Политика в области доходов
Оглавление
Преамбула исследования. 3
1. Политика в области доходов. 4
2. Политика в области расходов. 10
3. Политика в области финансирования бюджетного дефицита и управления государственным долгом. 15
3. Политика в области межбюджетных отношений (уровень Федерация–Регион) 24
Выводы по исследованию.. 26
Преамбула исследования
Подготовка основных направлений бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Основные направления бюджетной политики) осуществлялась в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в целях составления проекта федерального бюджета на
2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - проект федерального бюджета на 2015-2017 годы).
В процессе подготовки Основных направлений бюджетной политики были учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, государственных программ Российской Федерации (далее - государственные программы) и иных документов государственного стратегического планирования.
Разработка этого документа производилась в соответствии с итогами реализации бюджетной политики в период до 2014 года, а также на основании Основных направлений налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, практики реализации Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 77-ФЗ «О парламентском контроле».
Цель основных направлений бюджетной политики заключается в описании условий, которые были приняты для составления проекта федерального бюджета на 2015-2017 годы, основных подходов к процессу формирования и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также обеспечении прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Политика в области доходов
– степень централизации доходов федерального бюджета (в соотношении с консолидированным бюджетом и в % к ВВП);
Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2013 году исполнен с дефицитом в сумме (-) 865,2 млрд. рублей или 1,3% к объему ВВП за 2013 год. При этом результат исполнения бюджетов, которые входят в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составляет:
величина дефицита федерального бюджета - (-) 323,0 млрд. рублей;
величина дефицита консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - (-)642,0 млрд. рублей;
величина профицита бюджетов государственных внебюджетных фондов - 99,8 млрд. рублей.
Доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы Российской Федерации (до того, как были предоставлены межбюджетные трансферты) уменьшился с 54% в 2014 году до 51,4% в 2017 году. Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации (до того, как были предоставлены межбюджетные трансферты) увеличится с 26,6% в 2014 году до 27,6% в 2017 году. Также можно прогнозировать увеличение доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации с 19,4% в 2014 году до 21,1% в 2017 году.
В 2015-2017 годах прогнозируется увеличение темпа роста доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации с 105,8% в 2016 году в сравнении с 2014 годом до 107,3% в 2017 году в сравнении с 2014 годом, при этом будет сохраняться динамика ежегодного увеличения бюджетных расходов на уровне 105,2 - 106,3% в рассмотренном периоде.
– изменение уровня налоговой нагрузки на экономику;
В связи со значительной величиной объема передаваемых расходных обязательств урегулирование изменения разграничения полномочий только с использованием механизма межбюджетного регулирования было недостаточно недостаточным, что в свою очередь обусловило принятие на федеральном уровне мер, которые будут способствовать обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации посредством перераспределения доходных источников между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.
В этой связи Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2014 года уменьшились на 5% установленные Бюджетным кодексом нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц, зачисляемые в бюджеты муниципальных районов и городских округов. Также уменьшился размер нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, который является обязательным для применения субъектом Российской Федерации в рамках межбюджетного регулирования в соответствии с пунктом 3 статьи 58 Бюджетного кодекса. Соответственно, нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц, которые зачисляются в доходы региональных бюджетов, были повышены на 10%.
– приоритеты в налогообложении;
В связи со значительным объемом передаваемых расходных обязательств урегулирование изменения разграничения полномочий только с использованием механизма межбюджетного регулирования было недостаточным, что в свою очередь обусловило принятие на федеральном уровне мер, которые будут способствовать обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации посредством перераспределения доходных источников между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.
В этой связи Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2014 года уменьшены на 5% установленные в Бюджетном кодексе нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц, которые зачислялись в бюджеты муниципальных районов и городских округов. Также уменьшился размер норматива отчислений от налога на доходы физических лиц, обязательный к применению субъектом Российской Федерации в рамках межбюджетного регулирования в соответствии с пунктом 3 статьи 58 Бюджетного кодекса. Соответственно, нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц, зачисляемые в доходы региональных бюджетов, были увеличены на 10%.
