Анализ производства и продаж: задачи, основные направления, информационное обеспечение

Экономический анализ: учеб. / Г.В. Савицкая. – 11-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2005. – 651 с. – (Экономическое образование).

ISBN 5-94735-080-7

Главы: 5, 6, 7, 8, 9 и 10.

Глава 5. Анализ объемов производства и продаж продукции

Анализ производства и продаж: задачи, основные направления, информационное обеспечение • Анализ объема и структуры готовой
продукции • Анализ выполнения договорных обязательств и объемов
продаж продукции • Анализ технического уровня и качества
продукции • Анализ резервов роста объемов производства • Оценка
и прогнозирование выручки от продаж

Анализ производства и продаж: задачи, основные направления, информационное обеспечение

Анализ объемов производства и продаж продукции проводится для того, чтобы изыскать пути увеличения объемов реализации по сравнению с конкурентами, расширить долю рынка при максимальном использовании производственных мощностей и, как результат, – увеличить прибыль организации.

Основная задача экономического анализа объемов производства и продаж продукции – анализ конкурентных позиций организации, ее способности гибкого маневрирования ресурсами при изменении конъюнктуры рынка. Эта общая задача решается путем решения следующих частных аналитических задач:

· оценки степени выполнения производственной программы и плана продаж продукции;

· оценки динамики выпуска и продаж продукции:

· оценки выполнения договоров по объему, ритмичности поставки, качеству и комплектности продукции:

· установления причин снижения объемов производства и неритмичности выпуска;

· количественной оценки резервов роста выпуска и продаж продукции.

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Основными показателями объема производства служат товарная, валовая и реализованная продукция. Объекты анализа представлены на рис. 5.1.

Анализ производства и продаж: задачи, основные направления, информационное обеспечение - student2.ru

Рис. 5.1. Объекты анализа объема производства и продаж продукции (работ, услуг)

Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году.

Реализованная продукция (объем продаж) – полученная от покупателей выручка за стоимость отгруженной продукции, на которую перешло право собственности.

Изучение объемов производства осуществляется в определенном диапазоне деловой активности, т.е. в границах min-max, представляющих временной ряд. Анализ может проводиться не только в границах абсолютного min-max, но и в пределах неизменных постоянных издержек. Временной ряд составляют для минимально и максимально допустимых, оптимального и фактического объемов выпуска и продаж (реализации) продукции.

Минимально допустимый (безубыточный) объем реализации – это такой объем, при котором достигается равенство доходов и расходов при сложившихся условиях производства и ценах на продукцию.

Максимальный объем обеспечивается при максимальной загрузке производственных мощностей.

Оптимальным считается такой объем продаж, который обеспечивает получение максимальной прибыли при сложившихся условиях производства в определенном ценовом диапазоне. Задача оптимизации больше теоретическая, чем практическая, однако оптимальный объем при планировании выпуска продукции служит ориентиром, знание которого необходимо.

Ассортимент – это перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный, групповой и внутригрупповой ассортимент. Систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов по классификатору промышленной продукции, а также шифров изделий (номенклатурных номеров) составляет номенклатуру.

В качестве источников информации для проведения ретроспективного анализа объема выпуска и продаж продукции используются статистическая отчетность, а также данные бухгалтерского учета, отраженные в учетных регистрах по счетам 40 «Выпуск продукции», 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи».

Перечисленные источники информации используются для проведения ретроспективного анализа, значительная роль которого подтверждается практикой хозяйственной деятельности. Оперативный анализ проводится на основании данных учетных регистров бухгалтерского учета по счетам 45 «Отгруженная продукция» и 90 «Продажи».

Перспективный анализ выпуска и реализации применяется при оценке альтернативных управленческих решений и выборе из них оптимального.

Наши рекомендации