Порядок формирования и регулирования ассортимента товаров

Формирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения -- от производства до потребления. В каждом из них ассортимент товаров различен. При этом в качестве целевой установки формировании ассортимента во всех звеньях товародвижения выступает торговый ассортимент розничных торговых предприятий.[5]

Необходимым условием бесперебойного снабжения розничной торговой сети товарами в необходимом ассортименте является создание оптимального ассортимента товаров на оптовых предприятиях. Поэтому правильное, научно обоснованное формирование ассортимента представляет собой важнейшую функцию коммерческой службы оптовых предприятий.

На конкретном оптовом предприятии формируется ассортимент товаров на основании ассортиментного перечня товаров.

В связи с тем, что условия работы различных оптовых предприятий имеют свои особенности, оптимальный ассортимент товаров у них неодинаков. Он диктуется теми маркетинговыми решениями, которые принимает для себя оптовик.

В ассортиментном перечне оптового предприятия предусматривается групповая и внутригрупповая структура ассортимента товаров. При этом по каждому виду товара определяется количество разновидностей ассортимента, которое должно предлагаться оптовому покупателю. Это минимальное количество разновидностей товаров, которое должно быть постоянно на складах оптового предприятия. Однако в каждый период времени это количество будет зависеть от состояния производства и поставок данного товара, спроса на него со стороны магазинов, сезона и от других причин.[5]

Ассортиментные перечни товаров на оптовых предприятиях разрабатываются, как правило, в два этапа.

На первом этапе устанавливается групповой ассортимент товаров. Основой для его определения являются маркетинговые исследования в области целевого рынка, который представлен оптовыми покупателями -- магазинами и другими предприятиями розничной торговли.

На втором этапе рассчитывается число разновидностей каждого вида товара ассортиментного перечня, т.е. определяется количество разновидностей товаров, поступление которых обязательно в связи с заявками оптовых покупателей.

Разработанные ассортиментные перечни товаров оптового предприятия должны подвергаться корректировке с учетом изменений покупательского спроса, выпуска промышленностью новых товаров, результатов закупок на оптовых ярмарках и других факторов.

Главная цель создания обязательных ассортиментных перечней для оптовых торговых баз -- контроль за полнотой и стабильностью ассортимента товаров на складах и снабжением ими оптовых покупателей своего целевого рынка.

Чтобы, ассортиментные перечни действительно способствовали созданию на оптовых предприятиях достаточного и стабильного ассортимента, необходимо регулярно контролировать, имеются ли на складах базы все товары, включенные в ассортиментные перечни, и в таком ли количестве разновидностей, которые требуются розничным торговым предприятиям.

Результаты проверок по соблюдению ассортимента товаров на оптовом предприятии каждый раз должны анализироваться для принятия необходимых мер по восстановлению неснижаемых запасов отдельных разновидностей товаров, а анализ ассортимента должен быть использован при заключении договоров на поставку товаров в следующем году и в работе по их уточнению и изменению.

Контроль за наличием на оптовом предприятии товаров в соответствии с ассортиментным перечнем осуществляют товароведы-коммерсанты. Для этой цели используются карточки количественно-суммового учета, которые сведены в картотеки для каждой товарной группы. Картотеку рекомендуется делить на три части. В первой устанавливаются карточки на товары, запасы которых имеются в необходимом количестве, во второй -- карточки на товары, запасы которых находятся на исходе, и в третьей -- карточки на товары, отсутствующие в данный момент на складах базы.

Для большей наглядности целесообразно использовать карточки различных цветов: например, зеленый -- для учета достаточных товаров, белый -- для учета остальных товаров.

Оптовые торговые предприятия должны осуществлять контроль за ассортиментом товаров не только на собственных складах, но и в обслуживаемой розничной торговой сети. С этой целью коммерческие работники оптовых предприятий выезжают к своим покупателям, предлагают товары, имеющиеся на складах, оказывают консультационные услуги по вопросам продажи тех или иных товаров, рекламе этих товаров и методам стимулирования продаж.

Изложенный выше метод контроля за ассортиментом является самым простейшим и может быть использован на небольших оптовых предприятиях. В большинстве же случаев необходимо использование автоматизированных рабочих мест, оснащенных персональными компьютерами, соответствующим программным обеспечением.[5]

Формирование ассортимента также во многом должно опираться на изучение покупательского спроса.

Вопрос 44

Оптовая книжная торговля как посредник находится в середине звена «издатель — оптовик — розничный книготорговец». Поэтому для нее является недостаточным удовлетворение требований только одной стороны — издательств. Оптовая книжная торговля находится также и под прессом требований розничной книжной торговли, у которой тоже есть к оптовым предприятиям свои требования:

— широкого ассортимента;

— предпродажной подготовки книг;

— оперативности в поставках;

— приемлемости в наценках (скидках).

Кроме того, устойчивость оптового звена на рынке жестко зависит от широты ассортимента книг, предлагаемых оптовыми предприятиями рознице.

Классификация оптовых торговцев.

Всех оптовиков можно разбить на четыре группы:

1. Оптовики-купцы - Это независимые коммерческие предприятия, приобретающие право собственности на все товары, с которыми они имеют дело. Оптовики-купцы бывают двух видов: с полным циклом обслуживания и с ограниченным циклом обслуживания.
ОПТОВИКИ С ПОЛНЫМ ЦИКЛОМ ОБСЛУЖИВАНИЯ предоставляют следующие услуги: хранение товарных запасов; предоставление продавцов; кредитование; обеспечение доставки товара и оказание содействия в области управления.

