Кооперативная собственность. Субъекты и объекты права собственности

Тема 4. КООПЕРАТИВНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Понятие собственности на протяжении веков занимало лучшие умы человечества. Исторически данное понятие сфор­мировалось в процессе производства и распределения матери­альных благ. Кооперативная собственность — экономическая категория, право кооперативной собственности — юридическая категория. Представители двух наук — экономики и права — изучают собственность как форму экономическую и форму юридическую.

Обычно собственность определяют, во-первых, как реальные отношения людей к вещи, а во-вторых, как отношения между людьми по поводу вещи. В первом случае выясняются отношения людей к вещи как к своей или чужой, во втором случае — отно­шения между людьми по поводу того, кому вещь принадлежит, в чьих руках находятся средства производства и обмена. Хотя акцент при этом делается на общественные отношения, их ма­териальная основа (имущество) из понятия собственности не изгоняется. Имущество составляет вещественное содержание собственности.

Кому или чему принадлежит имущество в кооперативе: ему самому или каждому его члену в отдельности, или всем коопе­ративам, или их союзу? Подобные вопросы всегда находились в центре внимания участников кооперативного движения. Ведь с возникновением первых кооперативов появилась и новая, ранее неизвестная форма собственности — кооперативная.

Зародилась такая форма собственности в Великобритании. Происхождение ее объяснялось, во-первых, сильным стремле­нием уже ранних кооператоров обрести экономическую неза­висимость от хозяев частнокапиталистических предприятий. В пику последним члены-пайщики начинают путём соучастия объединять свои скромные средства, чтобы имущественное моё и твоё — заменить нашим и самим стать совместными хозяевами.

Во-вторых, как общественная организация и особенно как хозяйственное предприятие кооператив может быть успешным и подлинным только при наличии собственного имущества. Для удовлетворения своих нужд и потребностей члены кооператива создают общими усилиями, на основе взаимопомощи, вступи­тельных и паевых взносов, участия в хозяйственных операциях, а также совместного труда необходимые предприятия — мага­зины, склады, фабрики, мастерские и т. п. Кооператив владеет этими объектами, пользуется ими и для обеспечения их нор­мальной деятельности вступает в экономические отношения с другими участниками рыночных отношений.

В-третьих, иметь собственное имущество кооператив обязан как юридическое лицо. Только имея своё имущество, коо­ператив оказывается в состоянии отвечать по своим обязательст­вам перед другими организациями, которые без имущественной гарантии кооператива не желают иметь с ним дело.

Кооператив — форма хозяйственного предприятия, а глав­ным в характеристике хозяйственного предприятия является наличие у него обособленного имущества — зданий и сооруже­ний, оборудования и инвентаря, сырья и материалов, товаров и денежных средств. И каждый кооператив располагает малым или большим комплексом недвижимого и движимого имущества [2]. Данное экономическое отношение собственности неизбежно получает юридическое закрепление в системе правовых норм. В результате кооператив становится обладателем права собст­венности.

Содержание права собственности составляет так назы­ваемая «триада правомочий» — принадлежащие собственнику юридически обеспеченные возможности: право владения, право пользования и право распоряжения.

Право владения означает возможность хозяйственного гос­подства собственника над вещами, предметами; владелец физи­чески обладает ими, пользуется и распоряжается имуществом, имеет над ним непосредственную власть.

Право пользования — возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе её производительного и личного потребления; пользователь пользуется имуществом, эксплуати­рует его, извлекает полезные свойства, получает выгоды.

Право распоряжения — возможность определить судьбу вещи, предметов путём совершения в их отношении юридиче­ского акта; распорядитель может изменить принадлежность имущества, принять решение о его окончательной судьбе (может сдать его внаём, отдать в залог, передать, подарить, перепрофи­лировать и т. д.).

Кооперативы, как и прочие собственники, в принципе могут обладать всеми тремя правомочиями.

В своеобразной, связке «имущество — собственник» первое именуется объектом права собственности, второй — субъектом права собственности. Не бывает ничейного, никому не принад­лежащего объекта собственности, равно как невозможно су­ществование субъекта собственности при отсутствии объекта собственности.

Объекты права собственности—предметы кооперативной собственности. В кооперативных движениях разных стран объ­ектами кооперативной собственности являются промышленные и торговые комплексы, сооружения, здания, машины, оборудова­ние, инвентарь, приборы, сырьё, материалы, земельные участки, посевы и насаждения, животные, птица, насекомые (например, пчёлы), средства связи, товары, деньги, ценные бумаги и иное имущество.

Субъекты права собственности — это те, кому принад­лежит кооперативное имущество, т. е. предметы собственности. В кооперативных движениях зарубежных стран нет универсаль­ного подхода к трактовке субъекта права кооперативной соб­ственности. В одних странах субъектами права кооперативной собственности признаны члены кооперативов, в других — сами кооперативы.

