Выручка как основной источник доходов предприятия
Главным источником денежных накоплений промышленных предприятий является выручка от реализации продукции, представляющая собой сумму денежных средств, полученных за отгруженную или отпущенную продукцию, оказанные услуги и выполненные работы. Поэтому от выполнения плана по реализации зависит финансовое положение предприятия.
Выручка от реализации продукции включает средства на возмещение затрат предприятия на реализованную продукцию, т. е. полной себестоимости, и денежные накопления - прибыль и налог с оборота. Поэтому она используется прежде всего на покрытие затрат, включаемых в полную себестоимость реализованной продукции.
Своевременное поступление выручки – очень важный момент в хозяйственной деятельности предприятия, так как выручка от продаж является основным регулярным источником доходов для организации из всех возможных поступлений средств.
Значение выручки в деятельности предприятий выражается в следующем ( Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю. Финансы организаций (предприятий). М.:2008.-С.145) :
· Выручка от продаж служит основным оценочным показателем результативности работы предприятий, так как по ее поступлению можно судить о том, что выпускаемая продукция по объему, качеству, цене соответствует рыночному спросу.
· От своевременности поступления выручки зависят устойчивость финансового положения организации, размер ее прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, поставщиками, работниками.
· За счет выручки от реализации предприятия покрывают свои текущие затраты на производство и реализацию продукции и формируют прибыль. Несвоевременное поступление выручки приводит к задержке расчетов за сырье, материалы, комплектующие, в связи с чем организация вынуждена выплачивать штрафы, а это в конечном итоге обусловливает не только потери прибыли предприятия-поставщика, но и перебои в работе и остановку производства смежных предприятий.
· Поступление выручки на счета предприятий имеет не меньшее значение и для государственного бюджета, так как она является источником уплаты всех налоговых платежей и отчислений в государственные внебюджетные фонды.
Выручка от реализации продукции и услуг включает три элемента: себестоимость, прибыль, косвенные налоги и отчисления.
Первая часть выручки, себестоимость,направляется на возмещение затрат, включаемых в полную себестоимость реализованной продукции, и выступает в качестве источника финансирования простого воспроизводства.
Вторая часть выручки – прибыль. Она является источником формирования общегосударственных и децентрализованных фондов денежных средств.
Третья часть выручки представляет собой косвенные налоги и отчисления (Рисунок 1.4).
Рисунок 1.4
Выручка от реализации продукции является важным фактором формирования финансовых результатов деятельности предприятия, поэтому важно грамотно ее определять. Законодательно отражены два метода учета выручки от продажи продукции (Рисунок 1.5):
Рисунок 1.5
Моментом реализации в методе начисления образованием выручки считается дата отгрузки, т.е. поступление денежных средств предприятию за отгруженную продукцию не является фактором определения выручки. В основе этого метода лежит юридический принцип перехода прав собственности на товар.
Законом разрешается применение всех методов учета выручки, это зависит от желания руководства предприятия и учетной политикой предприятия. Применение первого способа в условиях кризисной экономики может негативно отразиться на финансовом состоянии предприятия, т.к. при недостаточном и несвоевременном финансировании, возникают проблемы с невозможностью своевременного погашения платежей в бюджет, рассчитаться с другими предприятиями поставщиками.
В нашей стране целесообразнее применять кассовый метод, т.к. в данном случае для расчета предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами имеется реальная денежная база, полученная в момент поступления денежных средств на расчетный счет предприятия от плательщиков.
Кассовый метод – способ расчета выручки по фактическому поступлению денежных средств на расчетные счета предприятия, такой метод подходит и для малых предприятий.
Моментом получения выручки для налоговых целей признается дата фактического зачисления средств на расчетные счета организаций. Данный порядок расчета позволяет осуществлять своевременные расчеты с бюджетными фондами и внебюджетными фондами, так как под текущее налогообложение и платежи используется действующий денежный источник. При авансовых расчетах за отгруженную продукцию общий размер денежных средств не сходится с фактической реализацией, так как денежные средства поступили по принципу предоплаты, а продукция в настоящий момент может быть не только не отгружена покупателю, но даже и не выпущена.
Расходы организаций на производство и реализацию продукции в законодательстве проводятся только по принципу начисления.
Поскольку общая сумма затрат затраты и выручка предприятия рассчитываются разными методами, появляется не соотношение общих расходов и сумма поступлений денежных средств в настоящее время.
Реализацией продукции и поступлением выручки на денежные счета предприятия завершается последняя стадия кругооборота средств предприятия, в которой товарная стоимость вновь превращается в денежную.
В самом общем виде основные направления использования выручки представлены на рисунке 1.6
Рисунок 1.6. Источник: Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю. Финансы организаций (предприятий). М.:2008.-С.168
На размер выручки от реализации влияют следующие группы факторов:
а) общеэкономические факторы – уровень инфляции, процентных ставок; уровень цен на товарных рынках, валютный курс и др.;
б) производственные – связаны с объемом производства, с наличием и использованием производственных мощностей предприятия, качеством продукции и ее ассортиментом, с ритмичностью выпуска, уровнем отпускных цен и др.;
в) факторы в сфере обращения (коммерческие факторы) – связаны с ритмичностью отгрузки, с соблюдением условий договора, с выбором оптимальных форм расчетов, со сроками прохождения расчетных документов, с развитием дилерской сети, с оптимальным использованием посреднических фирм и др.;
г) факторы, зависящие от деятельности контрагентов, - связаны с перебоями в материально-техническом снабжении, несвоевременностью оплаты продукции покупателями, с недостатками отдельных форм безналичных расчетов и т. п.
Одним из наиболее существенных факторов, влияющих на формирование доходов, а следовательно, и прибыли предприятия является уровень применяемых в экономике цен. Цена есть основа распределительного процесса, поскольку в ней отражены основные элементы стоимости, через цены реализуются конечные цели предпринимательской деятельности, определяются ее эффективность. Цены обеспечивают конкретному предприятию запланированную прибыль, определяют во многом степень конкурентоспособности производимой им продукции, уровень спроса на нее.