По своему характеру это либо торговцы оптом, либо дистрибьюторы товаров промышленного назначения. Торговцы оптом торгуют в основном с предприятиями розницы, предоставляя им полный набор услуг. Друг от друга они отличаются главным образом широтой ассортиментного набора.
ОПТОВИКИ СМЕШАННОГО АССОРТИМЕНТА занимаются несколькими группами товаров, чтобы удовлетворять нужды розничных торговцев с широким смешанным ассортиментом, а также предприятий с узкоспециализированным товарным ассортиментом.
ОПТОВИКИ НЕШИРОКОГО НАСЫЩЕННОГО АССОРТИМЕНТА занимаются одной или двумя ассортиментным группами товаров при значительно большей глубине этого ассортимента.
УЗКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ОПТОВИКИ занимаются лишь частью той или иной ассортиментной группы товаров, охватывая ее на большую глубину.

Дистрибьюторы товаров продают изделия преимущественно производителям, а не розничным торговцам. Они предоставляют своим покупателям следующие услуги: хранение товарных запасов; кредитование и доставка товаров.
ОПТОВИКИ С ОГРАНИЧЕННЫМ ЦИКЛОМ ОБСЛУЖИВАНИЯ предоставляют своим поставщикам и клиентам гораздо меньше услуг. ОПТОВИК - КОММИВОЯЖЕР не только продает, но и сам доставляет товар покупателям. Он занимается ограниченным ассортиментом и продает их за наличный расчет.
ОПТОВИК – КОНСИГНАНТ высылает в магазин автофургон, его представитель организует в торговом зале выкладку товаров. Оптовик-консигнант сам назначает цену на товары, следит за их качеством, устраивает внутримагазинные экспозиции и ведет учет товарно-материальных запасов. Оптовики-консигнанты торгуют на условиях консигнации, т.е. сохраняют за собой право собственности на товар, а счета различным торговцам выставляют только за то, что купили потребители. Таким образом, оптовики-консигнанты оказывают следующие услуги: доставку товаров; установку стеллажей для размещения товаров; поддержание товарно-материальных запасов; финансирование.

ОПТОВИК - ПОСЫЛТОРГОВЕЦ занимается рассылкой каталогов. Выполненные заказы высылаются клиентам по почте, доставляются автомобильным или другим видом транспорта.
2. Брокеры и агенты не берут на себя право собственности на товар. Их основная функция - содействие купли-продажи. За свои услуги они получают комиссионное вознаграждение от двух до шести процентов продажной цены товара; специализируются либо по типу предлагаемого товарного ассортимента, либо по типу обслуживаемых ими клиентов.
БРОКЕРЫ. Их основная функция - свести покупателя с продавцами и помочь им договориться. Брокеру платит тот, кто его привлек. Брокер не держит товарных запасов, не принимает участия в финансировании сделок, не принимает на себя никакого риска.

АГЕНТЫ. Агент представляет покупателя или продавца на более долговременной основе. Существует несколько видов агентов.
АГЕНТЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ. Такие агенты представляют интересы двух или нескольких производителей товаров, дополняющих друг друга. Их нанимают крупные фирмы, а также мелкие предприниматели, которые не могут позволить себе содержать собственный штат коммивояжеров. Производственные фирмы планируют с помощью агентов, как проникнуть на новые рынки или быть представленными на них.
ПОЛНОМОЧНЫЕ АГЕНТЫ ПО СБЫТУ заключают с производителями договоры, получая права на сбыт всей продукции, выпускаемой производителем. Полномочный агент по сбыту служит как бы отделом сбыта производителя, оказывает значительное влияние на цены, сроки и условия продажи.

АГЕНТЫ ПО ЗАКУПКАМ обычно оформляют долговременные отношения со своими покупателями и закупают для них необходимые товары. Сами получают эти товары, проверяют их качество, организуют складирование и последующую доставку к месту назначения. Закупщики обладают широкими знаниями и предоставляют своим клиентам полезную информацию о рынке, а также подыскивают им подходящие товары по максимально низкой цене.
ОПТОВИКИ - КОМИССИОНЕРЫ - это агенты, вступающие в физическое владение товарами и самостоятельно заключающие сделку на их продажу. Оптовик-комиссионер приезжает с товаром на рынок, продает партию товаров по наиболее благоприятной цене, вычитает из выручки свои комиссионные и издержки, а оставшуюся сумму передает производителю.

3. Оптовые отделения и конторы производителей - это третья основная разновидность оптовой торговли, которая состоит из операций, осуществляемых продавцами и покупателями самостоятельно, без привлечения оптовых торговцев.
СБЫТОВЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ И КОНТОРЫ. Производители организуют сбытовые отделения и конторы, чтобы держать под более жестким контролем деятельность по управлению товарными запасами, сбыту и стимулированию.
ЗАКУПОЧНЫЕ КОНТОРЫ. Выполняют функции, аналогичные брокерам, но являющиеся структурным подразделением организации покупателя.

4. Разные специализированные оптовики
ОПТОВИКИ - АУКЦИОНИСТЫ играют большую роль в тех отраслях деятельности где потребители хотят до совершения сделки осмотреть товар.

Определяющую роль в организации оптовой книжной торговли, играют такие факторы, как предоставление издательствам дополнительных услуг в предпродажной подготовке книг, оперативности в обслуживании покупателей поступающими на рынок новыми книгами, стабильности, регулярной и прозрачной финансовой отчетности, согласованной политики в области ценообразования. Кроме того, имеются и другие условия, без которых оптовая книжная торговля не может получить должного уровня развития. К их числу следует отнести отсутствие в российском книжном рынке единого информационного пространства и, что очень важно, готовности самих издательств давать рынку опережающую информацию о своих изданиях.