В конституциях ряда стран кооперативная собствен­ность провозглашена в качестве самостоятельной формы собственности наряду с частной и государственной формами. В тех случаях, когда такого прямого указания не существует, кооперативная собственность рассматривается как разновид­ность собственности: либо частной, либо общественной. Так, английский кооперативный деятель П. Деррик ещё треть века назад писал: «Кооперативная собственность является формой «частной» собственности в том смысле, что кооперативы не­зависимы от государства, но это также форма общественной собственности» [3]. Близко к этой точке зрения придерживался и бельгийский кооператор, экономист, профессор П. Ламбер, который утверждал, что «кооперация решает проблему собственности: она делает капитал объектом общественной собственности и призывает — насколько это технически воз­можно — всех людей пользоваться ею, используя принцип "открытых дверей"» .

В Конституции Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Кооперативной собственности в этом перечне вроде бы нет. Поэтому в настоящее время её рассматривают одни как вид частной формы собственности, другие — как вид иной формы собственности.

Гражданский кодекс Российской Федерации и принятые на­чиная с 1992 г. федеральные законы о потребительской, сельско­хозяйственной, производственной и других специализированных видах кооперации термина «кооперативная собственность» тоже не знают. В них имеются положения о «собственности коопе­ратива», об «имуществе кооператива», которое «является его собственностью ».

Между тем кооперативная собственность реально сущест­вует. Что же это такое?

Кооперативная собственность — многообразные отношения по поводу владения, пользования и распоряжения имуществом, всеми материальными ценностями кооператива, т. е. по поводу принадлежности кооперативу либо только его членам, либо одновременно кооперативу и его членам средств производства и обмена, а также распределения и использования результатов кооперативной хозяйственной деятельности.

Понятие «кооперативная собственность» шире понятия «собственность кооператива» и даёт представление о собственно­сти как кооперативов, так и кооперативных союзов, организаций, предприятий и учреждений.

С точки зрения социологии объекты собственности коо­ператива представляют собой экономические ценности (мате­риальные блага). Кому эти экономические ценности должны принадлежать по логике вещей? В публикациях экономистов и юристов, которые нередко одновременно являются теоретиками и практическими деятелями кооперации, на этот счёт встречают­ся самые различные, даже взаимно исключающие суждения.

Одни утверждают, что экономические ценности в кооперати­ве должны принадлежать исключительно его членам-пайщикам как истинным собственникам, только, мол, пайщики разобщены и не всегда в состоянии отстоять свои права на имущество.

Другие решительно возражают и приводят свой аргумент, а именно то обстоятельство, что сегодняшнее имущество коопера­тива создано усилиями членов-пайщиков и многих предыдущих поколений, а потому нынешние члены кооператива могут быть в лучшем случае лишь разумными пользователями имущества, но отнюдь не владельцами его.

Третьи, не разделяя приведённые точки зрения, настаивают на том, что пайщики — не единственные хозяева кооперативов, особенно пайщики потребительских кооперативов, в которых преобладающее большинство пайщиков личного трудового участия не принимает, и в этих кооперативах в наращивание кооперативной собственности большой реальный вклад вносят члены трудовых коллективов. Отсюда делается вывод, что собст­венниками имущества являются как члены такого кооператива, так и его наёмный персонал.

С таким подходом к проблеме не соглашаются четвёртые, которые ставят риторический вопрос: справедливо ли объявлять экономические ценности кооператива принадлежащими наём­ным работникам кооператива, которые не являются его пайщи­ками и получают за свой труд материальное вознаграждение?

Пятые доказывают, что собственником кооперативного имущества должен быть признан сам кооператив со всеми его членами: кооператив располагает правом владения и пользова­ния, а право распоряжения, кроме неделимого фонда, остаётся за членами кооператива.

Наконец, существует юридически оформленное мнение российского законодателя, что имущество кооператива как юри­дического лица является его собственностью. Так решён вопрос в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Однако некоторые представители науки настаивают на том, что быть собственниками, обладать правом собственности могут только живые люди, граждане, т. е. исключительно физические лица, обладающие физиологическими и духовными потребно­стями в объектах собственности (благах), использующие свой капитал (способности и имущество) для создания и получения благ, (Способные осознать абстрактную категорию права. Юри­дические лица, поскольку они лишены указанных потребностей и способности осознать, говорить и спорить, постольку обладать правом собственности не могут [6]. Если придерживаться данной точки зрения, то экономические ценности в кооперативе должны принадлежать не ему как юридическому лицу, а его участникам как физическим лицам.

В реальной жизни кооператоры как законопослушные гра­ждане строго руководствуются законами государства.

Вместе с тем приведённые выше аргументы за и против свидетельствуют о сложности и небесспорности всего круга вопросов, касающихся кооперативной собственности.

Наши рекомендации