Проведение двухэтапного конкурса. 6 страница
Принятие концессионных обязательств Правительством Республики Казахстан осуществляется центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета на основании решения Правительства Республики Казахстан по каждому отдельному концессионному проекту.
Принятие концессионных обязательств исполнительными органами осуществляется местными уполномоченными органами по исполнению бюджета на основании решения маслихата области, города республиканского значения, столицы по каждому отдельному концессионному проекту.
Уполномоченный орган по государственному планированию вносит экономическое заключение по концессионным проектам, по которым предусматривается предоставление компенсации в уполномоченный орган по бюджетному планированию.
Уполномоченный орган по бюджетному планированию вносит концессионные проекты, по которым предусматривается предоставление компенсации, на заседание соответствующей бюджетной комиссии.
Суммарная стоимость компенсации и других применяемых видов государственной поддержки рассматриваемого концессионного проекта не должна превышать стоимости объекта, созданного за счет средств концессионера в рамках договора концессии.
При предоставлении компенсации концессионер выпускает инфраструктурные облигации в объеме не менее двадцати процентов по отношению к стоимости предлагаемого к реализации концессионного проекта.
Объем выпуска, условия размещения инфраструктурных облигаций определяется соглашением сторон в договоре концессии.
Выплата компенсации осуществляется после ввода объекта концессии в эксплуатацию.
Выплата компенсации производится в установленные договором концессии сроки и в определенных им объемах.
Для получения средств из бюджета в сроки, установленные планами финансирования по платежам, концессионеры предоставляют в уполномоченный орган по исполнению бюджета заявки на выделение бюджетных средств.
1.2.6.4 Порядок компенсации эксплуатационных затрат концессионера в пределах предоставляемых объемов услуг, оказываемых за счет бюджетных средств в соответствующей сфере деятельности
В соответствии с Постановлением Правительства РК от 16.04.12 г. № 466 Правила дополнены главой 52-1, которая определяет порядок компенсации эксплуатационных затрат концессионера.
Компенсация эксплуатационных затрат концессионера - это возмещение определенного объема эксплуатационных затрат концессионера из республиканского или местных бюджетов в период эксплуатации объекта концессии.
Эксплуатационные затраты концессионера - это расходы концессионера, связанные с эксплуатацией и содержанием объекта концессии, в рамках договора концессии.
Предоставление компенсации эксплуатационных затрат за счет бюджетных средств возможно по концессионным проектам, имеющим социальную значимость, в пределах предоставляемых объемов услуг в соответствующей отрасли.
Критерии отнесения концессионных проектов к категории социально значимых определяются Правительством Республики Казахстан.
Решение о возможной компенсации эксплуатационных затрат концессионера принимается соответствующей бюджетной комиссией при формировании перечня объектов, предлагаемых к передаче в концессию на среднесрочный период, с учетом установленных финансовых границ и приоритетов принятия концессионных обязательств.
Уполномоченный орган по государственному планированию вносит заключение экономической экспертизы технико-экономического обоснования концессионного проекта, по которому предусматривается компенсация эксплуатационных затрат концессионера, в уполномоченный орган по бюджетному планированию.
Уполномоченный орган по бюджетному планированию вносит концессионные проекты, по которым предусматривается компенсация эксплуатационных затрат, на заседание соответствующей бюджетной комиссии, по итогам экономической экспертизы технико-экономического обоснования концессионного проекта, в срок до его включения в перечень объектов, предлагаемых к передаче в концессию.
Выплата компенсации эксплуатационных затрат производится в соответствии с порядком и графиком, установленным договором концессии.
Максимальный объем выплат компенсации эксплуатационных затрат концессионера устанавливается договором концессии. Фактический объем выплаты компенсации эксплуатационных затрат может быть снижен по сравнению с максимальным объемом выплаты, установленным договором концессии, в случае нарушения концессионером условий договора концессии, в том числе по качеству оказываемых услуг или работ.
Отсутствие или наличие нарушений концессионером условий договора концессии, в том числе по качеству оказываемых услуг, должны подтверждаться соответствующим актом.
Акты, подтверждающие оказание услуг или выполняемых работ и наличие или отсутствие нарушений концессионером условий договора концессии, в том числе по качеству оказываемых услуг или выполняемых работ, подписываются между концедентом и концессионером.
В случае отсутствия нарушений концессионером условий договора концессии, в том числе по качеству оказываемых услуг, концессионеру выплачивается максимальный объем выплат компенсации эксплуатационных затрат.
Ежегодный размер компенсации эксплуатационных затрат концессионера не должен превышать ежегодные выплаты из государственного бюджета на эксплуатацию, в том числе субсидий, аналогичных объектов, созданных в результате реализации бюджетных инвестиционных объектов.