Вопрос 48

Тематика: представление более 100 000 новых книг из всех регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Мероприятия: подписание контрактов, протоколов о намерениях, обмен идеями, поиск деловых партнеров; экспонирование изданий на электронных носителях; научно-практические конференции, пресс-конференции, встречи с авторами, «круглые столы» и презентации; подведение итогов книжных конкурсов.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ММКВЯ

Московская международная книжная выставка-ярмарка сегодня является наиболее представительным и масштабным книжным форумом в России. Для отечественных книжников ММКВЯ с 1977 года – самое значительное событие года, на нее едут, чтобы наладить новые и поддержать старые контакты, чтобы продать или купить книги и права на издание, пообщаться со всеми, кому небезразлична книга, и исследовать рынок…
Это профессиональное мероприятие, участие в котором – необходимый атрибут освоения рынка.
В шестнадцати выставках-ярмарках, прошедших с 1977 по 2003 год, как в «зеркале книжного мира», отразились все тенденции развития книгоиздания сначала СССР, а потом рыночной России. Они были видны и в количестве названий экспонируемых изданий, и в географии участников, и в темах конференций и круглых столов. Так, ММКВЯ-2002 свидетельствовала о том, что наше книгоиздание не только преодолело последствия августовского кризиса 1998 года, но и достигло за всю свою историю «самого высокого показателя» по количеству наименований книг и брошюр.

Цели ММКВЯ :

  • расширение деловых связей между издательствами и книготорговыми организациями,
  • поощрение экспорта, импорта и взаимных переводов литературы,
  • популяризация лучших изданий, способствующих улучшению взаимопонимания между странами и народами,
  • содействие всемерному развитию международного культурного сотрудничества.

Участники ММКВЯ – книгоиздательские и книготорговые фирмы, международные и национальные ассоциации издателей, книгораспространителей и полиграфистов, международные и национальные правозащитные организации, действующие в области охраны интеллектуальной собственности.

­­­­

Основные складские операции, экспедирование.

Прием товара от издательств и заказы розницы реализуются на оп­товом складе, на котором производится прием, комплектация, отгрузка и экспедирование товара. Технология оптовых продаж должна предус­матривать накопление запасов литературы сезонного спроса (например, учебников или календарей), которые, как правило, приобретаются роз­ницей по договорам купли/продажи с предоплатой, но со значительной оптовой скидкой. Такое накопление избавляет розничные предприятия от необходимости иметь избыточный запас.

Изложенная технология характерна для оптовой фирмы, предостав­ляющей весь комплекс оптовых услуг, юридически независимой от сво­их поставщиков и потребителей. Ее эффективность зависит от устой­чивости и взаимовыгодности трансакционной политики оптового пред­приятия, успешного маркетинга и оптимизации работы склада.

Для издательств технология опта имеет свои особенности, так как она является главной формой сбыта своей продукции и реализации из­дательской наценки, поэтому для оптового подразделения задача зак­лючается в своевременной дистрибьюции тиража.

Для смешанных оптово-розничных предприятий главным условием маркетинга является сбор и учет заказов от собственного розничного подразделения и приоритетность поставок для него. Для других видов посредников характерен более узкий набор оптовых услуг. Оптовая тор­говля аккумулирует информационные потоки от производителей и по­купателей книг, поэтому статистические данные о ней содержат инфор­мацию о спросе и состоянии книжного рынка в ассортиментном и реги­ональных разрезах.

Физические действия по организации поставок производятся на оп­товомскладе — подразделении оптовой фирмы, осуществляющим при­ем книжных товаров, размещение их на хранение, организацию хране­ния, разукомплектацию хранимого запаса книг одного наименования, комплектацию отгрузочной партии, отгрузку товара в транспортное средство и организацию экспедирования.

Для размещения хранимых на оптовом складе товаров необходимо соблюдать принцип прямоточности движения товара, т. е. разделения складского помещения на функциональные зоны приема и отгрузки товаров при наличии неразрывной транспортной связи между ними. На складе в соответствии с последовательностью процессов складской об­работки выделяются зоны разгрузки, приема, хранения, комплектации, отгрузки. Разгрузка и отгрузка производятся на особой площадке (рам­па, дебаркадер, эстакада). Склад должен иметь транспортную площад­ку, удобную для маневра большегрузных машин, для их подъезда к зоне разгрузки и погрузки, необходимо иметь буферную зону ожидания. Логистический менеджмент склада включает разработку оптимально­го расписания для приезжающего и отъезжающего транспорта, обеспе­чение минимизации пребывания в очереди и сокращение времени на обслуживание и оформление приходно-расходной документации.

Прием товара производится по количеству и качеству. Если товар прибыл на хранение, например для сезонной продажи, после приема он вместе с документом на внутреннее перемещение поступает в зону хра­нения, в которой каждое издание образует отдельную единицу хране­ния и получает уникальный идентификатор. Хранение на складе без механизации производится в штабелях (крупные партии) и на стелла­жах — небольшие партии. Хранение в штабелях требует наличия дере­вянных поддонов, что позволяет уберечь книги от сырости (особенно важно для полуподвальных и подвальных помещений). На механизи­рованном складе издания хранятся на подвижных металлических стел­лажах, каждый из которых имеет свой автоматизированный адрес. При задании адреса на пульте стеллаж перемещается, доступ к нему осуще­ствляется через штабелеукладчик.

