Организация маркетинга на кинопредприятии 24 страница
Среди основных участников съемочной группы ненормированный рабочий день имеют: режиссер-постановщик, режиссер, ж ассистенты и помощники, главный кинооператор, кинооператор и их ассистенты, художники-постановщики, звукооператор, административная группа. К работникам с нормированным рабочим днем относятся главным образом лица, обслуживающее цеха киностудии: осветители, механики по обслуживанию звуковой и съемочной техники, установщики декораций, гримеры, реквизиторы, пиротехники-оружейники, бутафоры-декораторы, монтажницы и др. Для них существует месячный учет рабочего времени в соответствии с его месячной нормой, которая устанавливается расчетным путем. Если съемки ведутся вне студии, для всего состава съемочной труппы устанавливается ненормированный рабочий день. В связи с этим рабогни-кдм с нормированным рабочим днем работа оплачивается в повышенном размере, что устанавливается трудовым договором.
В ряде случаев съемочным группам приходится производить работы в ночное время. Трудовое законодательство определяет ёто как период с 22 до 6 часов. Порядок работы в ночное время творческих работников организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов может определяться коллективным договором, локальными нормативными актами либо соглашением сторон трудового договора.
Нормальный режим труда и отдыха предполагает не только регламентацию времени работы, но и времени отдыха. Во российскому трудовому праву понятие времени отдыха практически совпадает с понятием внерабочего времени, т.е. времени, свободного от выполнения трудовых обязанностей. Видами времени отдыха являются: а) перерывы в течение рабочего дня; б) ежедневный отдых; в) выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); г) нерабочие праздничные дни; д) отпуска.
\ В течение рабочего дня работникам должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее тридцати минут, который в рабочее время не вкрючаетфя, Время предоставления перерыва и его продолжительность в условиях киностудии устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, а в съемочных группах — администрацией. (Яричем обеденный перерыв должен предоставляться всем участникам съемок не позднее, чем через пять часов после начала г смены. Перерыв для отдыха между сменами при работе в условиях i; киностудии и на местной натуре должен быть не менее 13 часов, а в условиях киноэкспедиции ~ не менее 12 часов. Продолжитель-^ность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов. Работникам съемочных групп, цехов и отделов киностудий должны предоставляться еженедельно дни отдыха в субботу и рюскресенье. Однако на практике это не всегда соблюдается. Так, щ соответствии с Трудовым кодексом и согласно Положению о | рабочем времени и времени отдыха работников съемочных групп 'и обслуживающих цехов киностудий работа в выходные дни как исключение допускается в следующих случаях: необходимость провести событийные киносъемки; работа на территории или в гантерьерах других предприятий и организаций, которые могут разрешить киносъемку только в выходные дни; при неблагоприятных климатических и погодных условиях, а также в случаях, ; связанных с чрезвычайными обстоятельствами. Привлечение ра-I ботников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению администрации.
Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается |не менее чем в двойном размере. По желанию работника ему может | быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нера-I бочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день ■отдыха оплате не подлежит. Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников организаций кинематографии может определяться на основании трудового договора, коллек-I тивного договора или локального нормативного акта организации. Особо следует сказать о режиме труда и отдыха в съемочных группах при работе в районах с неблагоприятными климатическими условиями. Администрация всегда должна исходить из местных метеорологических условий и особенностей. Во время натурных съемок на Крайнем Севере и приравненных к нему районах работу при сильном морозе следует чередовать перерывами* предназначенными для обогрева участников съемок. Периодичность пепепы.
вов и их продолжительность устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. При съемках в особо неблагоприятн#1х метеорологических условиях (в Москве и Московской области фи морозе от —25°С и ниже, сильном снегопаде и ветре от 4 метров в секунду и более) следует после каждых 50 минут работы давать участникам киносъемок 10-минутный перерыв для обогрева. Особый режим труда и отдыха должен соблюдаться также при работе в районах жаркого климата, в первую очередь в пустынях и полупустынях, где возможна опасность перегрева. Поэтому съемочным группам рекомендуется проводить различные подготовительные работы в утренние часы (с 5—6 часов до 10 часов), затем устраивать перерыв до 18—19 часов. После того, как жара спадет, можно возобновить работу. Время съемок зависит от условий освещенности, однако по возможности следует выбирать более прохладные часы. При таком режиме работы на сон и отдых отводится время с 23—24 часов до 5 часов утра и с 10—11 часов до 18—19 часов.
