Описание объекта здравоохранения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

На 6 курсе лечебного факультета

К семинарскому ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

Тема 5.: «бизнес-планирование в здравоохранении. зачетное занятие»

Утверждена на кафедральном заседании

(межкафедральной методической конференции)

№ протокола 12…………….

«23»_АПРЕЛЯ__ 2007 г.

Зав. кафедрой ОЗиЗ

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

к.м.н. Шульмин А. В. (подпись) ……………………..

Составитель:

к.м.н., Шульмин А. В.

Красноярск

1. Тема занятия: Бизнес-планирование в здравоохранении. Зачетное занятие.

Значение изучаемой темы:

Учебное значение изучаемой темы: Усвоение основных методов бизнес-планирования позволяет практическому врачу правильно построить стратегию деятельности на вверенном ему участке работы.

Профессиональное значение изучаемой темы: Понимание бизнес-процессов в здравоохранении практическими врачами создает благоприятные условия для привлечения инвестиций в сферу здравоохранения.

Личностное значение изучаемой темы: Умение обоснованно доказывать свою экономическую позицию практическими врачами обеспечивает благоприятную ситуацию для увеличения инвестиций в здравоохранение.

2. Цель изучения темы: повышение результативности здравоохранения через информированность врачей по вопросам планирования деятельности.

Для достижения данной цели необходимо:

Знать: Определение понятия бизнес-план, цели и задачи и этапы составления бизнес-плана?

Уметь: Составить бизнес-план.

Иметь представление:

1. О маркетинговых стратегиях?

2. О финансовых стратегиях?

3. Об оценке риска проекта?

Иметь навыки: Убеждения потенциальных инвесторов.

План проведения занятия

Этапы занятия
1. Входящий тестовый контроль
2. Устный опрос с коррекцией знаний и разбором темы
3. Самостоятельная работа.
4. Разбор и обсуждение выполненной самостоятельной работы Итоговый контроль
5. Анализ подведение итогов
6. Задание на дом

4. Основные понятия и положения темы:

Актуальность

Эффективное развитие любого хозяйствующего субъекта невозможно без планирования его финансово - хозяйственной деятельности. Однако, в условиях плановой экономики механизм финансового планирования был ориентирован на сопоставление доходов и прибыли с их нормативными величинами. В результате сопоставления вся прибыль, полученная сверх установленного (предельного) уровня рентабельности, перечислялась в госбюджет.

Для здравоохранения эта проблема была особенно актуальна, так как остаточный принцип финансирования отрасли постоянно порождал дефицит финансовых ресурсов.

Отсутствие ориентации на конечный финансовый результат привело к тому, что ЛПУ и предприятия, производящие продукцию медицинского назначения, зачастую, производя конкурентноспособные медицинские услуги и продукцию, не были заинтересованы в наращивании их объема и дальнейшем повышении качества этих услуг и продукции. Кроме того, существовавший в условиях плановой экономики механизм ценообразования на медицинскую продукцию и услуги не способствовал снижению издержек производства, а усиливал затратные тенденции в отечественном здравоохранении. В конечном итоге существующие рамки плановой экономики ограничивали источники финансовых ресурсов объектов здравоохранения, сводя по существу финансирование объектов отрасли к бюджетному.

Переход здравоохранения на рыночные отношения значительно расширил экономическую и финансовую самостоятельность объектов отрасли.

В этой связи принципиально изменились задачи, функции и методы планирования. В условиях рыночных отношений целью планирования становится определение необходимых ресурсов объекта здравоохранения, прогнозирование величин финансовых показателей, а также разработка модели формирования и распределения финансовых ресурсов объекта ЗО. Эта модель должна учитывать все многообразие факторов внешней и внутренней среды, ориентироваться на конечный результат деятельности объекта ЗО и обеспечивать ему устойчивое финансирование из внешних и внутренних источников, а также рациональное использование полученных финансовых ресурсов.

В этой связи появляется необходимость разработки долгосрочной финансовой стратегии объекта ЗО и ее согласование с другими аспектами хозяйственной деятельности объекта ЗО в рамках его конкурентной стратегии.

Для этого в зарубежной экономической практике широко используется бизнес-планирование различных сфер финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов.

Определение бизнес -планирования и его цели и задачи.

