Страхование в системе финансов Российской Фед
Страхование – это экономические отношения по защите имущественных интересов юридических и физических лиц, при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
В страховании реализуется потребность общества и человека в страховой защите от неблагоприятных явлений и случайностей. Переход экономики на рыночные отношения, развитие предпринимательской деятельности, расширение круга товарных и обменных операций, взаимных договорных обязательств требуют надежной системы гарантий, предоставленной страхованием, причем не только по защите от чрезвычайных явлений природного и техногенного характера, но и по страховому покрытию ущерба, который возникает при нарушении финансовых и кредитных обязательств, колебании валютных курсов и т.д.
С экономическими интересами граждан связана и страховая защита жизни, здоровья, материального благосостояния. Взаимодействие сторон, заинтересованных в заключении страховых отношений происходит н страховом рынке.
Страховой рынок – это сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи является страховая услуга, формирующая предложение и спрос на нее.
Страховой рынок возникает при наличии участников страховых отношений:
1. страхователи – юридические и дееспособные физические лица, заключающие со страховщиком в силу закона или по двустороннему соглашению договор страхования, который удостоверяется страховым свидетельством (полисом) с приложением правил страхования.
2. страховщики – юридические лица, создаваемые для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получающие в установленном порядке государственные лицензии на проведение стразовых операций.
3. страховые агенты – физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полисами.
4. страховые брокеры – физические или юридические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, осуществляющие посредственную деятельность по страхованию от своего имени и представляющие интересы страхователя либо страховщика.
Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ, являясь федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности, ведет Единый государственный реестр страховщиков, проводит контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков, разрабатывает нормативные и методические документы по вопросам страхования. Орган страхового надзора регулярно получает от страховщиков отчеты и располагает обширной информацией об их финансовом положении.
Определение расходов, необходимых на страхование конкретного объекта – наиболее сложный и ответственный момент деятельности страховщика. Именно страховые тарифы предполагают финансовую устойчивость страховых операций.
Основой исчисления страховых платежей является тарифная ставка, представляющая собой цену страховой услуги, адекватно выражающая обязательства страховщика по условиям заключенного договора.
Тарифная ставка или брутто-ставка состоит из нетто-ставки и нагрузки.
Нетто-ставка предназначена для формирования страхового фонда и предстоящих страховых выплат клиентам. Ее величина отражает обязательства страховщика перед страхователем. В основе построения нетто-ставки лежит вероятность наступления страхового случая, которая определяется на основе статистических данных, накопленных за ряд лет. Основой для построения нетто-ставки служит показатель убыточности страховой услуги, который определяется отношением суммы страхового возмещения, выплаченного за определенный период к страховой сумме всех застрахованных объектов.
Нагрузка включает расходы страховщика, связанные с заключением и обслуживанием страховой сделки; отчисления на предупредительные мероприятия, в резервные фонды; расходы на оплату труда работников страховой компании. Доля нагрузки в тарифе определяется страховщиком самостоятельно. Страховые компании проводят самостоятельную тарифную политику и занимаются актуарной калькуляцией.
18. Страховой рынок России: формирование и тенденции развития.
Современный этап функционирования отечественного страхового рынка называют переломным. Он находится сейчас в периоде преобразований.
До недавнего времени финансовые условия страхования, установленные государством, препятствовали его использованию юридическими лицами. Почти все расходы на выплату страховых взносов шли за счет чистой прибыли предприятий. С 1996 г. было разрешено относить расходы на страхование на себестоимость продукции и услуг в размере 1% от объема реализуемой продукции, позднее, в середине 2000 г., этот норматив был увеличен до 3%. С введением главы 25 Налогового кодекса РФ, начиная с 2002 г. возможности предприятий по отнесению расходов на страхование на себестоимость значительно расширены как в имущественном, так и в личном страховании.
Для приватизированного жилого фонда, доля которого в общем количестве квартир составляет уже свыше 30%, необходимость страхования является бесспорной. Дело только за соответствующими организационными формами, и в частности за полноценной реализацией Федерального закона «О товариществах собственников жилья», принятого в мае 1996 г.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства предусматривает обязательное страхование государственного и муниципального жилищного фонда и включение страховых взносов в состав платы за жилье. Начиная с середины 90-х гг. в крупных городах предпринимаются попытки внедрения системы массового страхования жилых помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В 1995 году Правительством Москвы принято специальное постановление о создании в городе системы страхования жилых помещений, основанной на принципе добровольности, в которой страхователем муниципальной собственности выступает правительство города.
Государство снимает с себя обязанность постоянной опеки над своими гражданами, давая им огромную свободу действий. При этих условиях неизбежно возрастает потребность в различных формах личного и имущественного страхования, гарантирующих поддержку граждан и домашних хозяйств в критических ситуациях, материальное обеспечение в старости, предоставление качественных медицинских услуг.
В 2002 г. в Государственном реестре было официально зарегистрировано 1408 страховых компаний, из них реально работают на страховом рынке 1176. В динамике их число заметно уменьшается в связи с возрастанием минимальной величины уставного капитала и естественными процессами концентрации капитала. По сравнению с 1997 г. число страховых компаний сократилось почти вдвое.
