IV. Платежи за предпродажное обслуживание
1.Гостиное — первоначально (с XII в.) — это личный сбор, так называемая «гостиная дань», однородная с явкой, взимавшаяся за сам привоз товара на торг. С конца XV в. — плата за остановку в гостином дворе (сверх платы за помещение). Уже при Иване III запрещается приезжим торговцам складывать товары вне гостиных дворов. Позднее везде, где были казенные амбары и лавки, приезжие были обязаны складывать товары в них. Человек без товаров мог остановиться, где хотел, но в некоторых городах и купец с деньгами, приехавший за товаром, должен был остановиться в гостином дворе. Величина гостиного сбора зависела от числа приезжих купцов, складировавших свои товары в гостином дворе. Местные жители совсем избавлялись от этой повинности. Иногородние могли быть освобождены от складки на гостином дворе и уплаты гостиного лишь при условии уплаты «анбарщины».
2.Амбарное (амбарное, амбарщина) — пошлина за наем амбара на гостином дворе, за складирование товара в устроенном для этого месте. Ее размер зависел от спроса на амбары, а также от количественных и фактурных особенностей привозного товара. Амбарное представляло собой особую пошлину и взималось наряду с гостиным. Однако, в отличие от последнего, высчитывалось в зависимости от продолжительности пребывания купца в городе.
3.Полавочное — пошлина за наем казенной лавки или за право торговли в собственной лавке. Ее размер варьировался в зависимости от размера лавки и свойств продаваемого товара.
4.Подъемное («с подъему») — пошлина за поднятие весового товара и его установку на весах (за доставку сваленной на берегу соли в склады). Взималась на рынках весовщиками (пудовщиками) как с продавцов, так и с покупателей.
5.Свальное — плата за разгрузку возов, саней, подвод, судов; за складирование товара при его взвешивании и помещении в гостиные дворы. Иногда свальное брали за разгрузку целого судна, иногда — с известного числа пудов, иногда — с определенной тарной единицы или с каждого отдельного товара.
6.Рукознобная пошлина — за перенесение товара с возов, саней или судов в гостиный двор и за взвешивание их. Величина пошлины определялась тяжестью товара. Взималась и с купца, и с продавца.
7.Дрягильное — обязательный сбор за участие в соляной торговле, взимавшийся в дополнение к весчей пошлине.
8.Померное — сбор за измерение сыпучих товаров бочками или их долями.
9.Припуск — сбор за наведение весов в равновесие при взвешивании товаров или за дополнительный подъем при взвешивании. Взимался как с купца, так и с продавца.
10.Поштучное — сбор за право торговать мясом.
11.Херное — сбор за оформление сделки (от слова «херить», т. е. ставить крестик, отметку в документе).
12.Весовое, весчее – плата за взвешивание товара на торговых весах откупщика. Взималась откупщиком.
V.Штрафы.
1.Промыт – пеня за объезд мыта и неплатеж мытной пошлины. Взималась обыкновенно с воза или судна (промыта – уклонение от уплаты мыта).
2.Заповедь – пеня за неуплату пошлины при продаже (покупке) лошади.
4.Протаможье – пеня за тайный провоз товара без уплаты пошлины, за неявку его в таможне.
5.Протамга – пеня за неявку товара в таможне.
2. Эволюция таможенных платежей в XVI – первой половине XVII вв.
Благоприятные условия для дальнейшего роста товарного производства городов и рынка сложились во второй половине XV века. К Московскому княжеству были присоединены Пермь (1478), Тверь (1485), Вятка (1489), Псков (1510) и др. И хотя уровень развития товарно-денежных отношений в феодальных княжествах был неодинаков, объективный процесс дальнейшего роста товарного производства городов и внутреннего рынка продолжался, развивалась и таможенная политика.
Начинают складываться единые таможенные формальности, облегчающие продвижение товаров на рынок, развитие торговых отношений между русскими феодальными землями. Стремление к унификации таможенных формальностей способствовало формированию взглядов на единую таможенную политику, в рамках единого Российского государства. Элементы таможенной политики формировались параллельно с объединением русских земель, развитием торговли и рынка.
Постепенно родственники великого князя оттеснялись от права сбора таможенных пошлин, и доходы от тамги и мытов с Москвы и прилегающих территорий – так называемая московская тамга перешла в собственность великого князя, тем самым в таможенном деле произошло обособление государственного права от права частного.
В связи с процессами централизации русского государства, в таможенном деле уже в начале XVI века предпринимаются попытки унификации сбора пошлин с товаров И хотя не было единого законодательства, которое бы регулировало сборы, отдельные правовые нормы о порядке сбора пошлин с некоторых товаров нашли отражение в грамотах, выдаваемых таможенникам Московским государем.
Основными пошлинами были судовая, мытная, померная, привязная, весчая и другие. Характерно, что еще задолго до именного указа 1653 г. собиралась рублевая пошлина. Ее появление также связано с процессом унификации таможенных сборов. Технически это выразилось в постепенном прекращении практики взимания платежей в натуральном выражении. Тамга стала взиматься не с количества товара, а с его цены. Таким образом, ценовое измерение позволяло в перспективе установить единую систему обложения для всех видов товаров, заменив рублевой пошлиной в качестве единого количественного эквивалента, прежние многочисленные пошлины удельного периода. Ряд пошлин (например, замыт, весчее) сливались с тамгой, повышая ее удельный вес в общей сумме таможенных сборов.