Одной из особенностей фильмопроизводства является участие в съемках детей и подростков. Продюсер должен уделять особое внимание условиям труда на съемочной площадке, строгому соблюдению режима работы и установленных мер по охране труда несовершеннолетних исполнителей ролей;/ Привлечение данной категории исполнителей для участия в киносъемках оформляется письменными договорами. Трудовой кодекс устанавливает}/что в организациях кинематографии^допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) или органа опеки (попечительства) заключение ^«рудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет для участия в создании фильма, в том числе исполнения роли. Дети допускаются к съемкам только после медицинского освидетельствования при отсутствии противопоказаний. Для несовершеннолетних исполнителей установлена сокращенная съемочная смена по возрастным группашап
Возраст Продолжительность
До 13 лет не более 3 часов
От 13 до 16 лет не более 4 часов
От 16 до 18 лет не более 6 часов
В течение всего рабочего времени несовершеннолетним артистам каждые 45 минут должны предоставляться перерывы для отдыха продолжительностью до 15 минут, которые, как и обеденный перерыв, в рабочее время не включаются. Трудовой кодекс допускает работу в ночное время лисе, не Достигших возра-
ста 18 лет и участвующих в создании или исполнении художественных произведений.
На период съемок детских фильмов приглашаются воспитатели-педагоги, которые должны наблюдать за детьми и вести занятия. Каждый воспитатель работает не более чем с 8 детьми.
16.3. Подготовительные работы по безопасности киносъемок
Подготовительный период — важнейший этап "Производства фильма, когда закладываются предпосылки для успешной творчес-(^Ко-производственной работы съемочной группы. В это время проводится многогранная работа по всесторонней подготовке к съемкам, включая вопросы охраны труда. От того, насколько тщательно Еона проделана, зависят условия труда и быта участников съемок в киноэкспедиции, производственно-экономические показатели.
Основными направлениями работ подготовительного периода то обеспечению производственной безопасности являются:
• работа с режиссерским сценариев— определение кадров с повышенной опасностью для участников;
• разработка планов съемки кадров с повышенной опасностью;
• выбор мест для натурных'киносъемок, включая вопросы безопасности работы, обеспечения нормальных условий труда и быта; i
• организация работ по изготовлению и приемке специальных приспособлений в соответствии с утвержденной технической документацией;
• подбор дублеров-каскадеров, обучение артдетов навыкам, необходимым для исполнения роли;
• отбор и дрессировка животных, которые будут сниматься в фильме;
• подготовка к выезду в киноэкспедицию (обеспечение работников съемочной группы спецодеждой, специальным инвентарем, организация медщщнского обслуживания участников киносъемок, осмотр и проверка исправности кинотехнологической аппаратуры, оборудования, транспортных средств, отправляемых в киноэкспедицию).
Рассмотрим более подробно, как проводится комплекс работ подготовительного периода. Подготовка к съемкам кадров, сопряженных с повышенной опасностью, ведется заранее, с учетом характера и степени их сложности.
В обязанности продюсера, как уже говорилось, входит организация оформления журнала по охране труда съемочной группы. Основой #ля его заполнения служягг режиссерский сценарий. Журнал является комплексным документом, в котором отражаются мероприятия по обеспечению безопасности киносъемочных работ, планы кадров, предоставляющих опасность для жизни и здоровья участников съемки, проведения инструктажей цр охране труда со всем составом съемочной группы. Оформление журнала является важным моментом в подготовке к съемкам. Эта работа проводится продюсером совместно с режиссером-постановщиком, оператором-постановщиком и другами необходимыми специалистами. К ней подключается и инженер по охране труда, работающий на киностудии или привлекаемый к работе по договору. Следует обратить внимание на то, что .сегодня многие недальновидные продюсеры совершают ошибку, игнорируя оформление журнала. К сожалению, такое явление стало возможным из-за отсутствия четкого контроля за состоянием охраны труда в отрасли. Один из разделов этого журнала — «Акт об установлении требований техники безопасности и охраны труда и мероприятий по их исполнению при производстве кинофильмовяу^де перечисляются опасные и постановочно сложные кадры и определяются соответствующие мероприятия, необходимые при их съемке. Э акте указываются номера кадров по режиссерскому сценарию:
• при съемках которых будут использоваться пиротехничес
кие средства, военная техника, оружие, огнеопасные мате
риалы, специальные приспособления, инвентарь, транспорт
ные средства, при которых участники съемок будут нахо
диться на высоте более тре# Петров без ограждегай^Ц
'. • в съемках которых будут участвовать каскадеры-дублеры, воинские подразделения, более 50 участников массовых сцен, животные;
• которые будут сниматься в сложных условиях рельефа мест
ности, в интерьерах промышленных предприятий.