Начиная с 2000 г. наметилась тенденция ухода государства со страхового рынка, выражающаяся в продаже пакетов акций, принадлежащих государству в капитале крупных страховых компаний. Например, «Росгосстрах» передан в управление компании «Тройка Диалог», принято решение о выходе государства из числа владельцев «Ингосстраха». В настоящее время кроме «Росгосстраха» и «Ингосстраха» государство косвенным образом участвует в капитале страховых компаний «Гута-Страхование», «Инкасстрах», «Чрезвычайная СК», «СК правоохранительных органов», «Российский страховой центр», «Жива», «Мегарусс».
В современном обществе рискованный характер общественного производства во все большей мере определяется не только природными факторами, сколько противоречивыми, связанными с усложнениями производственных отношений между людьми.
Огромные масштабы общественного производства в нашей стране, сами по себе создают условия для возникновения случайных, непредвиденных событий, имеющих неблагоприятные последствия.
Развитие рыночных отношений увеличивает предпринимательские риски. Негативной стороной научно-технического прогресса является нарастание технологических рисков (повышение пожароопасности и взрывоопасности в ряде отраслей материального производства, риска загрязнения окружающей среды), рост аварийности и травматизма на транспорте. Наконец, повышение риска социальных, межнациональных и межгосударственных конфликтов, гражданских волнений, которые наносят ущерб как отдельным предприятиям, организациям и лицам, так и обществу в целом. Указанный ущерб по своим масштабам является, как правило, локальным, но может носить и чрезвычайный характер.
Источником возмещения локального ущерба являются различные резервные фонды, как натуральные, так и финансовые. В течение многих лет в нашей стране отдавалось предпочтение общегосударственным резервным фондам широкого назначения. С их помощью осуществлялись дополнительные капиталовложения в оборону страны, в различные отрасли народного хозяйства и непроизводственной сферы, если это вызывалось острой необходимостью и не было ранее запланировано. За счет этих же резервных фондов производилось и возмещение ущерба от стихийных бедствий. Для страхового фонда, создаваемого с помощью страхования, оставалась ограниченная сфера действия: сельскохозяйственные предприятия, кооперативные и общественные организации, имущество, жизнь и здоровье граждан.
Рост страхового рынка замедлится в 2013 году и не превысит 15-17%, а объем собранных премий будет зафиксирован в пределах 950 миллиардов рублей, считают эксперты-агентства "РИА Рейтинг"
По итогам 2012 года объем страховых премий в РФ вырос на 21% - до 809 миллиардов рублей.
"Основными причинами замедления рынка станут как его определенное насыщение, так и макроэкономические и внешние факторы. В условиях замедления роста экономики, снижения темпов роста объемов производства и доходов населения мы ожидаем сокращения темпов роста расходов на добровольное страхование, в первую очередь на страхование жизни и ответственности. Автострахование, вероятно, также не будет демонстрировать прежних темпов роста вместе с замедлением роста самого рынка автомобилей ", - говорится в подготовленном агентством исследовании.
Однако в силу сохраняющегося потенциала рост рынка страхования по-прежнему будет превышарост подавляющего большинства секторов экономики. На фоне не самых благоприятных условий для роста поддержать рынок в будущем году могут страховые продукты, увязанные с банковским кредитованием. Существенным фактором может стать и директивная поддержка рынка за счет изменений в обязательном страховании, особенно в сфере недвижимости и экологических рисков, считают эксперты.
"РИА Рейтинг" составило рейтинг страховых компаний по объему собранных в 2012 году премий.
Тройка лидеров рейтинга по итогам 2012 года осталась неизменной. В нее вошли страховые компании "Росгосстрах" с 97,4 миллиарда рублей собранных премий, СОГАЗ - 76 миллиардов рублей и "Ингосстрах" с 67,8 миллиарда рублей. В первую десятку рейтинга вошли также "РЕСО-Гарантия" , "АльфаСтрахование" , ВСК, СК "Согласие", СК "Альянс", "ВТБ Страхование" и "Страховая группа МСК".
В целом развитие российского страхового рынка происходит достаточно динамично, наблюдается устойчивый ежегодный прирост поступления страховой премии. Вместе с тем, объемы операций российских страховщиков пока незначительны. Наиболее крупные компании собрали в 1997 году от 200 до 700 млрд руб., или приблизительно от 40 до 150 млн долл. страховых взносов. В целом по рынку поступление страховых взносов составило около 21 трлн руб. страховых взносов (около 5 млрд долл.), или почти в 3 раза больше, чем в прошлом году. Страховые выплаты составили 15,8 трлн руб. (около 3,5 млрд долл.), что в 3,3 раза больше, чем в предыдущем году. Необходимо отметить, что относительно высокие темпы прироста объема поступлений объясняются в том числе инфляционными процессами.
Представляют определенный интерес основные направления деятельности компаний. В последнее время структура операций российских страховщиков выглядит следующим образом:
·обязательные виды страхования, а это, главным образом, обязательное медицинское страхование, составили 28% всех поступлений;
·наибольший удельный вес занимает добровольное личное страхование -53% поступлений;
·на долю страхования имущества и ответственности приходится около 19% всех операций.
Наименее развитым в России является рынок страхования населения. Имеющиеся свободные средства люди предпочитают хранить у себя дома, конвертировать в твердую валюту, либо, в крайнем случае, хранить в банках. Хранение в банках имеет смысл, поскольку доход, полученный от такого размещения, по действующему законодательству, налогом у физического лица не облагается.
Существенным препятствием для повышения уровня и культуры страхования является нехватка страховых специалистов, особенно в области актуарных расчетов, риск менеджмента, страхового права, аудита в сфере страхования.