Мошенничество при получении выплат
Статья 159.2 УК РФ предусматривает специальную норму о мошенничестве при получении выплат, которая определена как хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат.
Социальными пособиями являются денежные выплаты гражданам в целях их материального обеспечения в период отсутствия у них заработка или иного изменения материального положения и в других случаях, предусмотренных законом. К ним относятся: пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, пособие при рождении ребенка, пособие по уходу за ребенком, пособие на погребение, пособие по безработице.
Компенсация – это производимое в соответствии с законом возмещение понесенных гражданином определенных расходов.
К субсидиям относятся выплаты, предоставляемые за счет государственного, местного бюджета или специальных фондов юридическим или физическим лицам.
Социальные выплаты могут устанавливаться на определенный период времени либо до наступления какого-либо события или временного момента. В связи с этим лицо, получающее такие выплаты, обязано сообщать в орган, осуществляющий выплаты, о наступлении событий и фактов, служащих основанием для прекращения социальных выплат.
Статья 159.2 УК РФ применяется только в том случае, если выплата производится на основании нормативного правового акта.
Объектом преступления являются общественные отношения, сложившиеся в сфере социального обеспечения населения. Субъектами этих отношений выступают как граждане, имеющие в соответствии с законом право на получение названных благ так и органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица, иные государственные и муниципальные организации, на которых законом возложены обязанности по социальному обеспечению граждан.
Объективная сторона данного преступления обусловлена представлением заведомо ложных и (или) недостоверных сведений и умолчанием о фактах, влекущих прекращение указанных выплат.
Умолчание о фактах, влекущих прекращение выплат, заключается в сокрытии информации, сообщение которой влечет немедленное их прекращение.
Социальные выплаты могут устанавливаться на определенный период времени либо до наступления какого-либо события. В связи с этим лицо, получающее такие выплаты, обязано сообщать в орган, осуществляющий выплаты о наступлении событий и фактов, служащих основанием для прекращения социальных выплат. При сознательном сокрытии фактов, влекущих прекращение выплат, и продолжении получать их, действия образуют второй способ хищения данного вида мошенничества.
Преступное деяние считается оконченным с момента получения получателем выплат суммы денег, определенных в соответствующих законах и нормативных правовых актах, а равно приобретения им юридического права на распоряжение такими деньгами.
Субъектом преступления является дееспособное лицо, достигшее 16-летнего возраста. Ряд авторов считает, что субъект преступления, предусмотренного ст.159.2 УК РФ, является, по смыслу закона, специальным. В частности, это лицо, в отношении которого принято решение о таких выплатах или претендующих на назначение таких выплат. Однако как показывает практика рассмотрения уголовных дел по данному виду мошенничества, кроме тех лиц, которые обладали законным правом на такие выплаты, субъектами выступали и лица, не являющиеся таковыми, используя при этом для их получения заведомо подложные документы.
При квалификации данного вида мошенничества необходимо устанавливать факт того, что лицо, претендующее на выплаты, заведомо не имело на них права.
По изученным уголовным делам наиболее часто умысел виновного был направлен на хищение денежных средств материнского капитала, пособий по уходу за ребенком, субсидий (грантов) на финансирование целевых расходов индивидуальных предпринимателей.
Мошенничество при получении выплат имеет квалифицированные составы: совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (ч. 2); совершение лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере (ч. 3); совершение организованной группой либо в особо крупном размере (ч. 4).
2.3. Мошенничество с использованием платёжных карт
Статья 159.3 УК РФ предусматривает ответственность за мошенничество с использованием платежных карт, т.е. хищение чужого имущества, совершенное с использованием поддельной или принадлежащей другому лицу кредитной, расчетной или иной платежной карты путем обмана уполномоченного работника кредитной, торговой или иной организации.
В зависимости от вида карты, используемой виновным лицом, различаются объект преступления и потерпевший. Так, расчеты по расчетной (дебетовой) карте осуществляются за счет денежных средств клиента, находящихся на его банковском счете, или кредита, предоставляемого клиенту кредитной организацией-эмитентом клиенту при недостаточности или отсутствии на банковском счете денежных средств (овердрафт). Такие денежные средства являются собственностью владельца расчетного счета, обслуживаемого картой. Потерпевшим от хищения будет признан собственник расчетного счета или законный владелец банковской карты.
Расчеты по кредитной карте осуществляются за счет денежных средств, предоставленных клиенту кредитной организацией-эмитентом в пределах расходного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.
Таким образом, при использовании чужой или поддельной кредитной карты денежные средства, находящиеся на кредитном счете, являются собственностью банка, следовательно, предметом посягательства выступает имущество банка.
Объективная сторона данного вида мошенничества выражается в хищении чужого имущества, совершенном с использованием поддельной или принадлежащей другому лицу кредитной, расчетной или иной платежной карты, путем обмана уполномоченного работника кредитной, торговой или иной организации.
Как указано в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 года N 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» не образует состава мошенничества хищение чужих денежных средств путем использования заранее похищенной или поддельной кредитной (расчетной) карты, если выдача наличных денежных средств осуществляется посредством банкомата без участия уполномоченного работника кредитной организации. В этом случае содеянное следует квалифицировать по соответствующей части статьи 158 УК РФ.
Преступление следует квалифицировать по статье 159.3 УК РФ только в тех случаях, когда лицо путем обмана или злоупотребления доверием ввело в заблуждение уполномоченного работника кредитной, торговой или сервисной организации. Например, в случаях, когда, используя банковскую карту для оплаты товаров или услуг в торговом центре, лицо ставит подпись в чеке на покупку вместо законного владельца карты.
Состав преступления – материальный, то есть преступление считается оконченным с момента получения виновным лицом товаров или суммы денег.
Субъектом является дееспособное лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. О наличии умысла, направленного на мошенничество, свидетельствует, в частности, использование поддельной карты, а равно чужой платежной карты против воли на то ее законного владельца.
Если лицо изготовило в целях сбыта или совершило сбыт поддельных платежных карт, то его действия квалифицируется по статье 187 УК РФ. В случае если виновное лицо изготовило поддельную платежную карту для использования ее в целях совершения преступления, предусмотренного ч. 4 ст.159.3 УК РФ, то его действия следует квалифицировать как приготовление к этому преступлению.
Если виновный подделал платежную карту и использовал ее с целью мошенничества, однако по независящим от него обстоятельствам не смог изъять деньги, то содеянное квалифицируется как совокупность преступлений, предусмотренных ст.187 УК РФ, а также ч. 3 ст. 30 УК РФ и статьи 159.3 УК РФ. При этом использование поддельной карты понимается как разновидность ее сбыта.
Существует и иная точка зрения на природу состава преступления, предусмотренного ст. 159.3 УК РФ. В частности, Л.В. Боровых и Е.А. Корепанова отмечают, что поскольку работник кредитной, торговой или иной организации не является лицом, которое имеет право распоряжаться денежными средствами, находящимися на лицевом счете держателя карты, а также лицом, которое правомочно принимать решения о списании денежных средств, обман, который использует преступник с целью обналичивания денежных средств, является лишь средством облегчения доступа к имуществу. Следовательно, следует говорить не о мошенничестве, а о тайном хищении денежных средств. В связи с этим авторы предлагают исключить ст. 159.3 УК РФ как противоречащую природе мошенничества и квалифицировать такие преступления по ст. 158 УК РФ.[2]