Кроме того, в акте дается информация о местах проведения киноэкспедиции, указывается на необходимость предварительного медицинского освидетельствования работников съемочнЬй группы, организации обучения исполнителей ролей специальным навыкам, привлечения консультантов по специальным вопросам.
Если в фильме предстоят опа&ше несложные киносъемки, по каждому кадру или группе кадров разрабатывается план, к&юрый входит составной частью в журнал. План1 предусматривает такие спо-
собы киносъемок, которые бы обеспечивали полную безопасность участников, сохранность близлежащих строений и природных объектов. Наиболее распространенной формой является графический план съемки. На него условными обозначениями наносятся в определенном масштабе съемочные объекты» предполагаемые точки ш углы .съемки, указываются посты страховки и охраны, места взрывов и радиус их действия. Чтобы обеспечить согласованность действий, на плане обозначаются маршруты и скорость движения участников съемки, транспортных средств, возможные пути следования живот-ных, минимальное расстояние между движущимися объектами. План подписывают директор съемочной группы, кинорежиссер-постанов-шик, кинооператор-постановщик, а в необходимых случаях пиро-1№ехник-оружейник, консультант и инженер по охране труда.
Журнал заполняется административными и творческими работниками съемочной группы, согласовывается со специалистом по охране труда и направляется на утверждение дирекции кино-иудии. Один экземпляр остается в съемочной группе в качестве рабочего документа. Таким образом, журнал обеспечивает планомерное проведение работы по безопасности труда в съемочной йруппе от подготовительного Периода и до завершения съемок.
Поскольку практически всегда часть фильма снимается на натуре, продюсер должен заранее позаботиться о выборе места экс-рЬдиций. От этого зависят условия, в которых будут находиться •частники кинозкспедиции, а значит, и планомерность работы, и производительность труда съемочной группы.
Определяя места, где будут производиться натурные киносъемки, продюсер наряду с творческими учитывает производственные и ютовые вопросы, проводит киносъемки в максимально безопасных условиях, избегает сложных климатических и природных условий, заменяя их районами с более благоприятными условиями. При этом учитываются современные достижения кинодекорационной "техники и комбинированных киносъемок. Продюсер должен продумы-гвать вопросы размещения людей, организации питания, медицинской помощи. Не менее важно учесть возможность рациональной транспортировки работников и съемочной техники с экспедиционной базы на съемочную площадку и обратно, предусмотреть подходящие места для хранения имущества съемочной группы.
В подготовительном периоде изготовляются необходимые приспособления и защитные средства, игровой реквизит, бутафоре->Кие изделия, ведется сооружение первоочередных декораций. На практике для съемки того или иного кадра нередко требуются
специальные приспособления (подвесные устройства, вышки, площадки для киносъемок, специальные операторские краны, игровой транспорт и прочее), которых нет в арсенале технической базы киностудии. Для того чтобы эта техника была безопасной в эксплуатации, установлен определенный порядок ее разработки. Все специальные приспособления должны быть изготовлены по чертежам, согласованным со специалистом по охране труда, а затем пройти испытание в присутствии специальной комиссии. В нее входят представители разработчика-кдаструкторского бюро, изготовителя, администрации съемочной группы и специалист по охране труда. В зависимости от назначения конструкции, испытания проводятся на статическую или динамическую нагрузку. Затем составляется акт о приемке спецприспособления, который подписывают члены комиссии. Кроме того, на каждое спецприспособление составляется технический паспорт и инструкция по эксплуатации, содержащая указания по технике безопасности.
В подготовительном периоде большое внимание должно уделяться вопросам прочности и безопасности декораций. Еще в момент их разработки специалист до охране труда знакомится с проектами сложных или представляющих опасность декораций, вместе с конструкторами уточняет расчетную рабочую нагрузку на декорации (количество и состав аппаратуры, оборудования, предметов реквизита), количество людей, которое предполагается в ней разместить, и характер действий, которые будут производиться в декорациях по ходу съемок. Сооружение декораций ведется на основе технических расчетов, согласованных со специалистом по охране труда. Построенные декорации после тщательного осмотра в присутствии инженера по охране труда сдаются по акту съемочной труппе.
