Способы группировки информации в ахд

Широкое применение в АХД находит группировка информации — деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам. Взависимости от цели анализа используются типологические, структурные и ана­литические группировки. Примером типологических группировок могут быть группы насе­ления по роду деятельности, группы предприятий по формам соб­ственности и т.д. Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строе­ние показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помо­щью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрас­ту, выполнению норм выработки; состав предприятий по темпам прироста производства продукции; состав себестоимости продук­ции и т.д. Особенно большое значение имеют структурные группи­ровки при анализе сводной отчетности объединений, министерств и других крупных структурных единиц, так как они позволяют выявить передовые, средние и отстающие предприятия, определить направления поиска передового опыта, скрытых резервов. Аналитические (причинно-следственные) группировки использу­ются для определения наличия, направления и формы связи меж­ду изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть каче­ственной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной. По сложности построения различают два типа группировок: простые и комбинированные. С помощью простых группировок изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку. В комбинированных группировках такое деление изучаемой совокупности делается сначала по одно­му признаку, а потом внутри каждой группы — по другому призна­ку и т.д. Таким образом могут быть построены двух-, трехуровне­вые группировки. Они позволяют изучать разнообразные и слож­ные взаимосвязи. При построении группировок нужно очень серьезно относить­ся к делению совокупности на группы, выбору количества групп и интервалов между ними, потому что в зависимости от этого могут существенно измениться результаты анализа. Методика построения группировок коротко может быть пред­ставлена в виде следующего алгоритма: 1) определение цели анализа; 2) сбор необходимых данных по всей совокупности объектов; 3) ранжирование совокупности по выбранному для группиров­ки признаку; 4) выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы; 5) определение среднегрупповых показателей по группировоч-ным и факторным признакам; 6) анализ полученных средних величин, определение взаимо­связи и направления воздействия факторных показателей на изу­чаемый результат. В случае построения комбинированных группировок этот алго­ритм расширяется за счет повтора (несколько раз) четвертого и пятого пунктов. По данным табл. 3.4 выполним группировку предприятий по уровню фондовооруженности труда и определим наличие, направ­ление и форму связи между данным фактором и производитель­ностью труда (табл. 3.7).     Таблица 3.7 Группировка предприятий по фондовооруженности труда, млн руб.
Группы предприятий по фондовооруженности Количество предприятий в группе Средний уровень фондовооруженности по группе Средняя выработка одного работника
-До 3,5 3,25 4,45
3,5-4,0 3,76 5,10
4,1-4,5 4,23 5,73
Свыше 4,5 4,75 6,30

В отличие от приведенных в табл. 3.4 параллельных рядов сгруп­пированный в табл. 3.7 материал более наглядно отражает взаимо­связь между изучаемыми явлениями. При группировке индивиду­альные величины показателей заменяются среднегрупповыми. В результате этого взаимно погашаются разного рода случайные от­клонения, вызванные неявным воздействием других факторов, по­этому взаимосвязь проявляется более четко.

Таким образом, правильная группировка информации дает возможность видеть зависимость между показателями, более глу­боко разбираться в сущности изучаемых явлений, систематизиро­вать материалы анализа, выделить в них главное, характерное и типичное.

Балансовый метод в АХД

Балансовый метод служит главным образом для отражения со­отношений, пропорций двух групп взаимосвязанных экономиче­ских показателей, итоги которых должны быть тождественными. Этот метод широко распространен в практике бухгалтерского уче­та и планирования. Но определенную роль он играет и в АХД, в частности широко используется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, финансовыми ресурсами, сырьем, топ­ливом, материалами, основными средствами производства и т.д., а также при анализе полноты их использования. Определяя, например, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, составляют баланс, в котором, с одной стороны, пока­зывается потребность в трудовых ресурсах, а с другой — их фактическое наличие. При анализе использования трудовых ресурсов сравнивают возможный фонд рабочего времени с фактическим количеством отработанных часов, определяют причины сверхпла­новых потерь рабочего времени. Чтобы определить обеспеченность животных кормами, разрабатывается кормовой баланс, в котором, с одной стороны, показывается плановая потребность в фураже, а с другой — его фактическое наличие. Для определения платежеспо­собности предприятия используется платежный баланс, в котором соотносятся платежные средства с платежными обязательствами. Как вспомогательное средство балансовый метод используется в АХД для проверки правильности определения влияния различ­ных факторов на прирост величины результативного показателя. В детерминированном анализе алгебраическая сумма величины влияния отдельных факторов должна соответствовать величине общего прироста результативного показателя (∆Yобщ = ∑∆Yxi). Если такое равенство отсутствует, это свидетельствует либо о неполном учете факторов, либо о допущенных ошибках в расчетах. Балансовый способ может быть использован при построении детерминированных аддитивных факторных моделей. В анализе можно встретить модели, построенные на основе товарного балан­са. Например, ОН +П = Р + В + ОК, Отсюда Р = Он + Н — В — Ок, где Он — остаток товаров на начало года; П — поступление товаров; Р — продажа товаров; В — другие источники расхода товаров; Ок — остаток товаров на конец года. Иногда балансовый способ применяют для определения вели­чины влияния отдельных факторов на прирост результативного показателя. Например, когда из трех факторов известно влияние двух, то влияние третьего можно определить, вычтя из общего при­роста результативного показателя результат влияния первых двух факторов: ∆Y = ∆Yобщ - ∆Yа - ∆Yb. И последнее. В анализе на основе балансового метода разрабо­тан один из способов факторного анализа — пропорционального деления, или долевого участия, о котором подробно будет расска­зано в следующей главе.  

Наши рекомендации