Организация аудиторской деятельности в РФ

В соотв-ии с ФЗ N 307-ФЗ высшим органом гос. регул-я АД явл-ся Уполномочен. фед. орган – Департамент по АД Минфина РФ. При уполномоченном фед. органе создан совет по АД. В состав совета вкл-ся представители фед. органа исполнит. власти, аккредитов. проф. ауд-ких объед-й (не менее 51%), ЦБРФ, налог. службы, органов упр-я.

УФО → Совет АД → Аккредитов. проф. ауд. объединений

→ ауд-ие орг-ии

→ инд. ауд-ры.

Функции УФО:

1. Издание нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность

2. Разработка федеральных правил, стандартов аудиторской деятельности

3. Контроль за соблюдением аудиторскими организациями Федеральных стандартов

4. Организация системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов

5. Ведение реестра аттестованных аудиторов, аудиторских организаций, проф. аудиторских объединений, учебно-методических центров.

Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения – обществен. орг-я ауд-ров, кот-я действуют на некоммерческой основе в целях обеспечения условий аудиторской деятельности и защиты интересов аудиторов. Может заявить о своей аккредитации, если в его составе имеется не менее 1000 аудиторов или не менее 100 аудиторских организаций.

Аудиторская организация – коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие услуги. Может быть создана в любой орг-правовой форме, за исключением ОАО. Для осуществления деятельности необходима лицензия.

Не менее 50% кадрового состава должны быть гражданами РФ, постоянно проживающими на территории РФ (более 180 дней).

Если руководителем является не гражданин, то в штате должно быть не менее 75% РФ.

В штате аудиторской организации должно быть не менее 5 аудиторов.

Индив. аудиторы – инд. предприниматели, получившие в установленном порядке квалификационный аттестат аудитора и лицензию. С 2002 г. ИП-аудиторы не имеют право осуществлять обязательный аудит.

Этапы проведения аудиторской проверки

Аудиторская проверка должна осуществляться в соответствии с требованиями Федеральных стандартов и может включать следующие этапы:

1. Знакомство с клиентом

2. Заключение договора на проверку

3. Планирование аудита

4. Оценка существенности и аудиторского риска

5. Сбор аудиторских доказательств по плану проверки

6. Обобщение полученных результатов и оценка существенности допущенных нарушений

7. Составление аудиторского заключения

8. Формирование рабочей документации

ЗНАКОМСТВО С КЛИЕНТОМ.

Осущ-ся до закл-я дог-ра. Предполагает: Выяснение видов деятельности, которыми занимается аудируемое лицо; Наличие филиалов, структурных подразделений, особ-тей функционир-ия орг-ии, систем НО, которые необх-о будет учитывать в процессе аудита.

Знак-во с кл-том для ауд. орг-ии предполаг-т реш-е вопроса качеств. проверки дан. кл-та. Для кл-та выбор ауд. орг-ии связан с имиджем, дальнейш. планами по инвестициям, объемом проверки и оплатой.

Знак-во с кл-том преслед-т цель качественного аудита, итогом данного этапа является вывод о возможности заключения договора на аудиторскую проверку.

Документом, подтверждающим согласие, является письмо-обязательство аудиторской фирмы, которое рекомендуется составлять перед каждой проверкой.

ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА

Может осущ-ся одноврем-о с подпис-ем и проработкой дог-ра. Является обязательным этапом и регламентируется стандартом №3, в соответствии с которым составляется: общий план проверки; программа проверки.

Общий план, как правило, включает в себя основные разделы проверки, которые согласуются с аудируемым лицом. В результате, исключаются разделы, не имеющие места на предприятии и добавляются другие разделы, в соответствии со спецификой.

Корректировка общего плана допускается и до, и во время проверки. При разработке общего плана, аудитор принимает во внимание следующие факторы:

А) специфику деят-ти аудируемого лица: Общеэкономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица; Особенности финансового положения предприятия; Количество территориально-обособленных подразделений;

Б) Система БУ и внутреннего контроля на п/п: проверка учётной политики; влияние новых нормативных актов; использование в процессе проверки тестов и процедур проверки по существу; влияние на аудит компьютерной обработки данных;

В) Оценка риска и существенности возможных искажений: ожидаемая оц-ка необъемлемого риска и риска ср-в контроля; устан-ие ур-ней сущ-ти; выявл-ие слож. областей БУ, где рез-т зависит от субъектив. сужд-я буха;

Г) предусм-ся характер, временные рамки и объёмы процедур: рассматр-ся разделы БУ и их относит. важность; существ-ие внут. аудита и возмож-ть использ-я их рез-тов;

Д) предусматр-ся текущий контроль кач-ва А.: количество и квалиф-ия специалистов, необходимых для работы; привлечение экспертов;

Е) прочие аспекты: дается оц-ка допущ-я непрер-ти деят-ти ауд. лица; обстоят-ва, треб-щие особ. внимания (напр, существ-ие афелир. лиц); предусматр-ся форма и сроки представл-я ауд. закл-я и иных отчетов.

Программа аудита – это набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а так же средство контроля за качеством выполнения работы. К программе проверки добавляется график работ и сроки. Общий план и программа могут уточняться или дополняться в ходе аудита. Причины существенных отклонений должны быть документально зафиксированы.

Наши рекомендации