Методы финансового регулирования предпринимательской деятельности
Регулирование рыночных отношений государством может быть эффективным только тогда, когда в руках экономически сильного государства сосредоточены мощные экономические рычаги управления.
Государственное воздействие на рыночный механизм хозяйствования осуществляется с помощью следующих рычагов:
1. Государственные расходы, включая государственные закупки и трансфертные платежи.
Государственные закупки и трансфертные платежи составляют значительную долю в расходах государства. В состав государственных закупок включаются расходы на строительство и содержание школ, автодорог, на оборону, содержание научных центров и пр. Через государственные закупки непосредственно используются различные ресурсы и осуществляется вклад в создание национального дохода, трансферты же не связаны с производством и использованием ресурсов. Сущность государственных закупок состоит в перераспределении ресурсов от частного потребления товаров к общественному, дающему возможность гражданам пользоваться общественными благами.
К трансфертным платежам относятся выплаты определенным категориям населения в виде различных социальных выплат. В результате происходит перераспределение налоговых доходов, поступивших от всех категорий налогоплательщиков в пользу определенных групп населения.
Трансфертные платежи изменяют структуру производства товаров, предназначенных для индивидуального потребления. Это происходит за счет того, что суммы налогов, уплаченные одними лицами, предназначены для выплаты другим, которые за счет полученных средств приобретают иные товары, что обеспечивает изменение структуры потребления.
2. Система налогообложения.
Для осуществления своей деятельности государство должно располагать денежными средствами, необходимыми для приобретения различных видов экономических ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения). Основным источником поступления денежных средств государству являются налоги и сборы. Налогообложение выступает важной составной частью государственной политики регулирования экономических процессов. Плательщиками налогов являются как предприятия, организации, так и отдельные граждане, домохозяйства. Через фискальную функцию налогов происходит формирование централизованных фондов денежных средств, которые впоследствии перераспределяются через бюджет и внебюджетные фонды на нужды общества. В результате происходит первичное и вторичное распределение созданного в обществе дохода.
3. Государственное предпринимательство.
В ХХв. стала формироваться и активно развиваться непосредственная предпринимательская деятельность государства. Главной целью развития государственного предпринимательства является не столько получение дохода, сколько решение приоритетных социально-экономических задач, наиболее важными из которых являются:
- сглаживание циклических колебаний в развитии экономики;
- создание условий для обеспечения темпов роста экономики;
- обеспечение оптимальной занятости;
- стимулирование инновационной деятельности на основе достижений научно-технического прогресса.
Государственное предпринимательство получило преимущественное развитие в тех сферах, которые требуют огромных капитальных вложений, связаны с большим риском, обеспечивают поддержку важных с точки зрения воспроизводства, но низкорентабельных предприятий и отраслей экономики. Это прежде всего инфраструктурные отрасли: транспорт, энергетика, связь, радиоэлектронная промышленность, освоение космоса и целый ряд других. Не случайно в некоторых европейских странах объемы государственных инвестиций составляют от 25 до 40% общего объема инвестиций. Государственное предпринимательство способствует ускорению научно-технического прогресса, выпуску новой, инновационной продукции, что укрепляет позиции страны в международной торговле, а также созданию в экономически отсталых регионах промышленных комплексов. Роль и значение государственного предпринимательства не ограничивается только этим. Оно, кроме того, содействует увеличению рабочих мест, рациональному недропользованию, природоохранной деятельности путем внедрения современных экологичных и безотходных технологий, технологий по переработке вторичного сырья, строительства очистных сооружений, поддержке исследований в области фундаментальной науки и важным науко- и капиталоемким отраслям народного хозяйства.
Наряду с преимуществами государственное предпринимательство имеет и ряд недостатков, которые связаны с тем, что оно имеет меньше хозяйственной самостоятельности, чем частное предпринимательство, для его деятельности характерны как рыночные, так и нерыночные (административные, плановые) мотивы и стимулы. Изменчивость политических мотивов, зависящих от правительства, распоряжений министерств и т. д., ставит госпредприятия в сложные и неопределенные обстоятельства, последствия которых предсказать намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.
На основе имеющегося мирового опыта можно выделить основные задачи, решаемые современным государствомв области развития предпринимательства:
1. создание условий для развития базовых отраслей экономики: энергетики, топливной, металлургической промышленности, стимулирование развития новых отраслей;
2. прогнозирование стратегии развития науки и техники, оценка социальных и экономических последствий научно-технических достижений для экономики;
3. координация усилий общества по расширению природоохранной деятельности и оздоровлению окружающей среды;
4. создание и развитие объектов производственной, инженерной и социально-бытовой инфраструктуры: транспорт, коммуникации, связь, очистные сооружения, культура, образование, здравоохранение, жилье, другие социальные объекты;
5. обеспечение устойчивости и нормального функционирования финансовой и денежно-кредитной системы;
6. обеспечение социальных гарантий для граждан, особенно тех категорий населения, которые в силу определенных причин не могут в полной мере участвовать в общественно полезном труде.