Если предстоят трюковые киносъемки или сложные актерские действия, в подготовительном периоде подбираются дублеры, артисты обучаются водить машину, ездить верхом, плавать, фехтовать и т.д. Например, в короткометражном фильме «Без фокусов» главный герой должен был выполнять сложные проезды и автотрюки. Артист предварительно прошел специальное обучение у опытных тренеров и прекрасно справился со своей задачей во время киносъемок. При подготовке к съемкам фильма «Мой ласковый и нежный зверь» исполнительница главной роли научилась ездить верхом и на съемках обошлась без дублера. Но прежде чем допустить артистов к исполнению трюковых, опасных номеров, необходимо получить письменное заключение подготавливающего их специалиста.
Но далеко не всякий кинотрюк может исполнить даже хорошо подготовленный артист. Тогда к съемкам привлекаются дублеры-
каскадеры. В качестве каскадеров, как правило, привлекаются квалифицированные спортсмены» артисты цирка, обладающие определенными навыками в исполнении трюков и устоявшимся стереотипом реакции в опасных ситуациях.
С утвержденными исполнителями кинотрюков продюсер заключает трудовой договор. В нем указывается вид трюков, устанавливаются обязанности и ответственность каскадера за соблюдение дравил техники безопасности. При оформлении договора с каскадером проводится инструктаж. Кроме того, составляется раскадровка исполняемых трюков с их подробным описанием (характер [действий, скорость движения, необходимые меры безопасности), (Которая должна быть согласована со специалистом по охране труда. Раскадровка составляется по произвольной форме. Примеры раскадровок приведены в приложении 2 в конце главы.
В некоторые случаях в киносъемках участвуют различные животные. Их поиск, #гбор и дрессировка также проводятся в подготовительном периоде.
Как и по трюковым киносъемкам, заранее составляется перечень кадров с участием животных, заключается договор с дрессировщиком, ведется подготовка необходимых средств защиты, организуется ветеринарный контроль. Животные допускаются к киносъемкам только с разрешения ветеринарного врача.
I кВ киноэкспедиции съемочная группа должна быть обеспечена спецодеждой, снецинвентарем, постельными принадлежностями. В зависимости от климатических условий на съемке могут потребоваться солнцезащитные козырьки, тенты, навесы, емкости для литьевой воды или же теплая одежда и обувь, обмундирование для работы в сырых условиях и т.д. В каждом конкретном случае эти вопросы выясняются у соответствующих специалистов. Так, например, в одном до фильмов значительная часть съемок должна (была проходить в горах. Чтобы обеспечить безопасные производственные иймтовые условия работникам съемочной группы, консультант картины составил перечень необходимого альпинисте-кого оборудования, который состоял из четырех разделов: 1) обувь и одежда; 2) снаряжение личного пользования; 3) групповое снаряжение для движения и страховки; 4) групповое бивуачное и вспомогательное снаряжение. Помимо специального снаряжения для обеспечения крепления и* страховки киносъемочной аппаратуры в список было включено около 50 видов снаряжения. Очень важно, чтобы специальные приспособления и снаряжение были свЬевременно получены, проверены и подогнаны.
Во время подготовки к киноэкспедициям продюсеру необходимо решить медицинские вопросы. Если группа работает в сложных условиях, требуется заключение о том, что ее участникам не противопоказано находиться в районах проведения киносъемок. Члены экспедиции должны обязательно сделать профилактические прививки при выезде в некоторые районы страны, перечень которых определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации. Прививки проводятся в несколько приемов в течение 20—30 Дней и должны быть закончены Me позднее, чем за 10 дней до выезда в районы съемок. Администрация должна обеспечить группу необходимыми медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Оборудование, аппаратура, технические средства (киносъембч-ные камеры, ветрообразовательные устройства и пр.), автотранспорт перед отправкой в кинозкспедицию должны пройти техническую проверку. Она ведется на технической базе киноорганизации соответствующими специалистами, а ее результаты фиксируются в специальных документах.
