г) разрабатывает
Редставляет в Бюджетную комиссию предложения по распределе-10 предельного объема расходов инвестиционного характера по субъ-
ам бюджетного планирования, главным распорядителям средств фе-•ального бюджета; д) формирует перечень федеральных целевых
Рамм, обеспечивает методологическое руководство разработкой
70 Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержании
2 управление финансами
федеральных целевых программ, согласовывает объемы их финансирования в очередном году и плановом периоде; е) разрабатывает в установленном порядке проект федеральной адресной инвестиционной программы, формирует проект перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд, согласовывает предложения субъектов бюджетного планирования по определению объемов расходов по стройкам и объектам, включенным в указанный перечень.
Перспективный финансовый план разрабатывается исходя из необходимости создания условий для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы РФ и федерального бюджета, макроэкономической стабильности, предсказуемости и преемственности бюджетной, налоговой, таможенной, долговой и денежно-кредитной политики, исполнения действующих и принимаемых обязательств Российской Федерации. Перспективный финансовый план разрабатывается в три этапа.
На первом этапе разрабатываются и одобряются основные направления налоговой и таможенной политики, основные показатели сводного финансового баланса РФ, а также сценарные условия, включая основные макроэкономические показатели, параметры и приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Основные направления налоговой политики разрабатываются Министерством финансов РФ, основные направления таможенной политики — Министерством экономического развития и торговли РФ (в части, касающейся определения порядка контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств, совместно с Министерством финансов РФ). Основные направления налоговой и таможенной политики рассматриваются Бюджетной комиссией и одобряются Правительством РФ.
Сценарные условия содержат ожидаемые в текущем году и прогнозируемые на плановый период значения следующих показателей: а) цена на нефть сырую марки «Юралс»; б) объем, темпы роста и структура используемого и произведенного валового внутреннего продукта; в) темпы роста базовых отраслей экономики; г) прогноз инфляции, в том числе прогноз базовой инфляции, прогноз роста цен на товары, прогноз роста цен и тарифов на платные услуги, прогноз цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий; д) объемы производства продукции (товаров, работ, услуг) по перечню, согласованному с Министерством финансов РФ; е) величина амортизации; ж) среднегодовая стоимость амортизируемого имущества; з) оборот розничной торговли, и) платные услуги, оказываемые населению; к) численность занятых в экономике; л) инвестиции в основной капитал с указанием всех источников финансирования, в том числе инвестиции за счет средств феДе' рального бюджета, прямые иностранные инвестиции; м) фонд зараоот ной платы; н) величина прожиточного минимума в расчете на душу на
яения и по основным социально-демографическим группам населе-я- о) прибыль организаций для целей бухгалтерского учета; ч аМОртизация для целей налогообложения; р) объем экспорта и импорта, в том числе экспорт и импорт нефти, нефтепродуктов и газа; с) курс рубдя к доллару США и евро; т) другие показатели по согласованному с Министерством финансов РФ перечню.
Сценарные условия разрабатываются, как правило, в двух вариантах (ожидаемом и базовом) исходя из прогнозируемого и базового уровня цены на нефть. Сценарные условия разрабатываются Министерством экономического развития и торговли РФ, рассматриваются Бюджетной комиссией и одобряются Правительством РФ. Представляемые в Правительство РФ Министерством экономического развития и торговли РФ сценарные условия должны соответствовать проекту сценарных условий, с учетом которого осуществлялась разработка основных направлений налоговой и таможенной политики и основных показателей перспективного финансового плана, рассмотренных и согласованных Бюджетной комиссией.
На втором этапе разрабатываются и утверждаются основные показатели перспективного финансового плана, а также основные направления долговой политики. Основные показатели перспективного финансового плана разрабатываются с целью определения общего объема финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на исполнение расходных обязательств Российской Федерации в плановом периоде при заданных сценарных условиях. Делается не менее чем два варианта расчета. В составе перспективного финансового плана в качестве самостоятельного раздела представлены основные параметры федерального бюджета. Состав показателей данного раздела приведен в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Перспективный финансовый план Российской Федерации
На - годы