На основе заказов розницы на складе формируется разнарядка — внутрискладской документ, определяющий распределение конкретно­го издания между получателями (покупателями). Разнарядка содержит в виде строк списка наименование покупателя, количество отправляе­мых экземпляров и цену для данного поставщика (она может быть раз­личной для разных поставщиков, так как определяется оптовой скид­кой и договорными условиями поставки). Разнарядка формируется в электронном виде в соответствии с заказами розничных фирм и коли­чеством экземпляров издания, поставленных издательством. Если из­дательство поставило меньше, чем в сводном заказе, разнарядка фор­мируется по особому алгоритму распределения, базой которого служит процент выполнения заказа издательством, критериями — минимизация разукомплектования пачек книг и приоритетность получателей. В слу­чае поставки тиража частями (дробная поставка) удовлетворение зака­зов происходит в соответствии с приоритетом получателей, а также по степени их удаленности. Например, если в качестве критерия берется принцип одновременного получения издания всеми покупателями, то первому производится поставка самому удаленному покупателю.

При формировании отгрузочной партии для конкретного получате­ля на основе разнарядки выписывается развозка — документ внутри-складского перемещения, определяющий количество экземпляров кон­кретной книги, выделяемое для отгрузочной партии, которая форми­руется для отправки покупателю. Выписывается на основе электрон­ной разнарядки для зоны приема или зоны хранения, с которых произ­водится отпуск товаров в зону комплектации. На основе развозки фор­мируются накладные внутрискладского перемещения и отгрузочные накладные и счета-фактуры для получателей. Электронные копии от­грузочных документов высылаются получателю.

После завершения накопления отгрузочной партии на основе разво-зок формируются отгрузочные документы (счета-фактуры, товарные и транспортные накладные, спецификации), производится отгрузка.

Эффективность работы склада зависит от уровня его автоматиза­ции и механизации (наличия штабелеров, подъемно-транспортного обо­рудования), удобства подъездов для большегрузного транспорта, бли­зости грузовой железнодорожной станции. Для склада планируется товарооборот (в рублях и экземплярах с дифференцированием по раз­делам литературы, поставщикам и получателям), товарные запасы, гру­зооборот (в экземплярах, рублях и тоннах), себестоимость обработки и хранения, коэффициент полезной площади (или объема), уровень ме­ханизации (отношение объема механизированных работ в тоннах к об­щей величине погрузочно-разгрузочных работ в тоннах), а также про­изводительность труда, затраты. Стоимость складского обслуживания составляет самую большую долю затрат в оптовой наценке, однако, уве­личение объемов оптовой торговли значительно сокращает стоимость обслуживания, приходящегося на одну книгу. Склад, ориентированный на долговременное хранение товарных запасов и обеспечивающий постав­ку книг по определенному региону, выполняет роль книжной базы. Зада­чи управления складом, складскими запасами, экспедированием при рос­те объемов, интенсивности транспортных потоков, усложнении транспор­тной сети вызвали необходимость к выделению методов их исследова­ния и решения в отдельную научную дисциплину — логистику.

Заключительным действием по организации поставок является экс­педирование — процесс транспортировки заказанного товара от оптово­го склада отправителя на склад или непосредственно в торговый зал получателя. Финансовые и организационные условия экспедирования определяются в договоре между оптовым поставщиком и получателем. В любом случае возможно экспедирование транспортом получателя («са­мовывоз»). При дальних расстояниях и больших объемах наиболее де­шевой в расчете на одну книгу является доставка по железной дороге контейнерами, причем чем больше тоннаж контейнера (стандартны трех-, пяти-, десяти- и двадцатитонные контейнеры), тем меньше стоимость экспедирования, приходящаяся на одну книгу. Для ряда районов Даль­него Востока применяется экспедирование комбинированным транспор­том железная дорога — море (с двумя перегрузками). Наиболее дорогим и быстрым видом экспедирования являются авиаперевозки.

Для экспедирования формируется отгрузочная партия, вес и объем ко­торой соответствуют виду транспортировки, поэтому срок подготовки партии и периодичнось экспедирования зависят от максимального объе­ма, допускаемого видом экспедирования, предусмотренного договором для данного получателя. Крупным покупателям может отправляться несколь­ко отгрузочных партий в месяц, мелким — по одной в квартал (или реже). Экспедирование по железной дороге осуществляется по договору со служ­бой контейнерных отправок железной дороги. При экспедировании за счет отправителя получателю выставляется отдельный счет либо, по догово­ренности с ним, производится соответствующая надбавка к отпускной цене.

Частным случаем экспедирования является транзит, когда достав­ка осуществляется со склада издателя покупателю, минуя оптовый склад, но расчет осуществляется через оптовую фирму.

Оборудование КМ

Книжный магазин является предприятием торговли и одновременно - культурным центром, ее помещения и оборудование должны соответствовать этому назначению, современным требованиям технической и торговой этики. Удобство для покупателей, возможность быстро, с минимальной затратой времени найти необходимую книгу и оформить покупку - основное требование к помещению, оборудованию и оформлению магазина.

Обычно его помещение разделено на торговый зал, подсобное и административно-бытовое помещение, она имеет красивый интерьер, со вкусом оформленные витрины, создает привлекательную атмосферу книжного мира.

Книготорговое оборудование - это набор средств для осуществления книготорговых операций и книготоргового обслуживания. В него входят механические устройства и специальная мебель. Оборудование делится на:

- механическое (кассовые аппараты);

- немеханическое (прилавки, стеллажи), которое в розничной сети бывает следующим:

- пристенное (шкафы, стеллажи);

-островки (прилавки, горки);

- встроенное (шкафы, стеллажи).

