Виды аудиторских доказательств и источники их получения
Требования к аудиторским доказательствам приведены в правиле (стандарте) аудиторской N 17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях
Аудиторские доказательства могут быть внутренними, внешними и смешанными.
Внутренние - включают в себя информацию, полученную от экономического субъекта (в устном и письменном виде), внешние — информацию, полученную от третьих лиц (в письменном виде обычно по письменному запросу аудиторской организации). Смешанные аудиторские доказательства включают в себя информацию, полученную от экономического субъекта в письменном или устном виде и подтвержденную третьей стороной в письменном виде. Если их проранжировать по ценности и достоверности, то сначала идут внешние доказательства, затем смешанные и внутренние.
Аудиторские доказательства должны быть достоверными и достаточными. Достаточность аудиторских доказательств определяется на основе оценки СВК и величины аудиторского риска. Достоверность доказательств, полученных самой аудиторской организацией, бывает обычно выше, чем достоверность доказательств, предоставленных экономическим субъектом. Достоверность письменных доказательств выше, чем устных. Собранные доказательства отражаются аудитором в его рабочих документах в форме записей об изучении и оценке постановки бухгалтерского учета и организации внутреннего контроля, а также таблиц и протоколов, отражающих планирование, выполнение и изложение результатов аудиторских процедур. Они используются при составлении аудиторского заключения.
Источниками получения аудиторских доказательств являются:
· финансово-бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс (форма 1);
· отчет о финансовых результатах и их использовании (форма 2);
· приложение к балансу (форма 5);
· бухгалтерские регистры (учетные и контрольные): Главная книга, журналы-ордера, журнал хозяйственных операций, кассовая книга, расчетно-платежные ведомости по заработной плате, оборотные, сальдовые и шахматные;
· первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;
· статистическая отчетность;
· отчетность по взносам во внебюджетные фонды;
· отчетность по налогообложению;
· уставные документы, договора, приказы и другие административные документы;
· результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности;
· устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц;
· сопоставление одних документов экономического субъекта с другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц;
· результаты инвентаризации;
· обращения к руководству за разъяснениями в устной и письменной форме.
В ходе аудиторской проверки устанавливается правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность данных пояснительной записки. В соответствии с этим информация в документах носит для аудитора справочный характер, за точность, полноту и достоверность ее он не отвечает.
Для проверки баланса можно составить альтернативный баланс по данным Главной книги.
При проверке устанавливают:
· все ли активы и пассивы отражены в отчете;
· все ли документы использованы в отчете;
· насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики предприятия.
Отчет о прибылях и убытках аудитор проверяет для установления правильности расчета балансовой и налогооблагаемой прибыли. Балансовая прибыль должна быть определена по предприятию в целом и отдельно по его структурным подразделениям и видам деятельности. Если на предприятии такие расчеты не выполняются, то аудитор для обоснования своих выводов должен их выполнить сам.
Данные пояснительной записки проверяют сравнением аналитических показателей по альтернативному балансу и уточненному счету прибылей и убытков с информацией, включенной в пояснительную записку.
Аудиторский риск уменьшается, если аудитор использует доказательства, полученные из разных источников, и разные по форме представления. При противоречивости доказательств, полученных из разных источников, аудитор должен использовать дополнительные процедуры.
Особое внимание следует уделить доказательствам, полученным в ходе проверки операций экономического субъекта с зависимыми организациями. При этом следует руководствоваться правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита».
Если документы не представлены аудитору в полном объеме и он не в состоянии собрать достаточные аудиторские доказательства, то это надо отразить в отчете и рассмотреть вопрос о подготовке аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.