Ежегодный размер компенсации эксплуатационных затрат может индексироваться пропорционально изменению ежегодных выплат из государственного бюджета на эксплуатацию, в том числе субсидий, аналогичных объектов, созданных в результате реализации бюджетных инвестиционных объектов.
Для получения средств из бюджета в сроки, установленные планами финансирования по платежам, концедент представляют в уполномоченный орган по исполнению бюджета заявки на выделение бюджетных средств.
Заявки подаются концедентом в уполномоченный орган по исполнению бюджета не позднее, чем за три рабочих дня до очередной даты выплаты компенсации эксплуатационных расходов согласно графику платежей, установленного договором концессии. К заявке прикладывается подписанный акт оказанных услуг и выполненных работ.
Совокупная сумма выплат концессионеру на компенсацию эксплуатационных затрат за счет средств республиканского и местных бюджетов должна совпадать с общей суммой компенсации эксплуатационных затрат, установленной договором концессии.
Удовлетворение заявок концессионера на компенсацию эксплуатационных затрат за счет средств республиканского и местных бюджетов осуществляется в пределах сумм, предусмотренных сводным планом финансирования по платежам, утвержденным уполномоченным органом по исполнению бюджета.
1.2.6.5 Порядок софинансирования концессионных проектов
Софинансирование концессионных проектов - это выделение бюджетных средств для финансирования определенного объема затрат для создания (строительства) и реконструкции объектов концессии.
Софинансирование концессионных проектов осуществляется администратором соответствующей бюджетной программы в период создания (строительства) и реконструкции объекта концессии.
Общие объемы софинансирования концессионных проектов определяются соответствующими договорами концессии, которые заключаются с учетом перечня концессионных проектов, требующих софинансирования.
Планы финансирования по платежам формируются администраторами соответствующих бюджетных программ с учетом условий договоров концессии в порядке и сроки, установленные бюджетным законодательством. Концессионеры для получения средств из бюджета в сроки, установленные планами финансирования по платежам, предоставляют соответствующим администраторам бюджетных программ заявки на выделение бюджетных средств и отчеты об освоении средств, полученных ранее.
1.2.6.6 Учет и мониторинг концессионных обязательств
Статьей 161 Бюджетного Кодекса Республики Казахстан предусмотрено проведение учета и мониторинга концессионных обязательств. Концессионные обязательства подлежат регистрации и учету в уполномоченном органе по исполнению бюджета в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, а именно разделом 13 Правил исполнения бюджетаи его кассового обслуживания.
Учет концессионных обязательств ведется в целях осуществления мониторинга концессионных обязательств Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов.
Для ведения учета концессионных обязательств осуществляется регистрация концессионных обязательств Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов путем внесения сведений в соответствующий реестр.
Реестр ведется в журнале регистрации и базе данных. Пронумерованный и прошнурованный журнал регистрации, скрепленный печатью и подписью руководителя структурного подразделения центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета, ответственного за ведение реестра, содержит следующую информацию:
1) дату регистрации;
2) регистрационный номер;
3) наименование и номер договора концессии;
4) концессионные обязательства Правительства Республики Казахстан или местных исполнительных органов по договору концессии;
5) фамилию, имя, отчество и подпись ответственного лица.
База данных представляет собой автоматизированную информационную систему сбора, обработки и хранения информации.
Регистрация и учет концессионных обязательств Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов осуществляются уполномоченным органом по исполнению бюджета.
Регистрации и учету подлежат:
1) концессионные обязательства Правительства Республики Казахстан;
2) концессионные обязательства местных исполнительных органов.
Регистрация концессионных обязательств Правительства Республики Казахстан осуществляются на основании соответствующих договоров концессии путем присвоения концессионному обязательству регистрационного номера и внесения в реестр концессионных обязательств.
Учет концессионных обязательств Правительства Республики Казахстан производится путем внесения в базу данных основных учетных характеристик договора концессии (номер и дата договора концессии, концессионер, предмет и срок исполнения договора концессии, концессионные обязательства Правительства, включая график ежегодных платежей по компенсации инвестиционных затрат концессионера с учетом инфляции, условия осуществления выплаты концессионных обязательств), а также при необходимости - отдельных показателей технико-экономического обоснования концессионного проекта и его проектно-сметной документации или рабочего проекта (при их наличии).
Регистрация концессионных обязательств Правительства Республики Казахстан осуществляется в течение 15-и дней после подписания договора концессии.
После завершения строительства объекта концессии производится уточнение концессионных обязательств Правительства на основании нотариально заверенной копии акта о государственной приемке объекта концессии в эксплуатацию путем внесения соответствующих изменений в базу данных в течение 15-и дней после принятия объекта концессии в эксплуатацию.
Регистрация и учет концессионных обязательств местных исполнительных органов осуществляются на основании соответствующих договоров концессии местными исполнительными органами по исполнению бюджета.