Оборудование книготорговых предприятий предназначенное для отображения, хранения и продажи печатной продукции. Основной его вид - стеллаж. Он состоит из основания, боковых стоек и книжных полок. В некоторых конструкциях стеллажей предусмотрена секция (тумба) для рабочего запаса товаров. В книжном магазине применяется традиционный метод торговли - через прилавок. Большое внимание продавцы книжного магазина предоставляют оборудованию рабочего места. Используется письменный стол, кресло. Для облегчения труда при приеме товаров, подсчетах суммы отоваренных кассовых чеков применяют микрокалькуляторы. Рабочее место продавца в торговом зале должно быть оборудовано кассовым аппаратом. Для хранения и показа изобразительных изданий, плакатов, листовок применяют характерное книготорговое оборудование-вертушки, горки.

В подсобном (складском) помещении книжного магазина установлены металлический стеллаж, рабочий стол и кресло, предназначенные для приема, комплектования и упаковки книжной продукции. Операции по перемещению товаров в магазине осуществляют работники вручную, без применения тележек, транспортеров или конвейеров.

ЯРМАРКИ

Возрождение ярмарочной торговли в России можно отметить с 1991 года. В 1993 году Всероссийскому акционерному обществу "Нижегородская ярмарка" вручена высокая награда в Мадриде "Арка Европы Золотая Звезда", которая ранее вручалась лишь четырем компаниям планеты: Японии, Германии, Мексики и Испании.

Ярмарочная торговля в России как организационная форма установления коммерческих связей получила достаточно широкое распространение. Традиционно ярмарочные торги получили свое выражение также через организацию торговли в виде выставок-продаж или выставок-салонов.

При организации биржевой и выставочной торговли выделяют три этапа:

1. Предварительный этап включает принятие решения и подготовку приказа о проведении ярмарки. На этом этапе создается ярмарочный комитет и формируется рабочая группа, которые обязаны разработать положение и разослать информационные письма для участников с полной информацией об условиях участия в ярмарке. Рабочая группа разрабатывает и другие рекламные материалы типа пригласительных билетов, рекламных буклетов, карточек гостя и т.д. Издаётся рекламная брошюра с подробной информацией об условиях участия.

При любой форме участия необходимо за 15 дней до открытия ярмарки внести регистрационный взнос и оформить заявку на участие, включающую подробную информацию о клиенте ярмарки, его реквизитах, требованию по размещению экспозиций и т.д.

Основными источниками доходов от проведения ярмарочной торговли является плата за участие, аренду под экспозиции, транспорт, аренду складских площадей, бронирование и приобретение билетов, осуществление погрузочно-разгрузочных и транспортно-экспедиторских работ, проведение технической и информационно-коммерческой консультации и комплекса дополнительных услуг.

2. Организационный этап заключается в подготовке рекламного каталога, включающего всех участников ярмарки, подавших заявки. Помимо участников, в каталогах публикуется и другая новейшая рекламная научная и научно-техническая информация о других передовых фирмах России и мира, о передовом опыте, соответствующем профилю и тематике ярмарки или выставки-продажи. Этот этап включает также оперативную работу по размещению гостей, организации их досуга, проведению ежедневных показательных ярмарочных торгов, презентаций и др.

3. Заключительный этап включает в себя подведение итогов с выделением положительных и отрицательных сторон в работе ярмарки. Этот этап является основой для принятия стратегических решений по дальнейшей перспективе ярмарочной торговли.

Для общего руководства конкретной ярмаркой образуется ярмарочный комитет. В его состав входят представители государственных, коммерческих структур, отраслей производства, торговли, предприятий, объединений, научно-исследовательских и других организаций. Возглавляет комитет лицо из состава ведомства, под эгидой которого устраивается ярмарка. Ярмарочный комитет является коллегиальным органом. Решения с оформлением протокола принимаются большинством его членов на периодически устраиваемых заседаниях. Ярмарочный комитет определяет состав участников ярмарки, создаёт рабочие органы, необходимые для выполнения поставленных задач, согласовывает и утверждает графики организационных мероприятий по оборудованию выставочных помещений и режиму их работы, прибытию участников, встреч представителей продавцов и покупателей для согласования развернутого ассортимента продукции, оформления документации, условий поставок, вносит министерствам, предприятиям предложения о снятии с производства продукции, не пользующейся спросом, изготовлении новых видов продукции повышенного спроса, обеспечивает обслуживание участников, определяет размеры и порядок распределения расходов на организацию и проведение ярмарки.

Ярмарочный комитет образует дирекцию, которая следит за ведением бухгалтерской, статистической отчетности, заключает договоры, необходимые для обеспечения деятельности ярмарки, издаёт приказы и распоряжения, назначает и увольняет работников ярмарки, руководит рабочими органами, осуществляет организаторскую, рекламную, коммерческую деятельность.

Проведение финансовых операций, контроль за расходованием средств, ведение установленной отчётности, предоставление на рассмотрение и утверждение ярмарочного комитета отчёта о деятельности и баланса возлагается на бухгалтерию, создаваемую на период подготовки и функционирования ярмарки.

На ярмарке целесообразно создавать группу маркетинга. Специалисты по маркетингу главным образом оценивают существующую ситуацию и разрабатывают прогноз развития рынка по каждому виду товаров.

Ход торговых операций на ярмарках контролируют и частично регулируют соответствующие группы - арбитрская, информационная, по учёту и регистрации договоров.

