Анализ динамики, состава и структуры прибыли
Тема 7. Финансовые результаты и рентабельность деятельности организации и методы их анализа
Прибыль как показатель эффективности хозяйственной деятельности организации
Анализ динамики, состава и структуры прибыли
Система показателей рентабельности, факторы, определяющие уровень рентабельности.
Прибыль как показатель эффективности хозяйственной деятельности организации
Прибыль – важнейший экономический показатель эффективности деятельности организации.
Прибыль – это важнейший источник инвестиций коммерческих организаций, а также источник материального стимулирования персонала, социальных выплат.
Нераспределенная прибыль отчетного года и прошлых лет является источником пополнения собственного оборотного капитала организации, т. е. способствует повышению уровня ее рыночной устойчивости и платежеспособности.
При планировании, учете и экономическом анализе используется следующая система показателей прибыли, представленная в форме «Отчет о финансовых результатах»:
1) валовая прибыль;
2) прибыль от продаж;
3) прибыль до налогообложения (бухгалтерская прибыль);
4) чистая прибыль.
1. Валовая прибыль по экономическому смыслу близка к показателю «маржинальный доход». Она рассчитывается в виде разницы между выручкой (нетто) и себестоимостью продаж
2. Прибыль от продаж – это финансовый результат от обычных видов деятельности организации. Прибыль от продаж можно рассчитать двумя способами:
а) прибыль от продаж = выручка (нетто) от продаж – себестоимость
продаж – коммерческие расходы – управленческие расходы
б) прибыль от продаж = валовая прибыль – коммерческие расходы – управленческие расходы
3. Прибыль до налогообложения – сводный финансовый результат от всех видов деятельности организации.
Бухгалтерская прибыль = прибыль от продаж
+ доходы от участия в других организациях,
+ проценты к получению,
- проценты к уплате,
+ прочие доходы,
- прочие расходы.
4. Чистая прибыль – это часть бухгалтерской прибыли, остающаяся в распоряжении организации после начисления текущего налога на прибыль, а также с учетом отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств.
Все показатели прибыли учитываются и отражаются в бухгалтерской отчетности нарастающим итогом с начала финансового года.
Анализ динамики, состава и структуры прибыли
В форме № 2 «Отчет о финансовых результатах» приводятся данные о составе прибыли до налогообложения в разрезе слагаемых за два аналогичных периода времени. При анализе эти данные сопоставляются и можно рассчитать, как повлияло каждое слагаемое на изменение прибыли до налогообложения в сумме и в процентах. Следовательно, факторный анализ прибыли до налогообложения проводится по данным форма № 2. Факторами изменения прибыли до налогообложения являются ее слагаемые.
Факторный анализ чистой прибыли позволяет ответить на вопрос о том, по каким причинам сумма чистой прибыли отличается от суммы бухгалтерской прибыли.
Перечень факторов, обусловливающих изменение чистой прибыли, определяется самой методикой ее расчета:
1) сумма бухгалтерской прибыли;
2) сумма текущего налога на прибыль;
3) изменение суммы отложенных налоговых активов за отчетный период (по счету 09);
4) изменение суммы отложенных налоговых обязательств за отчетный период (по счету 77).
Влияние названных факторов можно увидеть непосредственно изданных формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Прибыль от продаж – важнейшая составная часть прибыли до налогообложения.
Прибыль от продаж зависит от трех основных факторов:
1) от количества реализованной продукции по каждой позиции номенклатуры (ассортимента);
2) от уровня себестоимости единицы продукции по каждой позиции номенклатуры (ассортимента). В условиях инфляции себестоимость в течение отчетного периода неоднократно меняется, поэтому при планировании и экономическом анализе необходимо использовать средние показатели себестоимости единицы продукции;
3) от уровня цен, по которым реализуются конкретные виды продукции. При планировании и экономическом анализе необходимо использовать средние цены на единицу продукции.
Выручка (нетто) от продаж:
базовый вариант: Σq0×p0
отчетный вариант: Σq1×p1
Полная себестоимость реализованной продукции:
базовый вариант: Σq0× s0
отчетный вариант: Σq1× s1
Прибыль от продаж:
базовый вариант: Σq0×p0 – Σq0× s0 = Σq0 × (p0 – s0)
отчетный вариант: Σq1×p1 – Σq1× s1 = Σq1 × (p1 – s1)
Условные обозначения:
q0; q1 – количество проданной продукции в базовом и отчетном вариантах,
тыс. шт.;
p0; p1 – цена единицы продукции в базовом и отчетном вариантах, руб.;
s0; s1 – полная себестоимость единицы продукции в базовом и отчетном
вариантах, руб.;
П0; П1 – прибыль от продаж в базовом и отчетном вариантах.
Для анализа используем способ абсолютных разниц – модифицированный вариант цепных подстановок.
Рассчитаем влияние трех основных факторов:
1. Влияние на прибыль изменения количества реализованной продукции.
Влияние количественного (первичного) фактора рассчитывается при базовых значениях двух качественных факторов (цены и себестоимости).
ΔП (q) = (q1 – q0) × (p0 – s0):
2. Влияние на прибыль изменения полной себестоимости единицы продукции.
Это качественный (вторичный) фактор, его влияние по методу цепных подстановок рассчитывается при отчетном значении количественного фактора.
ΔП (s) = - (s1 – s0) × q1:
3. Влияние на прибыль изменения цены единицы продукции.
Это качественный (вторичный) фактор, его влияние подсчитывается по методу цепных подстановок при отчетном значении количественного фактора.
ΔП (p) = (p 1 – p0) × q1:
Полученную при анализе информацию можно сгруппировать как по видам продукции, так и по факторам.
Факторный анализ прибыли от продаж продукции в целом по предприятию можно дополнить анализом зависимости от четырех факторов: объема продаж продукции (Q); ее структуры (%%); себестоимости (s) и уровня среднереализационных цен (p).
Прибыль от продаж:
базовый вариант: Σ Q0×%%0×p0 – Σ Q0×%%0× s0 = Σ Q0×%%0 × (p0 – s0)
отчетный вариант: Σ Q1×%%1×p1 – Σ Q1×%%1× s1 = Σ Q1×%%1 × (p1 – s1)