Бизнес- план представляет собой программу развития хозяйствующего субъекта, которая разрабатывается при создании новых хозяйствующих субъектов, при изменении направлений их деятельности, а также при качественных изменениях в развитии хозяйствующего субъекта.

Бизнес -план необходим объекту здравоохранения при:

· подготовке заявок на получение кредитов в коммерческих банках в других финансово-кредитных институтах;

· подготовке выпуска новой медицинской продукции и оказании новых медицинских услуг;

· привлечении инвесторов,в том числе и иностранных.

Бизнес-план является документом, формирующим стратегию развития объекта здравоохранения на определенном временном интервале, и выполняет следующие основные функции:

· во-первых, он представляет собой концепцию ведения финансово-хозяйственной деятельности на определенный период времени;

· во-вторых, бизнес-план определяет механизм формирования капитала объекта здравоохранения;

· в-третьих, бизнес-план является инструментом, с помощью которого можно оценить фактические результаты деятельности объекта здравоохранения и сопоставить эти результаты с прогнозируемыми значениями.

Для составления бизнес плана необходимо ответить на три вопроса:

Кто мы есть? (правовая форма организации, установленные цели, имидж).

Чего мы хотим?

Сможем ли мы достигнуть того чего хотим и как это сделать.

Чтобы ответить на эти вопросы необходимо, приложить, порой, огромные усилия, которые могут оказаться бесполезными без элемента творчества, ибо настоящий бизнес план это творчество. Сухим языком чисел нужно убедить, прежде всего, себя, а затем и инвестора в том, что ваши действия верны и обеспечат взаимовыгодное условия сотрудничества с учреждением (организацией).

Этапы составления бизнес плана.

Этапы становления бизнес плана можно подразделить следующим образом:

1. Концепция бизнеса

2. Описание объекта здравоохранения и ситуация в настоящее время

3. Характеристика предмета бизнеса, включая описание предлагаемых медицинских услуг или продукции

4. Рынки и конкуренция

5. Организационный план, в том числе правовое обеспечение (для вновь организуемых объектов здравоохранения)

6. План производства медицинских услуг (продукции)

7. План маркетинговых действий

8. Потенциальные риски

  1. Финансовый план и финансовая стратегия

Структура бизнес-плана может быть достаточно гибкой. В зависимости от типа и назначения разрабатываемого бизнес-плана могут появляться допол­нительные разделы, либо исключаться некоторые из предложенных выше

Преамбула.

Представляет собой краткое изложение сути представляемого предложения (инновационного, коммерческого).

Должна содержать ответы на следующие вопросы:

1. Характер предполагаемой деятельности.

2. От кого исходит предложение.

3. Где и как предполагается осуществить проект.

4. Основная(ые) группы потребителей.

5. Цели предполагаемого проекта.

6. Сильные стороны проекта.

7. Размер предполагаемых инвестиций.

8. Время окупаемости проекта, его рентабельность и сроки возвратности кредита.

9. Разделение рисков. Подразумевает страхование проекта, имущественную ответственность сторон. В ряде случаев предполагает предоставление информации о наличии ликвидного имущества или возможности осуществления залога недвижимости.

Преамбула имеет огромное значение, поскольку от того какая составлена, и что она содержит во многом зависит, будут ли знакомиться с дальнейшим содержанием бизнес плана.

Что бы такого не произошло, поставьте себя на место человека, которому придется изучать ваш бизнес план, и от которого зависит жизнь вашего проекта. При всем разнообразии возможных подходов к эффективному изложению преамбулы можно дать несколько советов.

1. Создайте ощущение уверенности. Используйте возможные «козыри». Кадры, оборудование, монополия в силу географического положения и пр. Мнение о проекте известных в данной области экспертов.

2. Ярко представьте выгоду заинтересованной стороны. Прямую - прибыль, регулярная оплата процентов, ренты, бесплатное и льготное предоставление услуг вашего учреждения инвестору как вариант оплаты, налоговые льготы и пр. Косвенную - сокращение экономических потерь вследствие снижения количества случаев временной нетрудоспособности и ее длительности и пр.

3. Доступным языком, но в соответствующем деловом стиле изложите сущность проекта. Отразите его сильные стороны.

