Текущие издержки и классификация затрат.
Текущие издержки — это затраты на ресурсы, потребленные в течение опр периода времени. К ним относятся, в частности, затраты на сырье, материалы, оплату труда и другие ресурсы, в том числе затраты, соответствующие стоимости износа осн капитала за данный период.
Расходы группируют:
1. связанные с извлечением прибыли (производство и реализация продукции, инвестиции);
2. не связанные с извлечением прибыли (потребление, соц.поддержка сотрудников, благортворительность);
3. принудительные (налоги, отчисления в ФСС и тд.);
Затраты:- затраты на произв-во и реализ.прод.(мат затраты (сырье, материалы, тара, работы/услуги); на оплату труда (зп сотрудникам); - связанные с управлением произв-ным процессом (аренда, командировочные, обслуж.т/с))
По отношению к объему произв-ва: пост-ные (вел-на не зависит от v-ма произв-ва) и переменные (вел-на зависит от v-ма произв);
По порядку отнесения затрат на период: - на продукт (связны с производством продукции. Прямые расходы, обуслов.технологией производства.) - на период (зависят не от кол-ва выпущенной продукции, а от того, закончился ли некий период времени, за который начисляются платежи.)
По месту возникновения затрат;
По объемам затрат;
По способу отнесения на себестоимость (прямые (непосредственно относятся на конкр вид продукции); косвенные (невозможно прямо отнести на какое-либо изделие, распределяются между изделиями по опред. правилам));
По степени однородности (элементные (совок.затрат 1ого вида без учета того, где они возникли); Комплексные (указывают на место и причину возникновения затрат)).
Операционный анализ и оптимизация себестоимости продукции.
Операционные анализ - элемент управления затратами, сущность его в изучении зависимостей фин рез-тов деят-ти хоз субъекта от издержек и объемов произв-ва и реализации продукции, товаров, услуг.
Основные понятия операционного анализа:
- Валовая маржа = постоянные издержки + прибыль в цене товара.
- Коэффициент валовой маржи = валовая маржа / выручку.
- Сила действия операционного рычага = валовая маржа / прибыль.
- Точка безубыточности (порог рентабельности) = Постоянные издержки на весь выпуск товара/Валовая маржа на единицу товара * Объем выпуска (количество) товара.
- Запас финансовой прочности = Выручка от продаж (нетто) – Порог рентабельности.
В принятии управленческих решений значительный упор делается на планирование и оптимизацию себестоимости продукции, выпускаемой предприятием. Определение путей сокращения себестоимости и повышения эффективности происходит на всех стадиях произв-ного процесса. Изменения могут относиться к произв-ву, обработке, сборке, упаковке.
Снижение себестоимости за счет устранения перерасхода материальных ресурсов:
Э = (С1-С2)* Т, где Э- экономия от устранения перерасхода, С1 – фактическая себест.на 1 руб тов.прод.в текущем году, С2 - фактическая себест.на 1 руб тов.прод.в текущем году, за искл.допущенных перерасходов.
Методы планирования текущих затрат и выручки от реализации продукции.
Методы планирования затрат на произв-во и реал. продукции.
Зр = Зонг + Сп – Зокг + Вр
где:
Зр – денежные затраты на реализуемую продукцию
Зонг – затраты в остатках нереализованной продукции на начало года;
Сп – производственная себестоимость товарной продукции в планируемом году;
Зокг – плановые затраты в остатках нереализованной продукции на конец года;
Вр – коммерческие расходы.
Методы планирования выручки от реал (объема продаж)
На практике применяется два метода планирования выручки от реализации товарной продукции:
• прямой счет по каждой позиции ассортимента, или вида изделий (по ассортиментный метод); Выручка (В) = цена без налогов в виде надбавок к цене * объем реализ.прод.
• расчетный метод – исходя из выпуска товарной продукции в ценах реализации, скорректированного на изменение остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода.
В основе обоих методов лежит кол-во реализуемой продукции. Оно представляет собой основу планирования выручки и определяется по след формуле:
В = Он +Т – Ок
где:
В – выручка;
Т – выпуск товарной продукции;
Он - остатки нереализованной продукции на начало планируемого года;
Ок – остатки нереализованной продукции на конец планируемого года.