4. Прямое государственное регулирование - носит преимущественно законодательную, налоговую, кредитную или субвенционную форму. С помощью прямого регулирования государство осуществляет координацию экономических процессов и связывает общественные и частные интересы. Так, законодательная форма (антимонопольное законодательство, законодательство о несостоятельности и банкротстве) регламентирует предпринимательскую деятельность. Налоговая и кредитная формы оказывают влияние на объем производства. Меняя условия налогообложения либо кредитования, государство оказывает воздействие на сокращение либо расширение объема производства. Субвенции предоставляются определенным предприятиям либо отраслям в виде государственной помощи (субсидий, субвенций) или налоговых льгот. Благодаря этому получают определенную поддержку и сфера науки и образования, подготовки и переподготовки кадров, решаются социальные программы. Используются также целевые субсидии, предусматривающие возможность предоставления бюджетных средств.
Мировая система хозяйствования среди проблем развития и реформирования экономики важное место отводит становлению и развитию предпринимательской деятельности, которая формирует связи между субъектами хозяйствования, вырабатывает механизмы координации, определяет стратегии развития. Предпринимательская деятельность направлена на получение дохода через производство товаров, выполнение работ, оказание услуг благодаря рациональному соединению факторов производства и инновационного рискового подхода. В процессе этой деятельности предприниматель как главный ее субъект осуществляет взаимодействие с другими субъектами - государством, потребителями, контрагентами, наемными работниками, объектами этой деятельности выступают товары, работы, услуги.
Регулирование государством предпринимательской деятельности заключается в разработке и реализации программ поддержки малого предпринимательства.
Государство может оказывать влияние на экономику и предпринимательство с помощью:
1. законодательных ограничений;
2. системы налогообложения;
3. системы обязательных платежей и отчислений;
4. государственных инвестиций;
5. осуществления государственных целевых экономических и социальных программ;
6. субсидий, льгот, кредитования и т. п.
Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности, направленные на развитие инфраструктуры предпринимательства и стимулирование реализации его экономического потенциала, включают экономические и административные методы.
Экономические методы представлены налогообложением, ценообразованием, перераспределением доходов и расходов, осуществлением государственной предпринимательской деятельности, финансово-кредитными регуляторами.
Административные методы воздействия представляют собой принятие либо корректировку законодательства и контроль за его соблюдением. Они используются в том случае, когда применение экономических методов неприемлемо или недостаточно эффективно. Субъекты малого и среднего предпринимательства в связи с их характерными особенностями нуждаются в постоянном внимании и поддержке со стороны государства и органов местного самоуправления.
Цель разрабатываемых государственных программ поддержки субъектов малого и среднего бизнеса состоит в обеспечении благоприятных условий для развития предпринимательства, создаваемых на всех уровнях власти. Дальнейшее развитие и совершенствование системы финансово-кредитной поддержки малого и среднего бизнеса осуществляется путем стимулирования деятельности обслуживающих этот сегмент рынка банковских институтов, фондов поддержки малого бизнеса, лизинговых, страховых, инвестиционных компаний, кредитной кооперации, организаций микрофинансирования и микрокредитования, а кроме того, создание системы государственных гарантий под кредиты, предоставляемые субъектам малого бизнеса.
Результатом использования системы финансово-кредитной поддержки может быть формирование благоприятного финансово-инвестиционного климата, организационных и нормативно-законодательных условий для динамичного развития малого бизнеса на уровне регионов и муниципалитетов, исходя из сложившихся приоритетов и задач народного хозяйства, обеспечения экономического роста.
В РФ в рамках государственной поддержки малого предпринимательства реализуется целый комплекс мероприятий по следующим направлениям:
- - создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого бизнеса в научно-технической сфере;
поддержка субъектов малого бизнеса, производящих и реализующих товары (работы, услуги) на экспорт;
- реализация иных мероприятий, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства.
Основные государственные программы, прежде всего, направлены на решение проблем, сдерживающих развитие предпринимательства. Наиболее важными проблемами, которые требуют решения, являются:
1. несовершенство системы налогообложения и действующих налоговых режимов;
2. нестабильность финансирования из бюджетов разных уровней программ поддержки малого предпринимательства;
3. неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий;
4. отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);
5. ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий;
6. отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
7. организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и государственными структурами;
8. административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.
В связи с этим становится очевидной необходимость разработки специальных адресных мер и методов поддержки для малого и среднего предпринимательства и их активного внедрения.
Основные формы поддержки, востребованные предпринимателями на сегодняшний день, заключаются в доступности источников финансирования, снижении налоговой нагрузки на малый бизнес и административных барьеров, снижении арендных и других платежей: