Определение стратегической финансовой позиции компании, выбор финансовой стратегии и политики
Полученные результаты интерпретации обработанных данных свидетельствуют о стабильном финансовом положении предприятия и дали возможность сформировать сводную таблицу с указанием сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз его дальнейшего развития (с использованием элементов SWOT-анализа)
Таблица 3.1 - SWOT-анализ предприятия
Сильные стороны | Слабые стороны |
Финансовая стабильность | Отсутствие дилерской сети в регионах России |
Финансовое развитие | Автоматизация бухгалтерского учета в стадии развития |
Рентабельное производство | Бизнес-планирование в стадии развития |
Высокое качество продукции при конкурентных ценах | Система маркетинга в стадии формирования |
Современное оборудование | Диверсификация производства в начальной стадии |
Развитая транспортная инфраструктура | |
Социальная стабильность | |
Квалифицированный менеджмент | |
Экологическая безопасность | |
Надежные отношения с региональным банком | |
Поддержка местной администрации | |
Возможности | Угрозы |
Увеличение производства продукции в 2-2,5 раза при приобретении дополнительной производственной линии | Конкуренция со стороны российских производителей |
Вхождение в "тройку" лидеров среди российских производителей | Конкуренция со стороны зарубежных производителей |
Рассмотрим матрицы финансовой стратегии.
Рассматривая их, можно в самой общей форме составить прогноз финансово-хозяйственного состояния предприятия, выявить неблагоприятные факторы и явления.
Для этого используются следующие показатели:
Матрицы помогают спрогнозировать "критический путь" предприятия на ближайшие годы, наметить допустимые пределы риска и выявить порог возможностей предприятия.
Из большого разнообразия матриц выбирается такая, в которой значение результата финансово-хозяйственной деятельности комбинируется с различными значениями результата хозяйственной деятельности и результата финансовой деятельности - и все это в корреляции с темпами роста оборота предприятия (рис.3.1).
По диагонали AB проходит граница между двумя основными зонами:
- над диагональю - зона успехов - зона положительных значений аналитических показателей;
- под диагональю - зона дефицитов - зона отрицательных значений аналитических показателей.
А | РФД<<0 | РФД≈0 | РФД>>0 | |||||
РХД>>0 | 1 РФХД≈0 | РФХД>0 | РФХД>>0 | A | Создание ликвидных средств | |||
РХД≈0 | РФХД<0 | РФХД≈0 | РФХД>0 | |||||
РХД<<0 | РФХД<<0 | РФХД<0 | РФХД≈0 | Потребление ликвидных средств | ||||
B B
Рис.3.1. Матрица финансовой стратегии
Рассчитаем аналитические коэффициенты РХД, РФД и РФХД для предприятия
Таблица 3.2 - Аналитические коэффициенты
Коэффициенты | ||
1. Результат хозяйственной деятельности | ||
2. Результат финансовой деятельности | ||
3. Результат финансово-хозяйственной деятельности |
Результат финансово-хозяйственной деятельности получился положительным, значит попадает в область над диагональю - зону успехов.
РФХД попадает в квадрат 4 "Рантье". Предприятие довольствуется умеренными по сравнению со своими возможностями темпами роста оборота и поддерживает задолженность на нейтральном уровне. В такой ситуации все зависит от уровня и динамики экономической рентабельности.
При невысоком и практически неизменном уровне экономической рентабельности риск перемены знака эффекта рычага (вследствие повышения процентных ставок) и конкуренция тянут предприятие к квадрату 1 или 7 (рис.3.2).
При повышенной и (или) возрастающей экономической рентабельности предприятие может начать подготовку к диверсификации производства квадрат 2 (рис.3.3).
1 | ||
Рис.3.2. Квадрат 4 "Рантье"
Результат финансово-хозяйственной деятельности за 2012 г. перемещается в квадрат 6 "Материнское общество".
Если соотношение заемные средства/собственные средства поднимается слишком высоко, то возникает тенденция к перемещению в квадрат 4.
Если рынок сбыта общества "стареет", исчерпывается - возникает тенденция к перемещению в квадрат 5 (рис.3.3).
Рис.3.3. Квадрат 6 "Материнское общество"
В нашем случае предприятие оказалось в квадрате 6. Это можно объяснить бурным развитием фирмы в 2012 г. Это очень неустойчивое состояние, и требуется много усилий, чтобы удерживать фирму на таком уровне, что достаточно сложно. Поэтому уже в 2013 г. наблюдается перемещение организации в квадрат 4.