Органы управления финансами
Лекция) 1. Финансы: сущность и функции
Финансовая система РФ.
Органы управления финансами.
- Сущность и функции государственного бюджета. Основные доходы и расходы бюджетов.
Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии страны. Государственные финансы обеспечивают для органов государственного управления возможность выполнять свои основные функции по созданию условий для нормального политического, экономического и социального развития. Основными функциями государства, обеспечивающими нормальное политическое, экономическое и социальное развитие, являются:
¨ разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, в том числе формирующих институциональные основы рыночного хозяйства;
¨ оказание государственных услуг общего назначения;
¨ разработка и реализация экономической политики;
¨ разработка и реализация социальной политики, финансирование основных общественных и социальных услуг, поддержка слабо защищенных групп населения;
¨ регулирование процесса интеграции в мировую политическую систему и мировую экономику;
¨ осуществление мер по охране окружающей среды.
В основе формирования структуры доходов государственного бюджета лежит четкое разграничение доходов центрального (федерального) бюджета и бюджетов других уровней, которое соответствует типу государственного устройства страны. Например, в унитарных государствах ¾ Великобритании, Франции, Швеции, Италии и др. ¾ существуют два уровня управления ¾ центральный и местный, которым соответствуют два уровня бюджетов ¾ центральные и местные. В государствах с федеральным управлением, к которым относятся Россия, США, Канада, Германия и ряд других стран, существуют три уровня бюджетов ¾ федеральный, региональные и местные.
Доходы бюджетов РФ обеспечивают основу для удовлетворения потребностей в расходах государства и предоставления государственных кредитов без привлечения заемных средств или средств, накопленных за предыдущие периоды.
Средства органов государственного управления, образующиеся за счет доходных операций, состоят из общих доходов и полученных официальных трансфертов.
Общие доходы состоят из текущих доходов и доходов от операций с капиталом.
Текущие доходы образуются за счет поступлений налогов и текущих неналоговых поступлений.
Налоги являются наиболее существенным источником доходов бюджета. С их помощью в бюджет мобилизуются отчисления от доходов населения прибыли, предприятий, банков и по другим основаниям. Налоговые поступления представляют собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи населения и субъектов хозяйствования органам государственного управления, поступающие в установленных законом размерах и в определенные сроки. Их доля в центральных бюджетах развитых стран составляет 80%. В России за последнее пятилетие сумма налоговых поступлений по федеральному бюджету колебалась в диапазоне 80-83%.
I. Налоговые поступления.
1. Подоходные налоги, налоги на прибыль и прирост капитала.
2. Отчисления в государственные социальные фонды.
3. Налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда.
4. Налоги на собственность.
5. Внутренние налоги на товары и услуги.
6. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.
7. Прочие налоги, сборы и пошлины.
II. Неналоговые поступления.
1. Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности (в том числе прибыль центрального банка).
2. Административные сборы и платежи, доходы от продаж.
3. Поступления по штрафам и санкциям.
4. Прочие неналоговые поступления.
III. Доходы от операций с капиталом.
1. Продажа основного капитала.
2. Доходы от реализации государственных запасов.
3. Доходы от продажи земли и нематериальных активов.
4. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников.
VI. Полученные официальные трансферты.
1. От нерезидентов.
2. От других органов государственного управления (дотации, субвенции и др.).
Ведомственная классификация расходов отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального, региональных и местных бюджетов (министерствам, ведомствам, агентствам, службам и т. п.). Она связана со структурой органов государственного управления в соответствующем бюджетном году. На региональном и местном уровнях распределение средств отражается применительно к организации системы органов управления в каждом конкретном регионе и муниципальном образовании. Плюсом ведомственной классификации является ее адресность, наличие соответствующих счетов, минусом - постоянное изменение структуры управления.
Функциональная классификация расходов
Функциональная классификация обеспечивает распределение финансирования в денежной форме по функциям органов государственного и муниципального управления, связанным прежде всего с оказанием нерыночных услуг и перераспределением доходов и собственности. Расходы органов власти носят целевой характер и направлены на реализацию конкретных функций. Она используется для расчета объемов ресурсов, выделяемых органами управления на осуществление различных видов деятельности и выполнение государственных задач, и является инструментом, позволяющим реализовать приоритеты политики органов власти в области расходов.
Функциональная классификация не зависит от организационно-структурных изменений в системе органов управления. Ее использование позволяет анализировать динамику и выявлять тенденции изменения расходов различного функционального назначения, прогнозировать расходы на перспективу и проводить международные сравнения.
Экономическая классификация расходов
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.
Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
- Финансовые ресурсы, доходы и расходы коммерческих предприятий.
