Организация аудиторской деятельности в РФ
В соотв-ии с ФЗ N 307-ФЗ высшим органом гос. регул-я АД явл-ся Уполномочен. фед. орган – Департамент по АД Минфина РФ. При уполномоченном фед. органе создан совет по АД. В состав совета вкл-ся представители фед. органа исполнит. власти, аккредитов. проф. ауд-ких объед-й (не менее 51%), ЦБРФ, налог. службы, органов упр-я.
УФО → Совет АД → Аккредитов. проф. ауд. объединений
→ ауд-ие орг-ии
→ инд. ауд-ры.
Функции УФО:
1. Издание нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность
2. Разработка федеральных правил, стандартов аудиторской деятельности
3. Контроль за соблюдением аудиторскими организациями Федеральных стандартов
4. Организация системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов
5. Ведение реестра аттестованных аудиторов, аудиторских организаций, проф. аудиторских объединений, учебно-методических центров.
Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения – обществен. орг-я ауд-ров, кот-я действуют на некоммерческой основе в целях обеспечения условий аудиторской деятельности и защиты интересов аудиторов. Может заявить о своей аккредитации, если в его составе имеется не менее 1000 аудиторов или не менее 100 аудиторских организаций.
Аудиторская организация – коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие услуги. Может быть создана в любой орг-правовой форме, за исключением ОАО. Для осуществления деятельности необходима лицензия.
Не менее 50% кадрового состава должны быть гражданами РФ, постоянно проживающими на территории РФ (более 180 дней).
Если руководителем является не гражданин, то в штате должно быть не менее 75% РФ.
В штате аудиторской организации должно быть не менее 5 аудиторов.
Индив. аудиторы – инд. предприниматели, получившие в установленном порядке квалификационный аттестат аудитора и лицензию. С 2002 г. ИП-аудиторы не имеют право осуществлять обязательный аудит.
Этапы проведения аудиторской проверки
Аудиторская проверка должна осуществляться в соответствии с требованиями Федеральных стандартов и может включать следующие этапы:
1. Знакомство с клиентом
2. Заключение договора на проверку
3. Планирование аудита
4. Оценка существенности и аудиторского риска
5. Сбор аудиторских доказательств по плану проверки
6. Обобщение полученных результатов и оценка существенности допущенных нарушений
7. Составление аудиторского заключения
8. Формирование рабочей документации
ЗНАКОМСТВО С КЛИЕНТОМ.
Осущ-ся до закл-я дог-ра. Предполагает: Выяснение видов деятельности, которыми занимается аудируемое лицо; Наличие филиалов, структурных подразделений, особ-тей функционир-ия орг-ии, систем НО, которые необх-о будет учитывать в процессе аудита.
Знак-во с кл-том для ауд. орг-ии предполаг-т реш-е вопроса качеств. проверки дан. кл-та. Для кл-та выбор ауд. орг-ии связан с имиджем, дальнейш. планами по инвестициям, объемом проверки и оплатой.
Знак-во с кл-том преслед-т цель качественного аудита, итогом данного этапа является вывод о возможности заключения договора на аудиторскую проверку.
Документом, подтверждающим согласие, является письмо-обязательство аудиторской фирмы, которое рекомендуется составлять перед каждой проверкой.
ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА
Может осущ-ся одноврем-о с подпис-ем и проработкой дог-ра. Является обязательным этапом и регламентируется стандартом №3, в соответствии с которым составляется: общий план проверки; программа проверки.
Общий план, как правило, включает в себя основные разделы проверки, которые согласуются с аудируемым лицом. В результате, исключаются разделы, не имеющие места на предприятии и добавляются другие разделы, в соответствии со спецификой.
Корректировка общего плана допускается и до, и во время проверки. При разработке общего плана, аудитор принимает во внимание следующие факторы:
А) специфику деят-ти аудируемого лица: Общеэкономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица; Особенности финансового положения предприятия; Количество территориально-обособленных подразделений;
Б) Система БУ и внутреннего контроля на п/п: проверка учётной политики; влияние новых нормативных актов; использование в процессе проверки тестов и процедур проверки по существу; влияние на аудит компьютерной обработки данных;
В) Оценка риска и существенности возможных искажений: ожидаемая оц-ка необъемлемого риска и риска ср-в контроля; устан-ие ур-ней сущ-ти; выявл-ие слож. областей БУ, где рез-т зависит от субъектив. сужд-я буха;
Г) предусм-ся характер, временные рамки и объёмы процедур: рассматр-ся разделы БУ и их относит. важность; существ-ие внут. аудита и возмож-ть использ-я их рез-тов;
Д) предусматр-ся текущий контроль кач-ва А.: количество и квалиф-ия специалистов, необходимых для работы; привлечение экспертов;
Е) прочие аспекты: дается оц-ка допущ-я непрер-ти деят-ти ауд. лица; обстоят-ва, треб-щие особ. внимания (напр, существ-ие афелир. лиц); предусматр-ся форма и сроки представл-я ауд. закл-я и иных отчетов.
Программа аудита – это набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а так же средство контроля за качеством выполнения работы. К программе проверки добавляется график работ и сроки. Общий план и программа могут уточняться или дополняться в ходе аудита. Причины существенных отклонений должны быть документально зафиксированы.