Концентрации производства в промышленности: сущность, формы, показатели и экономическая эффективность

Концентрация произ-ва–это большое сосредоточение средств произ-ва и рабочей силы на крупных пред-х в целях роста произв-ва однородной продукции.

Сущность конц-ии произв. - в укрупнении размеров предп-ий (абсолютная конц-я) и в распределении общего объема произв. отрасли между предпр-ми разного размера (относительная концентрация).

Концентрация произ-ва может осущ-ся в трех основных формах:

-конц-я разнородных производств на предп-ях универсального типа;

-конц-я произв. однородной продукции на специал-х предп-х;

-конц-я на основе комбинирования взаимосвязанных произ-в в рамках одного пред-я.

В зависимости от того, на каком уровне и как происходит укрупнение производства, различают агрегатную, технологическую, заводскую и организационно-хозяйственную концентрацию.

Агрегатная конц-я – это увеличение единичной мощности оборудования, т.е. макс. рост для данного уровня развития техники производительности машин, и увелич. Числа оборуд-я.

Технологическая конц-я выражает укрупнения цехов, переделов в составе предприятий, за счет качест-го совершенствования техники и колич-го увеличения однотипного оборудования.

Заводская конц-я - выражается в увеличении размеров предприятий. Укрупнение предп-й м/осущ-ся за счет технологической конц-и, увелич. кол-ва произ-тв в составе предприятий в одно( без изменений в технике и орг-ии прои-ва.) т.е заводская конц-я принимает форму организационно-хоз-й конц-й.

Организационно-хоз-ая конц-я – хар-ся в создании произв-х объединений и административном объединении мелких предприятий, т.е - это центральное управление процессом прои-ва.

Увеличение масштабов произ-ва в процессе концентрации и централизации осущ-ся по направлениям:

-горизонтальная интеграция – слияние двух или более компаний, занятых в одной сфере произ-ва:

- вертикальная интеграция – комбинация разноотраслевых компаний, произ-во в кот-х связано единой целью.

- комбинация разноотраслевыхкомпаний, технологически не связанных между собой.

Для хар-ки конц-ии произ-ва м/быть использованы отдельные показатели и их система.

Абсолютные размеры пред-я : объем перевозок за год; среднегодовая численность произв-го персонала; среднегодовая стоимость ОПФ.

Показателями уровня концентрации произ-ва в отрасли явл.:

-объем перевозок за год, приходящееся в среднем на одно предприятие;

-удельный вес продукции, вырабатываемой крупными предп-ми, в общем объеме произ-ва валовой продукции;

-удельный вес числа крупных пред-й в общей их численности в целом;

удельный вес численности произв-го персонала или рабочих крупных предприятий в общей их численности;

удельный вес ОПФ, сосредоточенных на крупных предп-х, в общей их стоимости в отрасли;

удельный вес потребления электроэнергии крупными пред-ми в общем потреблении ее отраслью транспорта.

Экономический эффект конц-ии заключается в улучшении технико-экономических показателей изготовления прод-и в результате увеличения размеров произ-ва.

Закономерность процесса концентрации производства обусловлена тем, что крупное предприятие имеет целый ряд преимуществ перед мелким. Преимущества крупных пред-й сводятся к следующим основным моментам:

- внедряется оборудование большой мощности, что дает большой экон. эффект, проявляющийся в удешевлении единицы мощности.

-способствую внедрению и лучшему использованию высокопроизводительного оборудования, более совершенной технологии.

-издержки предприятия, в условиях крупного производства составляют значительно меньшую часть себ-ти ед. продукции, чем на мелком пред-ии.

- более экономно использовать сырье, материалы, топливо, что достигается сокращением расходных норм сырья и материалов на ед. прод-и в результате применения более совершенной техники и методов.

-создание научно-исследовательских лабораторий, конструкторских бюро. (соединения науки с произв-м)

-важным показателем эффек-ти крупных предприятий является рост произв-ти труда.

Однако существует граница, за пределами кот. увеличение масштабов произ-ва уже не вызывает улучшения экономических показателей.

Наши рекомендации