Департамент государственного финансового контроля и аудита

Департамент государственного финансового контроля и аудита с его территориальными и местными органами создан по Постановлению Правительства РФ от 29 марта 1998 г. № 276 «О департаменте государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации» в центральном аппарате Минфина России на базе Контрольно-ревизионного управления, Департамента организации аудиторской деятельности и Отдела контроля за использованием государственных средств в организациях Министерства обороны Российской Федерации и правоохранительных органов Департамента оборонного комплекса. Это было вызвано необходимостью усиления государственного финансового контроля, совершенствования организации аудиторской деятельности и соединением в единый блок всех подразделений Минфина России, выполняющих контрольные функции.

Основными задачами Департамента государственного финансового контроля и аудита являются:

Осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;

Обеспечение в соответствии с законодательством методологического руководства аудитом в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе)

Участвует в разработке единой политики в области аудита и обеспечивает работу Центральной аттестационно–лицензионной аудиторской комиссии Министерства финансов РФ (ЦАЛАК), а также принимает меры по обеспечению выполнения решений ЦАЛАК.

Органы Федерального казначейства

Реорганизация проведена в рамках задач и функций, закрепленных Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. «Об утверждении положения о Министерстве финансов Российской Органы Федерального казначейства. В соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 года образована и передана в подчинение Минфина России система органов Федерального казначейства. Положение о Федеральном казначействе Российской Федерации № 703 утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.12 2004 г. в ред. От01.07.2016. Восстановление в России ранее существовавшего института казначейства (который, находясь в системе органов федеральной исполнительной власти, занимается исполнением федерального бюджета) вызвано отсутствием должного контроля за движением и использованием федеральных бюджетных средств. Была выбрана модель, при которой государство создает свой орган, непосредственно занимающийся и контролем, и совершением операций со средствами федерального бюджета.

Основными задачами Федерального казначейства являются: организация и проведение контроля за исполнением федерального бюджета; управление доходами и расходами бюджета; контроль за использованием внебюджетных средств. Главнейшей задачей Казначейства является жесточайший предварительный и текущий контроль за выделением средств. Для этого, во-первых, Казначейство концентрирует на своих счетах все платежные операции федерального бюджета; во-вторых, оно проводит постоянный контроль на стадии, предшествующей выделению средств из федерального бюджета и платежам с этих счетов.

Главное управление Федерального казначейства организует финансовое и бюджетное исполнение федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов исходя из принципов единства кассы и обеспеченности бюджетных расходов и платежей поступлением доходов (т.е. в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете), ведет сводный реестр распорядителей этих средств и др.

Территориальные органы Федерального казначейства:

• осуществляют бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;

• обеспечивают целевое финансирование предприятий и организаций за счет федерального бюджета и внебюджетных фондов и целевое использование бюджетных средств в пределах лимитов, установленных вышестоящей организацией;

• ведут учет распорядителей этих средств;

• осуществляют контроль за своевременностью совершения операций со средствами бюджета и внебюджетных фондов.

Органы Казначейства вправе:

• проводить проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, смет, планов, отчетов и других документов, связанных с получением и использованием бюджетных средств в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в организациях, учреждениях, банках и иных финансово-кредитных учреждениях независимо от вида и формы собственности;

• получать справки о состоянии счетов распорядителей бюджетных средств, необходимые объяснения по вопросам, возникающим при проверках;

• требовать устранения выявленных нарушений;

• приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций в случаях непредставления органам Казначейства необходимых финансовых и бухгалтерских документов, связанных с использованием бюджетных средств, а в отношении банков и иных финансово-кредитных учреждений в случаях несвоевременного исполнения ими платежных поручений на перечисление и зачисление средств в доход федерального бюджета либо на счета бюджетополучателей — применять штрафные санкции в размере, предусмотренном российским законодательством.

В области применения мер принуждения руководители органов Федерального казначейства и их заместители (в соответствии с их полномочиями) имеют право:

• списывать в бесспорном порядке бюджетные средства, используемые не по целевому назначению, и в других случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

• приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца.

Органы Федерального казначейства контролируют прохождение средств федерального бюджета из центра на места. Территориальные органы Казначейства ведут предварительный и текущий контроль при финансировании расходов организации — получателя бюджетных средств, а также последующий контроль, в процессе исполнения федерального бюджета.