4. Не выбирайте слишком мелкий шрифт печати, это может вызвать раздражение. Выделите наиболее значимые моменты жирным шрифтом или подчеркиванием.

5. Если это возможно, выполните и приложите к преамбуле схематичные изображения.

6. Помните, кратность сестра таланта.

7. Обоснуйте, если это необходимо свое обращение именно к данному инвестору. Не повредит элемент разумной лести.

А теперь представьте, что все выше перечисленное надо уместить на 1, максимум 2-х страницах. И вы поймете, почему составление бизнес плана является творческим процессом.

Описание объекта здравоохранения.

Раздел содержит:

Основные сведения об объекте здравоохранения (дата образования и местонахождения, учредители и форма собственности);

Перечень основных факторов индуцировавших и предопределивших ваше решение о необходимости действий (платные услуги, реструктуризация ЛПУ, покупка оборудования и т. пр.) представленных в бизнес-плане;

Какие обстоятельства и проблемы стоят перед вашим учреждением (фирмой).

Прогресс, которого вы хотите достичь на рынке (сегментация в глубь, сегментация вширь или создание рыночной ниши).

В целом данный раздел нельзя сводить только к перечислению стандартных показателей, характеризующих состояние и деятельность учреждения (работа, койки, функция врачебной должности, участковость и пр.).

Для того чтобы объективно оценить существующее положение своего медицинского учреждения в плане оптимальности его кадровой структуры, эффективности оказываемой медицинской помощи, финансового положения, конкурентоспособности и т.д.

Методический подход к данному вопросу обеспечивает ССВУ анализ. Сущность его заключается в следующем:

С - сильные стороны или анализ преимуществ (сильных сторон), которые могут лечь в основу обеспечения конкурентоспособности медицинского учреждения, и являются ориентиром для повышения эффективности работы в области слабых звеньев.

С - слабые стороны или анализ недостатков и выявление узких мест - которые нужно по возможности устранять.

В - поиск и оценки возможностей повышения эффективности комплексной работы своего учреждения или отдельного структурного подразделения.

О - оценка ограничений или возможных "угроз", исходящих из вне, на которые учреждение (фирма) не может непосредственно повлиять, но обязана учесть при стратегическом и оперативном планировании хозяйственной деятельности.

Универсальных рецептов проведения ССВУ анализа применительно к субъекту здравоохранения как таковых не существует, однако, можно представить группу критериев анализа применяемых чаше всего. К таковым относятся

- оценка основных фондов;

- оценка эффективности использования оборудования;

- оценка кадрового потенциала и эффективности использования трудовых ресурсов;

- оценка эффективности использования площадей и коечного фонда;

- оценка достаточности и эффективности использования финансовых ресурсов.

Задачей анализа основных средств является определение уровня обеспеченности лечебно-профилактического учреждения основными средствами и эффективность их использования, выяснение, насколько наличие их отвечает потребности ЛПУ, основные его показатели. Конкретными путями решения данной задачи являются:

n анализ размеров, структуры и динамики основных средств;

n анализ показателей состояния, движения и использования основных средств.

Для характеристики степени интенсивности использования, а также изменений уровня обеспеченности ЛПУ основными фондами за определенный период используется показатель фондообеснеченности основными фондами, который определяется стоимостью основных фондов в расчете на 1 койку. Данный показатель можно применять и для оценки материально-технической оснащенности лечебно-

профилактических учреждений на определенную дату.

стоимость основных фондов

фондобеспеченность = ------------------------------------------

среднегодовое число коек

Вооруженность основными фондами (фондовооруженность) определяется размером основных фондов, приходящихся на одного среднегодового работника и на одну штатную должность. Причем более целесообразно данные показатели анализировать не только в целом, но и в разрезе основных фондов (по активной части основных средств, в числе которых: лабораторное оборудование, медицинское оборудование, прочие машины и оборудова-

ние, транспортные средства).

стоимость основных фондов

фондовооруженность = ----------------------------------------------------

среднегодовое число работников

Более специфичным и наглядным является показатель фон-

довооруженности медицинского персонала:

Фондовооруженность стоимость мед. оборудования

медицинских = -------------------------------------

работников среднегодовое число врачей и

среднего медицинского персонала

Наши рекомендации