Финансирование деятельности муниципальных предприятий
В целях финансирования все муниципальные предприятия можно разделить на четыре категории:
1. Муниципальные предприятия, которые изначально и неизбежно убыточны. Очевидно, что сюда входят предприятия, оказывающие населению обязательные услуги, которые в соответствии с решениями органов государственной власти или решениями органов местного самоуправления должны предоставляться бесплатно.
2. Муниципальные предприятия, имеющие возможность частично работать на принципе хозрасчёта. Сюда относятся предприятия, оказывающие обязательные услуги населению и имеющие возможность получения доходов:
- услуги частично оплачиваются потребителем;
- определённый объём услуг предоставляется бесплатно, сверх этого объёма услуги предоставляются на платной основе;
- услуги и товары могут продаваться на коммерческой основе, но их социальная значимость требует установления предельного уровня тарифов и цен в зависимости от платежеспособности населения.
3. Полностью самофинансируемые предприятия, услуги которых полностью оплачиваются потребителями.
4. Муниципальные предприятия, которые учреждаются в расчёте на их коммерческий успех.
В качестве источников финансирования муниципальных предприятий могут выступать средства:
- местного бюджета, т.е. средства налогоплательщиков;
- внебюджетных фондов органов местного самоуправления;
- немуниципальных фондов, образовавшихся с участием органов местного самоуправления;
- независимых фондов;
- финансово–кредитных организаций, привлечённые средства;
- муниципальных предприятий (самофинансирование);
- других юридических лиц (привлечённые);
- физических лиц (займы, сборы, платежи).
Каким образом органы местного самоуправления и органы управления муниципальными предприятиями должны строить свою финансовую политику, чтобы субъекты финансирования были заинтересованы в направлении средств в эти предприятия? Укрупненно эти условия могут быть сформулированы следующим образом:
- обязанность финансировать;
- участие в прибыли;
- получение процентов на кредит;
- совпадение целей;
- получение части продукции;
- получение услуг.
По отношению к предприятиям первой группы, оказывающим услуги бесплатно, органы местного самоуправления должны исходить из обязанностей их финансирования.
По отношению к предприятиям второй группы, оказывающим обязательные услуги населению, но имеющим возможность получения самостоятельных доходов, из бюджетных средств возможно возмещение расходов на оказание бесплатных услуг, и разницу между реальной стоимостью и фактической ценой частично оплаченных услуг (обязательное бюджетное финансирование).
Третья группа предприятий должна существовать за счёт собственных средств. В отношении этих предприятий проводится политика на перевод их в категорию прибыльных.
Финансирование предприятий четвёртой группы из бюджетных средств недопустимо. Условием финансирования может быть участие в прибыли, при этом финансовая политика органов местного самоуправления по отношению к этим предприятиям должна быть гибкой: нельзя этим предприятиям предоставлять полную свободу распоряжения полученными доходами, так как их основная задача – пополнение муниципальной казны, но нельзя и полностью забирать заработные средства, так как пропадает стимул к эффективной деятельности. Нельзя также устанавливать высокие цены, даже если рынок это позволяет, так как основная функция местной власти – социальная.
Финансово–кредитные организации будут руководствоваться условием получения процентов на предоставленный кредит. Все другие организации и физические лица могут быть рассмотрены как потенциальные инвесторы в следующих случаях:
- расчёт на участие в прибыли;
- расчёт на получение части товаров и услуг (долевое строительство жилья);
- заинтересованность в благотворительной деятельности.
Рассмотрим, как применяется алгоритм решения вопроса о финансировании муниципальных предприятий на конкретном примере. Допустим, необходимо финансировать муниципальное строительное предприятие в целях строительства муниципального жилья. Определим, к какой категории объектов финансирования относится данное муниципальное предприятие.
Его нельзя рассматривать как убыточное, так как строительная деятельность может осуществляться на прибыльной основе. С другой стороны, оно не может быть заведомо прибыльным в связи с тем, что муниципальное жильё предоставляется либо бесплатно, либо на льготных условиях. То есть, данное предприятие относится к категории частично самофинансируемых. Следовательно, финансирование этого предприятия из средств местного бюджета или целевых внебюджетных фондов может осуществляться в той части, в которой не может быть произведено за счёт прибыли предприятия, получаемой от строительства других объектов на коммерческой основе.
Объём финансирования, выделяемого на строительство муниципального жилья, может быть недостаточен, поэтому необходимо определить, из каких ещё источников могут быть привлечены средства, и при каких условиях другие субъекты финансирования могут предоставить эти средства.
Остаётся ещё возможность привлечь заёмные средства (средства банков и других кредитных организаций), негосударственных и немуниципальных организаций, физических лиц.
При каких условиях субъекты финансирования могут принять решение о финансировании строительства?
1. Может возникнуть интерес к получению части продукции (жилья);
2. Получение прибыли за счёт продажи жилья.
Предложенный алгоритм имеет следующий вид:
1. Устанавливаются характеристики объекта финансирования;
2. Определяется собственная политика органов местного самоуправления по поводу финансирования объекта из муниципальных средств;
3. Определяется перечень предполагаемых внешних источников финансирования;
4. По отношению к каждому субъекту финансирования, принимающему решение о выделении средств, определяются возможные условия финансирования;
5. Субъектам финансирования направляются предложения;
6. По факту предложений, поступающих от потенциальных субъектов финансирования, принимается окончательное решение об объёме и порядке финансирования.
7.5 Контроль над деятельностью муниципальных предприятий
Каждое предприятие должно обладать большой степенью хозяйственной самостоятельности. Эта предпринимательская свобода необходима для успешного ведения дела и достигается она организационно-правовыми методами, в частности – выбором организационно-правовой формы предприятия, договора. Такая свобода предусматривается ГК РФ.
Но всё же такая самостоятельность не может быть безграничной по следующим причинам:
- социальная значимость для всего населения функций, которые призваны выполнять муниципальные предприятия;
- использование такими предприятиями средств муниципального бюджета;
- монопольное положение большинства муниципальных предприятий.
Эти причины говорят о необходимости установления контроля над деятельностью муниципальных предприятий и расходованием муниципальных средств.
Контроль над деятельностью муниципальных предприятий должен сочетаться с невмешательством муниципальных органов в оперативную деятельность, которая является компетенцией предприятий.
Возникает вопрос о поиске такой формы контроля, которая соответствовала бы всем критериям. Наиболее удачным инструментом контроля может быть создание Наблюдательного Совета в качестве органа, являющегося противовесом директору.
Компетенция Наблюдательного Совета:
- определение стратегии и перспектив развития предприятия;
- определение основных направлений деятельности;
- согласование принципиальных вопросов деятельности;
- заслушивание руководства предприятия;
- утверждение отчётов о его деятельности;
- проверка деятельности и расходования средств.
В сфере муниципальной деятельности жёстко разграничены функции заказчика и исполнителя между муниципальными предприятиями. Одни несут функции заказчика, другие – исполнителя, третьи – передаются по конкурсу частным компаниям.