Определение, понятие, задачи и функции логистики
Логистика– наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе зарубежные специалисты выделяют два принципиальных направления в определении логистики:
· одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т. е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю;
· другое направление характеризуется более широким подходом: кроме управления операциями по продвижению товаров, оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также осуществляет гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.
В настоящее время западные специалисты выделяют следующие виды логистики:
· логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочная логистика);
· производственную логистику;
· сбытовую (маркетинговую, или распределительную) логистику.
Неотъемлемой частью всех видов логистики выступает также обязательное наличие логистического информационного потока, включающего в себя сбор данных о товарном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с последующей передачей готовой информации.
Эту подсистему логистики часто называют компьютерной логистикой.
Главная задача логистики –разработка тщательного взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы предприятия, повышению его рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами.
Одна из основных задач логистики заключается также в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков.
В соответствии с современными задачами логистики различают два вида ее функций– оперативные и координационные:
1. Оперативные функции –управление движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения:
· к функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья и материалов, отдельных частей или запасов готовой продукции от поставщика к производственным предприятиям, складам;
· функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям;
2. Координационные функции:
· выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства;
· анализ рынков, на которых оперирует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков;
· обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры.
Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения на товар. Логистика занимается "состыковкой" двух сфер: предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого предприятием предложения, базирующегося на соответствующей информации.