16.4. Обеспечение безопасности при павильонных киносъемках
Павильонные киносъемки представляют собой технологически сложный вид съемки. От того, в каких ^еловиях приходится их проводить, во многом зависит успешность работы съемочных трупп. До начала съемок цеха и отделы технической базы на оснований заявок съемочных групп проводят разностороннюю работу по строительству и отделке декораций/сборке подвесных осветительных лесов, монтажу киноосветительной аппаратуры и другим видам материально-технического обесггечения киносъемок. Главное внимание должно быть направлено на безопасную эксплуатацию осветительных лесов и электроаппаратуры. Сборка лесов ведется постановочным цехом (участком) киностудии в соответствии с утвержденной планировкой. Все элементы, из которых монтируются леса, должны проходить периодическую проверку на прочность и иметь соответствующие отметки об этом. Для того чтобы леса в процессе эксплуатации не раскачивались, их закрепляют откосами шш растяжками к полу, колосникам, балконам кинопавильона или к специальным брусьям. После того как сборка лесов закончена, проводится их осмотр и сдача в эксплуатацию. В этой работе участвуют мастер кинопавильона, представитель светотехнического цеха и специалист по охране труда. Проверяются пра*-
вильность расположения и надежность крепления лесов, наличие ограждающих перил. Смонтированные леса должны отвечать требованиям электробезопасности, для чего металлические подвески (тросы), соединенные с рабочим потолком кинопавильона и предназначенные для закрепления лесов, обязательно разделяются специальными изоляторами. Обычно они имеют форму квадратного кольца, покрытого слоем прочного диэлектрического материала, рфетанавливаются на высоте не менее 2 м от настила лесов. Тем самым создается разрыв возможной электрической цепи (неисправный киноосветительный прибор—человек—заземленная металлическая конструкция) и предотвращается возможность электротравм. Аналогичные меры принимаются в случаях, когда леса расположены ближе 1,5 м к другим открытым заземленным металлическим конструкциям кинопавильона (элементы стен, трубы технологических коммуникаций, водопровода, коробы вентиляции и т.д.). Для электроизоляции применяются ограждения из дерева, стеклоткани и других диэлектрических материалов.
Все отмеченные в ходе приемки лесов недостатки устраняются постановочным цехом. Без этого леса не принимаются в эксплуатацию.
Если в результате осмотра лесов замечаний нет, составляется акт об их приемке, шъюторому светотехники получают разрешение монтировать на них киноосветительную аппаратуру и эксплуатировать их в течение съемок в данной декорации. После приемки осветительных лесов запрещается вносить изменения в схему их установки, снимать ограждения, устанавливать дополнительные переходы между секциями и производить иные переделки. Далее бригада осветителей приступает к монтажу киноосветительной аппаратуры. Он ведется на основании схем освещения, разрабатываемых по каждому фильму киноосветительной группой.'Схема предусматривает количество, типы и расположение киноосветительных приборов. Поскольку дня всех осветительных лесов установлена максимальная рабочая (расчетная) нагрузка, вес приборов должен соответствовать этой величине. Дополнительные приборы, не предусмотренные схемой операторского освещения, мохут устанавливаться по согласованию с мастером кинопавильона при условии, если максимально допустимая нагрузка не будут превышена. Установка киноосветительных приборов в декорациях ведется бригадой осветителей, имеющих II—V квалификационную группу по технике безопасности, согласно схеме и указаниям кинооператорской группы. Монтаж лесов, установка и обслуживание осветительной
аппаратуры являются категорией работ на высоте. К ним относятся работы, при выполнении которых работающий находится на высоте 1,3 и более метров от поверхности, перекрытия или рабочего настила и на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте. Верхолазными считаются работы, выполняемые на высоте более 5 и от поверхности земли, перекрытия или рабочего настала. В этом случае должен использоваться предохранительный пояс. Смонтированные нриборы должны иметь устойчивое положение. В целях пожарной' безопасности между ними и драпировками, заглушениями должно быть не менее 1,5 м. Фигурные затсмнигели необходимо устанавливать на безопасном расстоянии от воспламеняющихся предметов и материалов, поскольку под действием тепла, излучаемого киноосветительной аппаратурой, могут воспламеняться многие, считающиеся «безопасными» материалы.
Соединительные электрические кабели, служащие доя подключения аппаратуры и оборудования, должны прокладываться так, чтобы они не мешали проходу людей и были видны во избежание повреждения и опрокидывания приборов. В местах прохода для защиты проводов и кабеля устраиваются переходные мостки. Распределительные щиты в кинопавильонах, предназначенные для подключения киноосветительных приборов, должны'"быть'Оборудованы световой сигнализацией об уровне напряжения т<т*леть предупредительные надписи об опасности. Вкшочать и эксплуатировать киноосветительную аппаратуру, установленную в декорациях, могут только w осветители, которые имеют удостоверение о квалификационной группе по электробезопасности; Ответственные за эксплуатацию осветительной аппаратуры назначаются распоряжением по светотехническому цеху* Находясь на съемочной площадке, ответственный дает указания о подаче напряжения и об отключении линии, питающей киноосветительную аппаратуру.
