Понятия, задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа финансовых результатов
Необходимым элементом экономического анализа является исследование результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли (или убытка) и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции (товаров, работ, услуг), а также от других видов деятельности (сдачи в аренду основных фондов, коммерческой деятельности на фондовых биржах и пр.).
Механизм формирования финансовых результатов, действующий на сегодняшний день, приведен на рис. 1.
Рисунок – Схема формирования фнансовых результатов предприятия
Финансовый результат — обобщающий показатель анализа и оценки эффективности деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях (этапах) его формирования.
Главным показателем эффективности работы организации является результативность. Понятие «результативность» складывается из нескольких важных составляющих финансово-хозяйственной деятельности организации. Наиболее общей характеристикой является прибыль. Поэтому анализ финансовых результатов включает оценку следующих показателей прибыли: валовой, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, прибыли от обычной деятельности, чистой прибыли предприятия.
Конечный финансовый результат (чистая прибыль или убыток) слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов.
Цель анализа финансовых результатоворганизации — финансово-экономическое обоснование вариантов управленческих решений, реализация которых обеспечит устойчивый рост ее финансовых результатов.
Основными задачами анализа финансовых результатовдеятельности являются:
■ оценка динамики и структуры показателей прибыли за анализируемый период в целом по организации, а также по направлениям деятельности, по структурным подразделениям;
■ факторный анализ показателей прибыли и рентабельности и выявление внешних и внутренних факторов на формирование финансовых результатов;
■ анализ финансовых результатов от прочей реализации, инвестиционной и финансовой деятельности и выявление факторов и причин изменения показателей;
■ анализ формирования и распределения прибыли;
■ оценка динамики показателей рентабельности и анализ факторов, воздействующих на уровень использования средств;
■ анализ затрат, произведенных организацией, и затрат на рубль товарной продукции;
■ оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
■ выявление резервов увеличения суммы прибыли и.рентабельности;
■ разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Для анализа состава и динамики прибыли за отчетный период формируется аналитическая таблица, в которой отражаются сведения о величине прибыли за базовый и отчетный периоды в разрезе ее составных частей. Рассчитывается изменение абсолютных значений и удельный вес каждого вида прибыли в составе прибыли за отчетный период. С этой целью определяются значения абсолютных и относительных отклонений.
При этом анализ следует проводить в условиях приведения величин прибыли за базовый и отчетный период в сопоставимый вид, т. е. с учетом влияния инфляции. Для этого перед тем как проводить расчет прибыли, выручка корректируется (уменьшается) на величину индекса роста цен, а затраты — на величину роста цен по элементам себестоимости.
Следует различать понятия «расходы», «затраты», «себестоимость». От их правильной идентификации зависит формирование адекватных результатов анализа. Сгруппированные особым образом доходы и расходы отражаются в отчете о прибылях и убытках. Итоговым показателем отчета считается чистая прибыль, формируемая в виде разницы между всеми начисленными доходами и расходами.
В процессе анализа используются разнообразные показатели прибыли, которые можно классифицировать следующим образом:
1) по видам хозяйственной деятельности:
· прибыль от основной (операционной) деятельности;
· прибыль от инвестиционной деятельности;
· прибыль от финансовой деятельности;
2) по составу включаемых элементов:
· маржинальная прибыль;
· валовая прибыль;
· прибыль от реализации продукции;
· брутто-прибыль;
· прибыль до налогообложения;
· чистая (нераспределенная прибыль);
3) по характеру деятельности предприятия:
· прибыль от обычной деятельности;
· прибыль от чрезвычайных операций;
4) по характеру налогообложения:
· налогооблагаемая прибыль;
· льготируемая прибыль;
5) по степени учета инфляционного фактора:
· номинальная прибыль;
· реальная прибыль, скорректированная на темп инфляции в отчетном периоде;
6) по экономическому содержанию:
· бухгалтерская прибыль;
· экономическая прибыль;
7) по характеру использования:
· капитализированная прибыль;
· потребляемая прибыль.
Анализ прибыли организации рекомендуется проводить в определенной последовательности.
Результаты анализа используются для принятия экономических решений, направленных на эффективное использование ресурсов, выбор наилучшего варианта инвестиций, обоснование перспективы развития предприятия и т. д.