Регистрация концессионных обязательств местных исполнительных органов осуществляется путем присвоения концессионному обязательству регистрационного номера и внесения его в реестр концессионных обязательств.
Учет концессионных обязательств местных исполнительных органов производится путем внесения в базу данных основных учетных характеристик договора концессии (номер и дата договора концессии, концессионер, предмет и срок исполнения договора концессии, концессионные обязательства местных исполнительных органов, включая график ежегодных платежей по компенсации инвестиционных затрат концессионера с учетом инфляции, условия осуществления выплаты концессионных обязательств), а также при необходимости - отдельных показателей технико-экономического обоснования концессионного проекта и его проектно-сметной документации или рабочего проекта (при их наличии).
Регистрация концессионных обязательств местных исполнительных органов осуществляется в течение 15-и дней после подписания договора концессии.
После завершения строительства объекта концессии производится уточнение концессионных обязательств местных исполнительных органов на основании нотариально заверенной копии акта о государственной приемке объекта концессии в эксплуатацию путем внесения соответствующих изменений в базу данных в течение 15-и дней после принятия объекта концессии в эксплуатацию.
Мониторинг концессионных обязательств Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов представляет собой деятельность государства в лице центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета и местного уполномоченного органа по исполнению бюджета, соответственно, по учету, анализу и контролю процесса формирования, изменения и исполнения концессионных обязательств.
Объектами мониторинга концессионных обязательств являются:
1) концессионные обязательства Правительства Республики Казахстан;
2) концессионные обязательства местных исполнительных органов.
Мониторинг концессионных обязательств включает работы по:
1) регистрации и учету концессионных обязательств;
2) обеспечению и контролю осуществления исполнения концессионных обязательств в соответствии с договором концессии;
3) учету показателей, влияющих на условия исполнения концессионных обязательств.
Для проведения мониторинга концессионных обязательств осуществляется сбор информации по исполнению сторонами договоров концессии своих обязательств для текущего обновления данных о состоянии выполнения концессионных обязательств на основании следующих документов:
1) аудированных отчетов о финансово-хозяйственной деятельности концессионеров за отчетный период;
2) копий актов о государственной приемке объектов концессии в эксплуатацию;
3) отчетов концессионеров о доходах, полученных от реализации произведенных товаров (работ, услуг) и от эксплуатации объектов концессии в отчетном периоде;
4) штрафных ведомостей.
Получаемая информация обобщается и анализируется соответствующими подразделениями центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета и местного уполномоченного органа по исполнению бюджета, соответственно, накапливается и хранится в базе данных автоматизированной информационной системы.
Результаты мониторинга концессионных обязательств оформляются в виде отчетов, таблиц, диаграмм о текущем состоянии выполнения концессионных обязательств Правительством Республики Казахстан и местными исполнительными органами, как на бумажных носителях, так и с использованием электронной системы сбора, обработки и хранения информации.
1.2.6.7 Мониторинга финансового состояния заемщика, получившего гарантированный государством заем
Главой 73 Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания определен порядок мониторинга финансового состояния заемщика, получившего гарантированный государством заем, определяет информационное обеспечение мониторинга и порядок осуществления мониторинга финансового состояния заемщиков, получивших гарантированные государством займы.
Финансовые коэффициенты рассчитываются поверенным (банком-агентом) два раза в год на основании финансовой отчетности заемщика, получившего гарантированный государством заем. Заемщик, получивший гарантированный государством заем, предоставляет Банку финансовую отчетность, а также при необходимости соответствующие приложения и расшифровки к ней.
Мониторингу подлежат заемщики, получившие гарантированные государством займы и имеющие долг перед заимодателем, либо республиканским бюджетом.
Мониторинг включает в себя анализ финансового состояния заемщиков, состоящий из анализа базовой (информация о руководстве юридического лица, видах деятельности, отрасли, конкурентах и рынках, нормативно-правовой среде) и финансовой информации (анализ финансовых отчетов, бизнес-плана).
При осуществлении мониторинга применяются следующие финансовые коэффициенты:
¾ коэффициент ликвидности - отношение денежных средств и краткосрочной дебиторской задолженности к величине краткосрочных обязательств;
¾ коэффициент покрытия - отношение текущих активов к краткосрочным обязательствам;
¾ соотношение заемных и собственных средств - отношение текущих обязательств к величине собственного капитала;
¾ коэффициент привлечения - отношение обязательств к сумме текущих и долгосрочных активов;
¾ норма прибыли - отношение совокупного дохода до налогообложения к объему реализации;
¾ коэффициент рентабельности собственного капитала - отношение совокупного дохода до налогообложения к величине собственного капитала;
¾ коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности - отношение объема реализации к кредиторской задолженности.