Важное значение при павильонных съемках имеют благоприятные санитарно-гигиенические условия;*ЧВикроклимат, воздушная среда, освещение. В настоящее время, когда киноосветительные приборы выделяют очень много тепла,' применяется эффективная вентиляция, в какой-то мере улучшающая температурные условия. Поэтому бесшумные вентиляционные установки должны работать в течение всей съемочной сменыйИеобесшумленные установки выключаются на время синхронной съемки. В кинопавильонах, оборудованных кондиционерами, можно установить необходимый температурно-влажностный режим, что существенно улучшает условия труда.
Специфика фильмопроизводства представляет: повышенные требования к состоянию воздушной среды в павильонах. Связано это с тем, что воздушная среда не только воздействует на работоспособность людей, но и определяет оптические условия в снимаемом пространстве кинопавильона, влияя на качество снимаемого изображения. Например, чрезмерная загазованность воздуха создает оптическую дымку, которая ведет (если это не отвечает ^^оставленным изобразительным задачам) к искажению в цветопередаче, тональности, ухудшению четкости изображения.
Воздушная среда в кинопавильонах ухудшается также при ис-дользовании пиротехнических и других постановочных эффектов. Чтобы свести к минимуму неблагоприятные факторы, состояние воздушной среды в кинопавильонах жестко регламентируется. Объем ,и состав пиротехнических дымов определяется по нормам в зависимости от размеров павильона. Не разрешается распылять вред-^ные для здоровья людей вещества (алебастр, цемент, мел и др). Их частицы, попадая в киносъемочную аппаратуру, могут вызвать неисправности и поломки, порчу оптических деталей и т.д.
Осветительная аппаратура, используемая на съемках, является 'источником неблагоприятных факторов: большая яркость, наличие ТВ поле зрения светящихся поверхностей, неравномерность, непостоянность освещенности во времени. Чрезмерное световое раздражение, воздействуя на органы зрения, ведет к быстрому утомлению, 'вызывает состояние ослепленности, может явиться причиной заболевания глаз. Для профилактики глазных заболеваний и сохранения работоспособности актеров репетиции следует проводить с непол-шым светом. Основную установку света и технические .пробы целесообразно производить без участия артистов, используя дублеров.
Павильонные киносъемки зачастую проходят в ограниченном пространстве съемочной зоны, среди множества предметов реквизита, аппаратуры, приборов и съемочной техники, создавая повышенную опасность для участников киносъемки. Для предупреждения несчастных случаев работникам, если нет производственной необходимости, Ш разрешается находиться под осветительными лесами, в радиусе действия стрелы операторского крана и в {гопасной зоне действующих механизмов, приборов и аппаратуры.
Также требуют предосторожности съемка кадров, осуществляемая в движении. Для съемки «наездов» обычно используются различные приспособления: операторские тележки и рельсы, тележ-|жи «долли», подвесные дороги и тля Такие съемки сами по себе не ^безопасны. Поэтому операторской группой заранее должны быть
подготовлены и отработаны пути движения, а во время съемок один из ее работников должен руководить движениями тележки с установленной на ней киносъемочной Камерой.
Дополнительные меры по безопасности труда принимаются при проведении киносъемок с большим количеством участников (Массовки)'; Представитель съемочной группы проводит с участниками массовок подробный инструктаж, в ходе которого обращает внимание на порядок и условия проведения съемок, на действия, которые необходимо выполнять, на правила техники1 безопасности^
Особое внимание при работе в кинопавильонах нужно обращать на повышенную пожарную опасность, которая обусловлена:
• большим количеством различных декораций, бутафорских изделий и реквизита из сгораемых материалов;
• значительным количеством электроприборов (операторское освещение), а также электрораспределительной аппаратуры (шинопроводы, электрощиты, переходные коробки, силовые осветительные кабели и т.п.) с нагрузкой до 3000 А;
• значительным количеством электроприборов (операторское освещение), а также электрораспределительной аппаратуры (шинопроводы, электрозащиты, переходные коробки, силовые осветительные кабели и т.п.) с нагрузкой до 3000 А;