– степень (%) фактического (кассового) исполнения бюджета по доходам в сравнении с утвержденной в бюджете величиной (по основным подгруппам доходов);
В таблице 1 представлен прогноз по основным доходам федерального бюджета на 2015-2017 годы.
Таблица 1 -Прогноз доходов федерального бюджета (млрд. Рублей)
Показатель | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | |||||
отчет | %% ВВП | Закон 201-ФЗ | %% ВВП | прогноз | %% ВВП | прогноз | %% ВВП | прогноз | %% ВВП | |
Доходы, всего | 13 019,9 | 19,5 | 14 238,8 | 19,9 | 14 923,9 | 19,6 | 15 493,2 | 18,8 | 16 272,7 | 18,1 |
в том числе: | ||||||||||
Нефтегазовые доходы | 6 534,0 | 9,8 | 7 480,2 | 10,5 | 7 520,6 | 9,9 | 7 516,1 | 9,1 | 7 590,9 | 8,4 |
в том числе: | ||||||||||
НДПИ | 2 514,5 | 3,8 | 2 917,1 | 4,1 | 3 052,4 | 4,0 | 3 209,6 | 3,9 | 3 251,5 | 3,6 |
Таможенные пошлины | 4 019,5 | 6,0 | 4 563,1 | 6,4 | 4 468,2 | 5,9 | 4 306,5 | 5,2 | 4 339,4 | 4,8 |
Ненефтегазовые доходы | 6 485,9 | 9,7 | 6 758,6 | 9,5 | 7 403,3 | 9,7 | 7 977,1 | 9,7 | 8 681,8 | 9,7 |
в том числе: | ||||||||||
Налог на прибыль организаций | 352,2 | 0,5 | 363,2 | 0,5 | 380,6 | 0,5 | 403,8 | 0,5 | 449,6 | 0,5 |
НДС | 3 539,0 | 5,3 | 3 711,9 | 5,2 | 4 202,4 | 5,5 | 4 704,3 | 5,7 | 5 283,9 | 5,9 |
Акцизы | 524,4 | 0,8 | 664,9 | 0,9 | 797,0 | 1,0 | 933,7 | 1,1 | 1 036,5 | 1,2 |
НДПИ (без нефтегазовых доходов) | 20,7 | 0,0 | 20,3 | 0,0 | 22,4 | 0,0 | 23,0 | 0,0 | 23,8 | 0,0 |
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) | 722,3 | 1,1 | 711,1 | 1,0 | 707,8 | 0,9 | 686,2 | 0,8 | 664,7 | 0,7 |
Дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации | 134,8 | 0,2 | 139,1 | 0,2 | 229,1 | 0,3 | 152,1 | 0,2 | 167,3 | 0,2 |
Прочие ненефтегазовые доходы | 1 192,5 | 1,8 | 1 148,1 | 1,6 | 1 064,0 | 1,4 | 1 074,0 | 1,3 | 1 056,0 | 1,2 |
Уменьшение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах ВВП в 2015 - 2017 годах обусловлено уменьшением экспортных цен на газ природный, объемов добычи нефти, объемов экспорта товаров, выработанных из нефти, а также более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста курса доллара США по отношению к рублю, объемов экспорта нефти и газа природного, объемов добычи газа горючего природного.
Величина объема ненефегазовых доходов была сформирована с учетом реализации плана по мобилизации доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, который включает в себя меры по уменьшению теневого сектора экономики, реализации некоторых дополнительных мер по увеличению доходов федерального бюджета, совершенствования налогового и таможенного администрирования.
Прогноз доходов формировался в соответствии с изменениями налогового, бюджетного, таможенного законодательства и нормативных правовых актах Правительства
– темпы роста общего объема доходов и отдельных источников; –
Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов характеризуется уменьшением доходов и расходов по отношению к ВВП при уровне дефицита более 1,0% ВВП (таблица 2.).