Лицевые счета, открываемые на каждого бюджетополучателя, предназначены для учета движения средств федерального бюджета по доведению ассигнований, по финансированию расходов на содержание предприятия, учреждения, организации, по финансированию федеральных программ, дотаций, компенсаций, субвенций, трансфертов. В 1997 г. разработана единая методология операций по финансированию расходов бюджета через лицевые счета получателей средств, открываемые в Федеральном казначействе. Эта схема позволяет создать централизованную систему управления расходами федерального бюджета, осуществлять адресное финансирование расходов, способствует мобилизации средств федерального бюджета. Теперь движение средств федерального бюджета учитывается на лицевых счетах бюджетополучателей, имеющих функции текущих бюджетных счетов и являющихся внутренними аналитическими регистрами учета органа Федерального казначейства, которые служат для бухгалтерского отражения операций по исполнению федерального бюджета. Это дает ряд преимуществ, а именно:

• сокращение сроков прохождения платежей и средств федерального бюджета от государства до бюджетополучателей (сейчас эта операция занимает один банковский день);

• контроль за целевым использованием средств на стадии, предшествующей перечислению бюджетных ассигнований конкретным получателям;

• восстановление сметной дисциплины;

• повышение оперативности составления и достоверности отчетности об исполнении федерального бюджета.

Практика показывает, что при открытии лицевых счетов в органах Федерального казначейства резко сокращается нецелевое использование средств бюджета, так как в ходе совершения финансовых операций происходит предварительный и текущий контроль.

Территориальные органы Федерального казначейства ведут предварительный и текущий контроль финансирования расходов организаций — получателей бюджетных средств, а также последующий контроль в процессе исполнения федерального бюджета. Предварительному и текущему контролю за целевым использованием средств федерального бюджета ежегодно подвергаются все организации, финансируемые из федерального бюджета через лицевые счета органов Федерального казначейства.

Предварительный контроль проводится на стадии сверки соответствия плановых сметных назначений соответствующим лимитам бюджетного финансирования.

Текущий контроль осуществляется на стадии финансирования расходов с лицевых счетов бюджетополучателей по платежным документам после проверки соответствующих документов, подтверждающих правомерность расхода в пределах сметных назначений. Контроль проводится с момента перечисления средств министерствам и ведомствам до момента зачисления этих средств на счета предприятий и организаций.

При поступлении платежного поручения от отраслевого департамента Минфина России в Главное управление Федерального казначейства (ГУФК) поручение сверяют с лимитом финансирования. Если сумма платежного поручения превышает лимит, то платежное поручение возвращается в отраслевой департамент. Такой контроль применяют к финансируемым территориям и министерствам, не перешедшим на казначейскую систему исполнения бюджета. Если же финансируемые территории обслуживаются органами Федерального казначейства, то проверке подлежат реестры расходов, которые также сверяются с лимитами финансирования.

Следующий этап контроля за финансированием из бюджета — проверка своевременности зачисления банками средств бюджета на счета получателей. Территориальные органы Федерального казначейства проверяют кредитные организации на основании плана проверок, а также по заданиям ГУФК. В план проверок включаются в первую очередь кредитные организации, в отношении которых имеются данные о допущении ими грубых нарушений правил, регулирующих их деятельность, или неустойчивом финансовом состоянии.

Наличие бюджетополучателей в конкретном банке определяется по данным книги регистрации открытых лицевых счетов, которая хранится у главного бухгалтера. При регистрации бюджетных счетов в книге указывается наименование сметы, на основании которой и производится финансирование.

При обнаружении несвоевременного зачисления средств ревизоры указывают причины. Кроме того, указываются длительность межбанковского оборота, случаи длительного прохождения платежного документа. Также проверяется, на какой счет (бюджетный, расчетный или иной) поступают средства, с какого счета они расходуются.

За несвоевременное перечисление средств, выделенных из федерального бюджета, на банк налагается штраф в размере действующей в данном банке процентной ставки по краткосрочному кредитованию, увеличенной на 10 пунктов. Количество дней просрочки исчисляется со следующего дня после установленного срока зачисления по день фактического зачисления включительно.