Финансовые ресурсы организации (предприятия) — это совокупность источников денежных средств, аккумулированных для осуществления всех видов деятельности.
По источникам формирования финансовые ресурсы делятся на 3 группы:
1. внутренние (собственные и приравненные к ним средства);
- поступления от учредителей при формировании уставного капитала;
- прибыль;
- амортизационные отчисления — представляют собой денежное выражение стоимости износа основных фондов и нематериальных активов.
2. привлеченные;
- дополнительные паевые и иные взносы учредителей в уставный капитал;
- дополнительная эмиссия и размещение акций;
- финансовые ресурсы, поступившие в порядке перераспределения: страховое возмещение; дивиденд сторонних эмитентов; бюджетные ассигнования и т.п.
3. заемные (поступления денежных средств от финансово-банковской системы).
- кредиты банков;
- займы, предоставленные другими организациями;
- коммерческий кредит;
- средства от выпуска и размещения облигаций;
- лизинг;
- бюджетные ассигнования, предоставляемые на возвратной основе, и др.
Финансовые ресурсы используются предприятием в процессе производственной и инвестиционной деятельности.
Доходами предприятия признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этого предприятия, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
С целью учета доходы предприятия в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности подразделяются на доходы от обычных видов деятельности; операционные доходы; внереализационные доходы и чрезвычайные доходы.
Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продаж продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
Операционными доходами являются:
¨поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов предприятия;
¨поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
¨поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
¨прибыль, полученная предприятием в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);
¨поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
¨проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств предприятия, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете предприятия в этом банке.
Внереализационными доходами являются:
¨штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
¨активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
¨поступления в возмещение причиненных организации убытков;
¨прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
¨суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
¨курсовые разницы;
Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т. п.
Расходы предприятия в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
1. Расходы по обычным видам деятельности — расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
2. Прочие расходы:
- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование имущества
- расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретение, продуктов интеллектуальной собственности;
- расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
- расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств
- проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств
- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
- отчисления в резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
- возмещение причиненных организацией убытков;
- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
- курсовые разницы;
- сумма уценки активов;
- перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью, организацию мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера
- расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности.
- Сущность и необходимость кредита. Основные формы и виды кредита.
Кредит — экономические отношения, возникающие между кредитором и заемщиком по поводу ссужаемой стоимости и пользование на условиях срочности, платности и возвратности.
С юридической точки зрения кредит — это договор, сделка о займе Один из партнеров (ссудодатель, кредитор) готов предоставить другому (ссудополучателю) на определенный срок с условием возврата эквивалентной стоимости, как правило, с оплатой этой услуги в виде процентов.
Потребность в существовании кредита вызвана необходимостью:
- преодоления противоречия между постоянным образованием свободных резервов у отдельных хозяйствующих субъектов;
- обеспечения в масштабах макроэкономики непрерывности кругооборота капитала;
- создания дополнительных средств обращения и развития платежей;
- обеспечение бесперебойности в работе коммерческих фирм.
Функции кредита:
- мобилизация временно свободных денежных средств;
- распределение временно свободных денежных средств;
- экономия наличных денег;
- создание кредитных орудий обращения;
- осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия;
- экономия издержек обращения;
- ускорение концентрации капитала;
- обслуживание товарооборота;
- ускорение научно-технического прогресса.
Законы кредита:
Закон возвратности кредита,
Закон равновесия
Закон сохранения ссужаемой стоимости
Форма кредита — это внешнее конкретное проявление кредитных отношений. Классификацию форм кредита проводят по нескольким базовым признакам:
по характеру ссужаемой стоимости (товарный кредит, денежный, смешанный);
по виду кредитора и заемщика;
иным признакам.
В зависимости от вида кредитора и заемщика различают в основном следующие формы кредита: коммерческий, государственный, межбанковский, межхозяйственный, международный.
Коммерческий кредит предоставляет одно предприятие другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Главная цель такого кредита — ускорить процесс реализации товаров.
Банковский кредит предоставляется банками и другими кредитно-финансовыми институтами юридическим клиентам в виде денежных ссуд.
По сравнению с коммерческим кредитом банковский кредит имеет более широкую сферу применения.
Потребительский кредит, как правило, предоставляется торговыми компаниями, банками и специализирован для приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа.
Потребительский кредит может выдаваться под движимое и недвижимое имущество, титулы собственности.
По объектам кредитования потребительский кредит в РФ делится на: кредит на неотложные нужды, кредит на строительство и приобретение жилья, кредиты на капитальный ремонт индивидуальных жилых домов.