Предметом торговли на ярмарке могут быть товары и другие материальные ценности, предварительно заказанные, запланированные к производству и поставке в ближайший период, или изготовленные и ранее поставленные в некоторые регионы, но накопившиеся там в избытке, а следовательно, нуждающихся в повторном перемещении в другие районы с активным спросом на них. Сами товары непосредственно на ярмарке не реализуются. Они представлены в образцах, буклетах, проспектах, чертежах, фотографиях, кино-видеороликах и т.д. Выставляются на ярмарках также научно-технические разработки в виде натуральных экспонатов, макетов, патентно-лицензионной документации и т.д. Производители и владельцы товаров могут присутствовать или отсутствовать на ярмарке.

Ярмарки могут проводиться в специальных или арендованных помещениях. Если юридическое или физическое лицо желает реализовать или прорекламировать на ярмарке свой товар, оно должно предварительно заказать и оплатить место. Для успешного проведения ярмарки требуется приблизительно знать состав участников, количественный и ассортиментный состав товаров, представляемых на реализацию.

В ярмарочном хозяйстве определяются два направления в зависимости от характера торговых операций:

1) ярмарки по реализации продукции, поступившей в первичный оборот;

2) ярмарки по реализации неиспользуемой и излишней продукции;

Перед ярмарками первого вида ставится широкий круг задач:

а) усиление активного воздействия рыночной торговли на формирование планов производства продукции на основе маркетинговых исследований;

б) внедрение в производство новых изделий, отвечающих требованиям мировых стандартов; одновременное определение продукции с моральным износом, экономически нецелесообразной в эксплуатации, а следовательно, рекомендуемой к снятию с производства;

в) работа связанная с демонополизацией в сфере производства и обращения продукции;

г) обязанности по обеспечению приоритета потребителей, усилению экономического воздействия на поставщика в случае нарушения им договорных обязательств; препятствие волевым приёмам и решениям центральных органов в отношении производства и реализации продукции, противоречащим хозяйственным интересам предприятий, регионов, отраслей.

Ярмарки второго вида решают задачи по рациональному использованию трудовых, финансовых, материальных, производственных ресурсов.

Получают распространение ярмарки, совмещающие реализацию как новой продукции, так и неиспользуемой, излишней. Такие ярмарки привлекательны для покупателей, но требуют более высоких затрат. В хозяйственной практике ярмарки организуются в двух направлениях:

  • по закупке-продаже товаров народного потребления;
  • по закупке-продаже товаров производственно технического назначения.

По масштабу и характеру осуществляемых торговых операций ярмарки подразделяются:

1. Международные ярмарки.

2. Всероссийские ярмарки соединяют интересы большого количества предприятий, объединений с различными направлениями хозяйственной деятельности, специализации производства. На ярмарках сосредотачиваются товары весьма широкого профиля и ассортимента.

3. Зональные ярмарки привлекают к участию весьма значительное количество организаций, предприятий ряда близлежащих регионов. Ассортиментный состав предлагаемых товаров несколько уже.

4. Региональные (областные, краевые, республиканские) ярмарки функционируют для оперативного удовлетворения потребителей необходимыми товарами. В организационном плане они более доступны для участников.

Место, время проведения, тематика ярмарки определяется соответствующими ведомствами с участием коммерческих структур предприятий и объединений. Ярмарки работают по графику с предварительной установкой времени и места. При координации графиков следует добиваться недопущения совпадения сроков проведения ярмарок, чтобы избежать параллельной их работы в близлежащих регионах.

Изготовители, потребители продукции, посреднические, организации нуждаются в беспрерывном информационном обеспечении. В связи с этим на товарном рынке немалая роль отводится постоянно действующим выставкам продукции производственно-технического назначения и народного потребления.

В мире проводится ежегодно множество тематических выставок. Наиболее популярные из них: по проблемам экологии - в Ганновере, Нижнем Новгороде, по проблемам металлургии и изготовлению машиностроительной продукции - в Москве, Дюссельдорфе и т.д.

В современных условиях создаются новые организационные формирования по типу ярмарочно-выставочных организаций. К ним относятся ведущие ярмарочно-выставочные комплексы, такие как Внешнеторговое объединение АО "Экспоцентр", Всероссийское АО "Нижегородская ярмарка", региональный коммерческий центр "Сибирская ярмарка" и др.

Практический, научный и коммерческий интерес представляли такие международные выставки-продажи, как "Экология, Ресурсосбережение, Метрология", "Медицина - 95", "Автосервис -95" и др.

Функционирование таких выставок преследует цели:

  • оказание предприятиям, организациям, арендаторам, лицам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью, выставочно-информационных услуг;
  • развёртывание рекламной деятельности;
  • информирование потенциальных потребителей о новой продукции, сферах её применения и возможностях приобретения;
  • обмен коммерческой информацией с другими регионами, что способствует рационализации хозяйственных связей;
  • освещение достижений и перспектив развития в области науки и техники, освоения и внедрения новой технологии, прогрессивных технологических процессов и т.д.; при этом используется печать, радио, телевидение, кино, магнитофонные записи лекций и бесед и др.

Проведение маркетинговой работы на выставках связано с изучением конъюнктуры рынка и рыночных связей, организацией рекламы, оказанием услуг, подбором экспонатов, поиском и подбором зарубежных фирм, способных стать партнерами.

На базе экспозиций павильонов, смотров, выставок организуются краткосрочные курсы, научно-технические семинары и конференции, встречи с целью обмена опытом, консультации посетителей. В организации выставок важное значение имеют показ техники, изготовляемой внешнеэкономическими партнёрами, систематическое изучение выставочного дела и методов показа экспонатов на зарубежных выставках с целью использования современных научно-технических средств в оформлении экспозиций.