По результатам проверок в случаях несвоевременного зачисления средств или непредставления (отказа предъявить) органам Казначейства или их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием средств федерального бюджета, органы Федерального казначейства вносят в Банк России представление о лишении соответствующего банка лицензии на совершение банковских операций.

Последующий контроль целевого использования средств органами Казначейства осуществляется в соответствии с планом основных вопросов экономической и контрольной работы Минфина России на соответствующий год, его заданиями и указаниями, а также по инициативе территориальных органов Федерального казначейства и во взаимодействии с другими органами государственного финансового контроля по особому плану. В целях рациональной организации работы и улучшения координации между подразделениями Минфина России опреде­лено, что Казначейство обеспечивает постоянный текущий контроль и проведение проверок целевого использования средств, выделяемых из федерального бюджета, своевременности и полноты выплаты заработной платы, стипендий и т.д.; контрольно-ревизионный аппарат осуществляет последующий контроль за правильностью использования средств федерального бюджета, в том числе бюджетных ссуд на возвратной основе, программ государственной поддержки.

Управления Федерального казначейства (УФК) ежегодно предоставляют ТКРУ информацию о наличии на территории соответствующего субъекта Федерации организаций, деятельность которых финансируется из федерального бюджета, а также о предприятиях всех форм собственности, получивших в истекшем году средства федерального бюджета на выполнение различных программ, проектов и мероприятий. В свою очередь, ТКРУ информируют управления Казначейства о результатах ревизий и проверок расходования средств федерального бюджета. При необходимости проводится оперативный обмен копиями писем, разъяснений и других документов Главного управления Федерального казначейства и Департамента государственного финансового контроля и аудита Минфина России.

УФК и ТКРУ в течение года уточняют квартальные планы контрольной работы и при необходимости включают в них совместные проверки получателей бюджетных ассигнований, проверки по указаниям Минфина России, а также по обраще­\ниям других органов в соответствии с законодательством.

По результатам совместных проверок контрольно-ревизионное управление и орган Федерального казначейства составляют акт, подписываемый проверяющими. ТКРУ по результатам проверок направляют для принятия мер в УФК представления о взыскании в доход федерального бюджета средств бюджета, использованных не по целевому назначению, и сведения для начисления штрафных санкций. По запросам управлений Федерального казначейства контрольно-ревизионные управления представляют акты ревизий (проверок) в трехдневный срок. После получения этих представлений управления Федерального казначейства в двухнедельный срок рассматривают акты и информируют контрольно-ревизионные управления о принятых мерах.

Федеральная служба бюджетно- финансового надзора

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет контроль и надзор: за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации,' бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций; за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций; представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Службы; в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право:

проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий; проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка); направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений; осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств; запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам; заказывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности; привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов; давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы; Одним из вопросов проверки являются наличие и правильность составления сметы: не предусмотрены ли в сметах излишние ассигнования на содержание бюджетных учреждений. Наибольшее внимание при проверке уделяется основным статьям расходов — заработная плата, питание, медикаменты, хозяйственные расходы, капитальное строительство (ремонт).

При проверке смет планирования расходов ревизор устанавливает правильность определения главного показателя учреждения, исходя из которого определяются все расходы на его содержание. Например, для школы — количество классов, для больницы — коек, для вузов и техникумов — число студентов, для органов управления — работников.

Правильность планирования расходов проверяется по их видам. В процессе ревизий, проводимых в бюджетных учреждениях и организациях, проверяются обоснованность расчетов сметных назначений, правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, достоверность отчетных и учетных данных, выполнение планов по штатам, контингентам и соответствие расходов степени выполнения этих планов; сохранность денежных средств и материальных ценностей; эффективность затрат на капитальный ремонт, на приобретение оборудования и инвентаря; соблюдение установленных норм расходования материальных ценностей и денежных средств, штатов, ставок заработной платы, правильность назначения и выплаты стипендий, пособий, законность и правильность исчисления доходов от оказания дополнительных услуг и др.

При проведении ревизий финансовой деятельности министерств и ведомств проверке подлежат: правильность и своевременность составления финансовых планов и доведения их до подведомственных предприятий и организаций;

организация внутриведомственного контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений;

Правильность расходования средств на содержание подведомственных учреждений, на проведение централизованных мероприятий и содержание аппарата управления

Наши рекомендации