Таблица 2 - Основные параметры бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (млрд. Рублей)
Показатели | 2013 год | %% ВВП | 2014 год | %% ВВП | год | %% ВВП | 2016 год | %% ВВП | 2017 год | %% ВВП |
Доходы, всего | 24 399,3 | 36,6 | 26 367,4 | 36,9 | 27 917,6 | 36,7 | 29 770,7 | 36,2 | 31 688,2 | 35,3 |
в том числе: | ||||||||||
Федеральный бюджет | 13 019,9 | 19,5 | 14 238,8 | 19,9 | 14 923,9 | 19,6 | 15 493,2 | 18,8 | 16 272,7 | 18,1 |
Консолидированн ые бюджеты субъектов Российской Федерации | 8 161,2 | 12,2 | 8 442,2 | 11,8 | 8 927,8 | 11,7 | 9 441,9 | 11,5 | 10 135,6 | 11,3 |
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов | 6 673,3 | 10,0 | 7 026,0 | 9,8 | 7 498,8 | 9,9 | 8 092,5 | 9,8 | 8 735,1 | 9,7 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов, всего | 8 093,2 | 12,1 | 8 114,5 | 11,4 | 9 210,1 | 12,1 | 10 085,0 | 12,3 | 10 620,7 | 11,8 |
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации | 6 388,4 | 9,6 | 6 294,6 | 8,8 | 7 163,8 | 9,4 | 7 761,2 | 9,4 | 8 154,8 | 9,1 |
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов | 3 541,8 | 5,3 | 3 837,3 | 5,4 | 4 160,5 | 5,5 | 4 556,0 | 5,5 | 4 913,5 | 5,5 |
Бюджет Фонда социального страхования | 603,5 | 0,9 | 579,8 | 0,8 | 592,6 | 0,8 | 615,8 | 0,7 | 666,8 | 0,7 |
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов | 474,5 | 0,7 | 532,1 | 0,7 | 545,2 | 0,7 | 587,2 | 0,7 | 637,1 | 0,7 |
Бюджеты фондов обязательного медицинского страхования | 1 101,4 | 1,6 | 1 240,1 | 1,7 | 1 453,7 | 1,9 | 1 707,9 | 2,1 | 1 799,1 | 2,0 |
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов | 689,8 | 1,0 | 733,3 | 1,0 | 789,1 | 1,0 | 1 041,8 | 1,3 | 1 129,7 | 1,3 |
В 2013 году величина консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по доходам исполнен в сумме 24 399,3 млрд. рублей, из которых 53,4% составили доходы федерального бюджета.
Доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы Российской Федерации (до того, как были предоставлены межбюджетные трансферты) уменьшился с 54% в 2014 году до 51,4% в 2017 году. Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации (до того, как были предоставлены межбюджетные трансферты) возрастет с 26,6% в 2014 году до 27,6% в 2017 году. Также можно спрогнозировать увеличение :
доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации с 19,4% в 2014 году до 21,1% в 2017 году.
структуры основных источников доходов (налоговых и неналоговых); –
Доходы федерального бюджета в 2013 году складывались в сумме 13 019,9 млрд. рублей, что составило 19,5% к объему ВВП за 2013 год.
Величина доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2013 году составила 8 161,2 млрд. рублей, или 12,2% к объему ВВП за 2013 год.
Величина доходов государственных внебюджетных фондов в 2013 году составила 8 093,2 млрд. рублей, или 12,1% к объему ВВП за 2013 год.
Величина доходов территориальных государственных внебюджетных фондов в 2013 году составила 1 027,5 млрд. рублей или 1,5% к объему ВВП за 2013 год. В 2013 году величина консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по расходам исполнен на 25 264,4 млрд. рублей.
Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2013 году исполнен с дефицитом в сумме (-) 865,2 млрд. рублей или 1,3% к объему ВВП за 2013 год. При этом результаты исполнения бюджетов, которые входят в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов.