Тема 6. Бюджетное устройство РФ
Бюджет как историческая категория. Понятие бюджета, бюджетного плана, бюджетного фонда. Правовая форма бюджетов. Бюджетная система РФ, понятие, состав, принципы функционирования. Понятие консолидированного бюджета. Состав консолидированного бюджета России (и Приморского края).
Бюджетная классификация РФ, понятие, состав. Понятие доходов и расходов бюджетов. Нефтегазовые доходы Федерального бюджета РФ: величина, состав. Понятие ненефтегазового дефицита бюджета. Источники финансирования дефицитов бюджетов.
Понятие бюджета
Бюджет (государственный) является центральным звеном финансовой системы любой страны, поскольку через него распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы государства. С помощью бюджета государство удовлетворяет общественные потребности в денежных средствах.
Вместе с тем история финансов показывает, что на ранних стадиях своего развития государство не имело бюджета. Все европейские государства, Россия, собирали доходы и производили расходы, но бюджет появился только тогда, когда государство стало планировать свою финансовую деятельность ‑ составлять смету доходов и расходов на определенный период.
Бюджет (Bydjet) в переводе с английского означало мешок. Когда палата общин в Англии XVI-XVII вв. утверждала субсидию королей, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель. в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это действие условно называлось открытием бюджета, позже название портфеля было перенесено на документ. С конца XVII в. бюджетом стал называться документ, который содержал утверждаемые парламентом план доходов и расходов государства.
Глубокие перемены, произошедшие в конце XVIII ‑ начале XIX веков в области политики, в социальных отношениях и в сфере экономики, повлекли значительные изменения в государственном порядке.
Одним из общих признаком новых условий государственной жизни было быстрое увеличение государственных бюджетов и долгов. Вначале этот рост казался явлением исключительным. Финансисты начала XIX века считали, что с наступлением спокойных времен бюджет уменьшится. На практике происходило обратное, рост бюджетов к концу XIX века превзошел все ожидания.
В связи с этим возникает необходимость планирования бюджетной деятельности.
Первый существенный признак бюджета ‑ его плановость. Бюджет ‑ это прежде всего план доходов и расходов государства на предстоящий период. Как и любой другой план, государственный бюджет должен составляться на определенный период. Во многих государствах таким периодом был избран один год, который получил название финансового.
Финансовым годом, или периодом, называется время, протекающее между открытием и закрытием государственного счетоводства. В большинстве стран он соответствует календарному году (страны СНГ, Италия, Франция), а в некоторых начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта (Великобритания, Япония), или длится с 1 июля по 30 июня (Канада), с 1 октября по 30 сентября (США), с 1 марта по 28 февраля (Турция). Отличие финансового года от календарного объясняется исторически сложившейся практикой, сроками созыва сессий парламентов.
В России порядок становления "государственной росписи" или "сметы доходов и расходов" ведет свое начало с 1863 г. До этого времени бюджетного права в России не существовало, так как бюджетная практика отрицала все его принципы. В 1860 г. был учрежден Государственный банк. Единственным распорядителем бюджета стал министр финансов. Для всеобщего сведения стала публиковаться "роспись доходов и расходов".
Министерство финансов было учреждено в процессе реформ Александра I (1801-1825). Первым в истории Российской империи министром финансов был назначен бывший ранее государственным казначеем граф Алексей Васильевич Васильев. В XIX веке на посту министра финансов сменилось 13 человек. Среди них наиболее известными были Е.Ф.Канкрин, С.Ю.Витте.
Министры финансов Российской империи
Граф Васильев А.В. | 1802-1807 |
Голубцов Ф.А. | 1807-1810 |
Граф Гурьев Д.А. | 1810-1823 |
Граф Канкрин Е.Ф. | 1828-1844 |
Граф Вронченко Ф.П. | 1844-1852 |
Брок П.Ф. | 1852-1858 |
Княжевич А.М. | 1858-1862 |
Рейтерн М.Х. | 1862-1878 |
Грейг С.А. | 1878-1880 |
Абаза А.А. | 1880-1881 |
Бунге Н.Х. | 1881-1887 |
Вышнеградский И.А. | 1887-1892 |
Граф Витте С.Ю. | 1892-1903 |
Основы бюджетного устройства советского государства были сформулированы в Конституции РСФСР 1918 г., в которой раздел 5-й так и назывался "Бюджетное право". Принцип централизации всех финансов выразился в установлении единства государственного бюджета и всей финансовой системы РФ, включении государственных доходов и расходов в общегосударственный бюджет. "Финансовая политика РСФСР в настоящий переходный момент диктатуры трудящихся … ставит себе задачей предоставить в распоряжение органов Советской власти все необходимые средства для удовлетворения местных и общегосударственных нужд Советской Республики, не останавливаясь перед вторжением в право частной собственности".
С образованием в 1922 г. СССР и выходом в 1924 г. Конституции СССР были внесены изменения в бюджетную систему. Был образован государственный бюджет СССР, в который вошли государственные бюджеты социалистических республик, составляющих СССР. На союзный бюджет было возложено финансовое обеспечение общесоюзных нужд и мероприятий, главным образом в области хозяйственного и культурного строительства оборонного значения.
10 октября 1991 г. был принят Закон РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", утвердивший бюджетную самостоятельность Российской Федерации. В Законе определены понятия бюджетного устройства, бюджетной системы, бюджетного процесса, бюджетного регулирования и др.
Принятый 15 апреля 1993 г. Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» определил права субъектов РФ и органов местного самоуправления на получение бюджетных доходов и их использование, состав этих доходов, бюджетные взаимоотношения различных субъектов, принципы бюджетного процесса и другие положения.
Конституцией РФ от 12 декабря 1993 г. закреплены основы бюджетных прав федеральных, региональных и местных органов власти.
17 июля 1998 г. Государственной Думой Федерального Собрания РФ принят Бюджетный кодекс РФ. В нем установлены общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, порядок регулирования межбюджетных отношений, определены основы бюджетного процесса в РФ. Бюджетный кодекс законодательно закрепил компетенцию и полномочия органов власти всех уровней в бюджетной сфере.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, под бюджетом понимается форма образования и расходования фонда денежных средств (бюджетного фонда), предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Можно дать еще одно определение бюджета. Бюджет ‑ это совокупность экономических отношений, возникающих между государственными и муниципальными органами власти, с одной стороны, и различными хозяйствующими субъектами, с другой стороны, в процессе формирования и распределения бюджетного фонда.
Следует различать понятия бюджет, бюджетный план, бюджетный фонд. Определение бюджета дано выше. Бюджетный план – это документ, количественно выражающий бюджет как систему денежных отношений и имеющий силу закона. Бюджетный фонд – фонд денежных средств, предназначенный для финансирования бюджетного процесса. Имеет строго целевое назначение.
Выделяют следующие функции бюджета как экономической категории:
- формирование бюджетного фонда. Данная функция реализуется через доходы бюджета, под которыми понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение государственных и местных органов власти. Бюджетные доходы включают налоговые доходы, неналоговые и доходы целевых бюджетных фондов, доходы, поступающие в порядке бюджетного регулирования (дотации, субсидии, субвенции, трансферты);
- распределение бюджетного фонда. Реализуется эта функция через расходы бюджета, под которыми понимаются денежные средства, направляемые государственными и местными органами власти на финансирование своих задач;
- контрольная функция предполагает осуществление представительными и исполнительными органами власти всех уровней различных форм финансового контроля.
Государственный бюджет ‑ совокупность экономических отношений, возникающих между государством и физическими и юридическими лицами в процессе формирования и распределения централизованного денежного фонда страны, предназначенного для финансового удовлетворения народнохозяйственных, социально-культурных и других потребностей общества.
Государственный бюджет дает возможность маневрировать поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов. Все финансовые средства, поступающие в бюджетный фонд государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению, признанному государством в тот или иной период времени наиболее социально или финансово значимыми.