Международный кредит отражает движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, валютных и товарных ресурсов на условиях срочности, платности и возвратности. В качестве кредиторов выступают банки (международный межбанковский кредит), государственные межправительственные кредитные и финансовые организации.
- Организация кредитного процесса. Формы обеспечения возвратности банковских ссуд.
В условиях перехода от централизованно управляемой экономики к рыночной возрастает объем рискованных кредитных операций, в то же время российская экономика крайне нуждается в ссудах как источнике финансирования.
При всей многовариантности организации кредитных отношений банков со своим клиентом можно выделить в них следующие этапы:
1. Рассмотрение заявки на кредит и интервью с предполагаемым заемщиком.
2. Анализ кредитоспособности возможного заемщика и оценка качества заявки.
3. Подготовка кредитного договора.
4. Оформление кредита и контроль за выполнением условий кредитного договора.
Первый этап. После предварительного изучения заявки дальнейшее ее рассмотрение целесообразно проводить в процессе интервью с будущим заемщиком. В кредитной заявке должны содержаться следующие сведения по основным параметрам кредитной сделки:
Цель кредита. Сумма кредита. Порядок погашения. Срок кредита. Обеспечение рассматривается как важнейший элемент сделки. В качестве обеспечения ссуды могут выступать:
- залог имущества, принадлежащего заемщику;
— гарантии юридических лиц, располагающих средствами (или надежными источниками этих средств), достаточными для выполнения обязательств по кредиту;
— ценные бумаги, валютные или рублевые депозиты заемщика, размещенные в банке;
— страхование ответственности заемщика за непогашение кредитов;
— страхование банком риска непогашения кредитов;
Порядок уплаты процентов.
Ссудный % -своеобразная цена ссужаемой во временное пользование стоимости
Банковский % -разновидность ссудного
%-я ставка –это относительная величина %-х платежей на заемный капитал за определенный промежуток времени (напр.год),
м.б.
- фиксированная – устанавливается на весь период пользования без изменений
- плавающая – устанавливается на средне- и долгосрочные кредиты, зависит от конъюнктуры рынка
В банковской практике применяют простые и сложные % для определения %-в по вкладам (по ссудам)
Простые % -используются при краткосрочном кредитовании, когда 1 раз в квартал или другой срок, определенный договором, производится начисление % и их выплата кредитору.
S = P * (1 + n i ), где
S – общий объем платежей с учетом основной суммы долга
P – первоначальная сумма взятого кредита
n – продолжительность ссуды (в годах)
i - %-я ставка
Сложные % -используются при долгосрочном кредитовании, когда начисленные суммы не выплачиваются кредитору до окончания сделки.
а) S = P * (1 + i ) n, где
n – число лет, на которое привлечен депозит (выданная суда)
б) S = P * (1 + i ) n * (1 + i ) n2 * ………..(1 + i ) n k - при переменной ставке
в) S = P * (1 + i * m ) n , где
m – число начислений % в году
n – общее число периодов начисления
Второй этап. На этом этапе кредитного процесса работник банка получает непосредственно от руководителя предприятия-заемщика полный пакет документов в соответствии с утвержденным правлением банка перечнем; удостоверяет его личность по паспортным данным, о чем делается отметка в кредитной заявке; производит экономический анализ, пользуясь имеющейся и полученной от заемщика информацией, которая включает сведения о полноте формирования уставного капитала, о взаимоотношениях клиента с банком в прошлом, их длительности и прочности.
Особое внимание уделяется выполнению клиентом обязательств перед банком в установленные сроки; обеспеченности готовой продукции (товара) рынком сбыта; наличию договоров на реализацию ценностей по кредитуемой операции с рассмотрением условий их поставки и реализации; формам расчетов; наличию возможностей предъявления штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств покупателем.
Третий этап. На этом этапе кредитного процесса определяется кредитоспособность заемщика, то есть возможность клиента вернуть ссуду и проценты в обусловленный срок. Следует различать понятия «кредитоспособность» и «платежеспособность». Кредитоспособность заемщика в отличие от его платежеспособности не учитывает неплатежи за истекший период, а прогнозирует его платежеспособность на ближайшую перспективу. Кредитоспособность оценивается на основе системы показателей, которые отражают источники и размещение оборотных средств и результаты хозяйственно-финансовой деятельности.
Четвертый этап состоит в оформлении ссуды и контроле за выполнением кредитного договора. После решения о выдаче ссуды работник банка формирует кредитное досье заемщика, включая все документы и расчеты, представленные и созданные в процессе рассмотрения вопроса о выдаче кредита. В дальнейшем оно может дополняться.