Тема 10. Факторинговые операции кредитной организации

Вопросы:

1. Понятие и цель факторинга

2. Факторинговый договор

3. Виды факторинговых услуг

1. Факторинг – от англ. посредник, агент. В факторинговых операциях

участвуют три стороны:

1) Фактор – посредник который может быть банк или специализированная

факторинговая компания

2) Поставщик

3) Покупатель

В мировой практике под факторингом понимается ряд комиссионо-

посреднических услуг оказываемых фактором клиенту в процессе осуществления последний расчетов за товары и услуги и сочетающихся как правило с кредитованием его оборотного капитала.

Основная цель факторингового обслуживания - индексирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся им платежей.

В случае инкассирования счетов с финансированием факторинговая компания покупает счета-фактуры у клиента с немедленной оплатой 80-90% стоимости отгрузки, т.е. авансирует оборотный капитал своего клиента. Резервные 10-20% стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются а бронируются на отдельном счете на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, ее цене и др. за дисконтирование счетов-фактур факторинговая компания взимает с клиента:

1) Комиссионные

2) Процент по факторинговому кредиту

Он взимается от даты предоставления кредита до срока поступления средств

за эту продукцию от покупателя. Этот процент обычно на 1-2 пункта выше учетной ставки.

Факторинг с финансированием может быть двух видов:

1) Открытый факторинг – это форма факторинговой услуги при которой

плательщик уведомлен о том, что поставщик переуступает счета-фактуры факторинговой компании.

2) Закрытый или конфиденциальный факторинг плательщик не уведомлен о

передачи долга банку.

Помимо факторинга факторинговая компания может представлять ряд других услуг:

- вести полный бухгалтерский учет дебиторской задолжности,

- консультировать по вопросам организации расчетов,

- заключение хозяйственных договоров,

- своевременному получению платежей

- предоставлять транспортные, страховые, складские, рекламные и другие услуги.

2. Правовой основой взаимоотношений факторинговой компании с клиентом

является договор определяющий обязательства и ответственность сторон. В частности в нем оговариваются:

- вид факторинга

- размер факторингового кредита и процентная ставка за кредит

- величина комиссионного вознаграждения

- гарантии выполнения взаимных обязательств и материальная ответственность за их невыполнение, а также другие условия по усмотрению сторон.

Поскольку факторинговые операции носят рисковый характер, до заключения договора с клиентом факторинговая компания должна тщательно изучить финансовое состояние потенциального клиента для того чтобы убедиться в его конечной платежеспособности. Эля этого используется информация в печати, данные своих агентов, бухгалтерская отчетность клиента и другая информация. Этот анализ должен быть выполнен в течение двух недель, в случае положительного решения вопроса в заключенном договоре обычно предусматривается предельная сумма на которую может быть выдан факторинговый кредит. Для определения размера лимита клиент должен представить факторинговой фирме хозяйственные договора с покупателями. Договор на факторинговое обслуживание заключается на срок как правило не менее чем на один год.

3. Факторинговый отдел банка или факторинговая компания может предоставить

своим клиентам следующие услуги:

1) Приобретение векселя у своих клиентов

2) Постоянное и разовое консультирование по вопросам совершенствования

организации их расчетов с поставщиками и покупателями

3) Юридические услуги

4) Ведение учета товаров отгруженных и дебиторской задолжности.

Наши рекомендации