Для проведения мониторинга Банк также может использовать другие финансовые коэффициенты в зависимости от условий гарантированного государством займа и риска инвестиционного проекта.
Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета ежегодно направляет Банку список заемщиков, подлежащих мониторингу.
В случае необходимости центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета может в установленном порядке запрашивать у заемщиков, получивших гарантированные государством займы, дополнительную информацию об их финансовых показателях.
Банк проводит мониторинг финансового состояния юридических лиц путем сравнения финансовых коэффициентов, определенных на основании предоставленных показателей, с аналогичными коэффициентами этих заемщиков за предыдущие периоды, других заемщиков, получивших гарантированные государством займы, с аналогичным профилем деятельности и общепринятыми нормами данных коэффициентов.
Банк ежеквартально предоставляет результаты мониторинга финансового состояния заемщиков в центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета.
В случае определения потенциально неплатежеспособного заемщика центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета уведомляет об этом Правительство Республики Казахстан и вносит предложение о принятии мер для предотвращения отвлечения средств республиканского бюджета, предусмотренных на погашение гарантированного государством займа.
В случае отсутствия Банка по обслуживанию гарантированного государством займа, предоставление отчета о финансовом состоянии заемщика осуществляется самим заемщиком.
1.2.6.8 Порядок мониторинга финансового состояния заемщика, получившего заем под поручительство государства
Глава 74 Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания определяет процедуры мониторинга финансового состояния юридических лиц, получивших займы под поручительство государства, определяет информационное обеспечение мониторинга и порядок осуществления мониторинга финансового состояния юридических лиц, получивших займы под поручительство государства.
Финансовые коэффициенты рассчитываются представителем держателей облигаций ежеквартально на основании финансовой отчетности заемщика, получившего заем под поручительство государства. Заемщик, получивший заем под поручительство государства, предоставляет представителю держателей облигаций финансовую отчетность, а также при необходимости соответствующие приложения и расшифровки к ней.
Мониторингу подлежат юридические лица, получившие займы под поручительство государства и имеющие долг перед заимодателем либо республиканским бюджетом.
Мониторинг включает в себя анализ финансового - экономического состояния заемщиков, состоящий из анализа базовой (информация о руководстве юридического лица, видах деятельности, отрасли, конкурентах и рынках, нормативно-правовой среде) и финансовой информации (анализ финансовых отчетов, бизнес-плана), выполнение эмитентом обязательств по целевому использованию средств от размещения инфраструктурных облигаций, накоплению средств на счете условного вклада (счете обслуживания).
При осуществлении мониторинга применяются следующие финансовые коэффициенты:
¾ коэффициент ликвидности - отношение денежных средств и краткосрочной дебиторской задолженности к величине краткосрочных обязательств;
¾ коэффициент покрытия - отношение текущих активов к краткосрочным обязательствам;
¾ соотношение заемных и собственных средств - отношение текущих обязательств к величине собственного капитала;
¾ коэффициент привлечения - отношение обязательств к сумме текущих и долгосрочных активов;
¾ норма прибыли - отношение совокупного дохода до налогообложения к объему реализации;
¾ коэффициент рентабельности собственного капитала - отношение совокупного дохода до налогообложения к величине собственного капитала;
¾ коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности - отношение объема реализации к кредиторской задолженности.
Для проведения мониторинга представитель держателей облигаций также может использовать другие финансовые коэффициенты в зависимости от условий займа и риска концессионного проекта.
В случае необходимости центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета может в установленном порядке запрашивать у заемщиков, получивших займы под поручительство государства, дополнительную информацию об их финансовых показателях.
Представитель держателей облигаций проводит мониторинг финансового состояния заемщиков путем сравнения финансовых коэффициентов, определенных на основании предоставленных показателей, с аналогичными коэффициентами этих юридических лиц за предыдущие периоды других заемщиков, получивших займы под поручительство государства, с аналогичным профилем деятельности и общепринятыми нормами данных коэффициентов.
Представитель держателей облигаций ежеквартально предоставляет результаты мониторинга финансового состояния заемщиков в центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета.
В случае определения потенциально неплатежеспособного заемщика центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета уведомляет об этом Правительство Республики Казахстан и вносит предложение о принятии мер для предотвращения отвлечения средств республиканского бюджета, предусмотренных на выплату вознаграждения и погашение займа, привлеченного под поручительство государства.
В соответствии с подпунктом 34) пункта 1 статьи 3 Бюджетного кодекса РК концессионными обязательствами является совокупность прав и обязанностей сторон по сумме на определенную дату принятых и не исполненных концедентом финансовых обязательств по заключенным договорам концессии. Таким образом, правилами №1343 и Правилами №220 не предусмотрен порядок регистрации договора поручительства.