Выставки функционируют за счёт денежных поступлений от взносов её участников, входной платы посетителей, посреднических услуг, проводимых консультаций, сдачи в аренду экспозиционной площади, оплаты рекламы, изданий коммерческо-информационных материалов, заказов на художественно-оформительские работы, издательской деятельности и средств, поступивших по договорам с вышестоящими организациями.

Ещё одним видом оптовой и розничной торговли является аукционная торговля, при которой продавец с целью получения наибольшей прибыли использует конкуренцию покупателей, присутствующих при продаже.

На российском аукционном рынке наиболее популярными являются аукционы по продаже пушнины, например, всемирно известный аукцион в Санкт-Петербурге, а также международные аукционы по торговле уникальными племенными рысаками в Пятигорске, Ростове-на-Дону, Москве.

Из всего множества направлений развития розничной торговой сети приоритетными являются:

  • универсализация торговли продовольственными и непродовольственными товарами на базе развития сети универмагов и универсамов (супермаркеты, минимаркеты, гипермаркеты) и создания предприятий, образующих в комплексе торговый центр;
  • развитие специализированной торговли, обеспечивающей высокое качество торгового обслуживания и широкий спектр дополнительных услуг;
  • организация магазинов сниженных цен, магазинов-складов, постепенно вытесняющих торговлю на рынках (кроме сельхозпродукции), возрождение посылочной торговли, развитие других внемагазинных форм торговли.

Организация ярмарочной, выставочной и аукционной торговли нуждается в действенном управлении со стороны государства, т.е. в создании единого органа - центра, координирующего и обладающего достоверной информацией о деятельности этих прогрессивных форм торговли не только в России, но и во всём мире. Работа таково координирующего центра позволила бы участникам оптовой торговли согласовать свои действия и осуществить право оптимального выбора.

Современное развитие многочисленных форм оптовой и розничной торговли формируется в крайне сложных и неблагоприятных условиях политической, экономической, и социальной нестабильности, практически прекратившихся инвестиций в объекты торговли, вымывание из отечественного ассортимента многочисленных важных видов средств производства и товаров народного потребления с заменой их на импортные. И главное, процесс российской торговли осуществляется в условиях криминального фона, когда любой торговец в обязательном порядке должен платить дань криминальным структурам, так называемой "крыше".

В свете изложенных проблем настоятельную необходимость в современных условиях приобрело более широкое использование внутренних резервов всех участников рыночного оборота, совершенствование налоговых и финансово-кредитных механизмов, всемерное ускорение решения задачи по формированию развитой рыночной инфраструктуры.

АВСТРАЛИЯ

К началу 90-х гг. структура австралийского книгоиздания носила весьма противоречивый характер. Доминирующее положение занимают крупные транснациональные издательские корпорации, поглотившие ряд известных австралийских изд-в. Эти компании не только сбывают продукцию всех входящих в них изд-в и приобретают права на сбыт продукции др. издательских фирм, не имеющих филиалов в А., но также располагают собственной издательской программой выпуска книг, включая книги австралийских авторов. Наряду с ними функционируют отделения британских и американских издательств, а также собств. австралийские, независимые от иностранного капитала издательские фирмы, как правило, многопрофильные. Ежегодно в А. появляется большое кол-во новых изд-в. Так, в 1991 в отраслевом журнале австрал. книготорговцев и издателей ежемесячно публиковался список, включающий от 7 до 77 новых издательских фирм. Открытие новых, небольших изд-в способствует оживлению австралийского книжного рынка. Крупнейшие издательские фирмы А.: Издательская служба австралийского правительства (Australian Government Publishing Service - AGPS, открыта в 1970); в начале 90-х гг. ежегодно выпускала около 4000 назв. правительственных публикаций, включающих не только офиц. док-ты, но и издания разнообразной тематики. "Д ж а к а-ранда Уайли" (JacarandaWiley) - отделение амер. изд-ва "Джон Уайли". Представляет группу амер. и брит, изд-в "Уайли", "Хоутон Миффлин" (Houghton Mifflin), "Голланц" (Gollanz), "Нортон" (Norton), "Фриман" (Freeman), "Элемент" (Element), "Эвриман Пейпербек" (Everyman Paperback), "Аурум" (Au-rum), ежегодно 120 назв. Группа "X а р-пер Коллинз Паблишере" (Harper Collins Publishers), включает изд-ва "Харпер Эдьюкейшенал" (Harper Educational), "Голден Пресс" (Golden Press), "Ангус энд Робертсон" (Angus and Robertson). Одна из крупнейших доминирующих в сфере книгораспространения и в выпуске книг разнообразной тематики; ежегодно 400 новых назв. и 300 переизданий; располагает собств. складом, что позволяет дополнительно импортировать и распространять в А. 17 тыс. назв. из Великобритании и США. "Л о н г м а н Чешир" (Longman Cheshire), одно из крупнейших изд-в уч. лит-ры, особенно книг для высшей школы с импринтами "Лонгман Чешир" и "Питман" (Pitman), книг по иск-ву, бизнесу, справочных изданий; В начале 90-х гг. 230 назв. "П и н г-в и н" (Penguin) - отделение брит, фирмы; открыто в 1946; специализируется на распространении и выпуске в А. книг в мягких обложках (художественная., публицистическая литература), изданий для детей, 218 назв.; книги, выпущенные в А., составляют 35% общего оборота изд-ва. Фирма занимается физич. распространением и сбытом всех изданий с импринтами "Пингвин", "Лонгман", "Питман". Является единств, представителем брит, изд-в "Фейбер" (Faber), "Лейдибёрд" (Ladybird), "Литтл, Браун" (Little, Brown) и "Павиллион" (Pavillion). Группа "Рид П а б л и ш и н г" (Reed Publishing) - отделение одной из крупнейших транснациональных издательских объединений "Pud Ин-тернашенал". В группу входят изд-ва "Ригби-Хейнеманн" (Rigby-Heine-mann), "Баджет Букс" (Budget Books), "Уильям Хейнеманн", "Пол Хемлин" (Paul Hamlyn); выпускает в А. учебники для начальных и средних школ, худ. литературу, биографии, издания по искусству, бизнесу, музыке, детские и кулинарные книги; 200 названий в начале 90-х гг. "У э л д о н П а б л и-ш и н г" (Weldon Publishing), ранее - "Ландсдаун Пресс" (Landsdown Press), одно из крупнейших австралийских независимых изд-в, выпускает издания по страноведению, кулинарному искусству, садоводству, ремёслам, проблемам аборигенов, истории, о путешествиях, спорте, а также прекрасно иллюстрированные издания, посвящённые австрал. образу жизни. Имеет отделение в Новой Зеландии. "Д. В. Троп" (D. W. Thrope), входит в объединение "Рид Интернашенал", основано в 1920-х гг., выпускает различные библиографические издания, а также отраслевые журналы "Уикли бук ньюслеттер" (The Weekly Book Newsletter), "Острейлиен Ньюсэйджент энд Стэйшенер" (Australian Newsagent and Stationer) и др. Является также агентом по распространению и реализации прав на справочно-библиографические издания фирм "Уитакер" (Whitaker), "P. Р. Баукер" (Bowker), "Баукер-Заур" (Bowker- Saur) и "Заур", распространяет в А. библиографические издания Франции, Канады и Италии ["Букс ин Принт" (Books in Print)].

Статистические данные свидетельствуют о возрастании числа выпускаемых в стране книг. Так, в 1989г. - 72 австрал. Издательства выпустили 3247 назв., что на 10% больше, чем в предыдущем году; число переизданий возросло на 20,5%.В тематическом выпуске кн. продукции А. 50% книг составляет учебная литература для начальных и средних школ, а также литература для дальнейшего обучения по антропологии, биологии, медицине, бизнесу, кибернетике, истории, гуманитарным и полит, наукам, психологии и методике преподавания. Причём 90% из них - издания австралийских издателей. Выпуску дет. литературы (красочные, прекрасно иллюстрированные издания, получившие признание во всём мире) способствует деятельность Совета детской книги (Children's Book Council), который проводит ежегодно Неделю детской книги, присуждает премии лучшим авторам и иллюстраторам дет. книги и т. д. В связи с тем, что в А. многочисленны иммигранты, в стране развивается книгоиздание на иностранных языках, особенно для детей. Небольшие изд-ва выпускают лучшие австралийские книги на греческом, итальянском., турецком., хорватском, языках. Вместе с тем переводных изданий выходит немного. В 1988 создано первое в стране специализированное издательство "Магабала Букс" (Magabala Books) по выпуску литературы для аборигенов. Издания некоторых книг сугубо австралийской тематики часто субсидируются правительством (например., словарь на 40 языках, подготовлен Институтом исследований аборигенов). Финансовая помощь правительства выражается также в выплате австралийским авторам и издателям определенных компенсац. сумм за пользование их книгами в библиотеках (в зависимости от числа книговыдач).

Ведущие ассоциации и профессиональные объединения:

Ассоциация австрал. книгоиздателей (Australian Book Publisher's Association, осн. в 1949), включает 150 изд-в - как австрал. (80% чл.), так и иностранных. Ассоциация австралийских университетских издательств. Издательское дело в стране поддерживает ряд правительственных организаций, в т. ч. Н а циональный совет книги (National Book Council), сотрудничающий с издателями, книготорговцами, библиотекарями, авторами; проводит Недели австрал. книги, присуждает литературные премии и т. п., издаёт "Австралийское книжное обозрение" ("Australian Book Review").

В 1992 состоялась первая австралийская книжная ярмарка в Сиднее. А. - член Бернской конвенции (1928) и чл. Всемирной Женевской конвенции (1978) по авторскому праву. Защита авторских прав осуществляется Советом по защите австралийских авторских прав (Australian Copyright Council), членами которого являются представители ассоциаций издателей и книготорговцев.

Зарождение графического дизайна в А. связано с промышленным подъёмом 2-й пол. 19 в. Первоначально гл. сферами дизайна были реклама и графическое решение журналов. С 1930-х гг. он проникает и в область книгоиздания. Особое внимание типографическому оформлению продукции уделяло изд-во "Юра Смит" (Ura Smith), с которым в 30-40-х гг. работал в качестве иллюстратора и типографа дизайнер широкого профиля Д. Аннанд. Среди художников послевоенного поколения отдали дань искусству книги типографы Э. Мэйгир и М. Робинсон, иллюстратор Б. Петти. С 60-х гг. в книгоиздании А. заметное место занимает дет. книжка-картинка, успехи которой связаны с именами таких иллюстраторов, как Эннет Макартур-Онслоу, Килмени и Дебора Найленд, Д. Рафси, Д. О'Брайен. Тенденции экспрессивной постфунк-ционалистской типографики 70-80-х гг. нашли отражение в кн. работах А. Лей-дина, Л. Уэйта и др.

Наши рекомендации