Вторая стадия бюджетного процесса: рассмотрение и утверждение бюджетов

ПЕРВАЯ СТАДИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА: СОСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА

В рамках этой стадии осуществляется планирование доходов бюджетов, расходов бюджетов, поступлений ИФДБ и отражение вот этих всех параметров в проекте о бюджете.

Правила составления проекта о бюджете:

  1. Годовая переодичность;
  2. Универсальность (в проекте о бюджете отображаются все операции, потенциальные доходы, планируемые расходы и т.д.);
  3. Целостность (отсутсвие привязки доходов к расходам, они идут общей целой массой);

Это регламентируется разделом 6 БК РФ, ст. 114 Конституции РФ, ст. 15 ФКЗ "О правительстве", ст. 171 БК РФ.

Составление проектов относятся к компетенции:

  1. Правительства РФ (непосредственное составление осуществляет Минфин);
  2. Высшего исполнительного органа субъекта РФ (непосредственное составления осуществляет комитет финансов);
  3. Органы МСУ.

Статья 172 БК РФ: перечень документов, на основании которых составляется проект федерального бюджета. К ним относятся:

  1. Послание (не "бюджетное" послание) Президента РФ;
  2. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 года № 1010 (заглянуть, пробежаться по структуре);
  3. Прогноз социально-экономического развития, утверждаемый Минэкономразвития и разрабатываемый в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2015 года № 1234 (+ ФЗ от 28 июня 2016 года № 172-ФЗ). Это один из документов стратегического планирования. Составляется на всех трёх уровнях на три года.
  4. Среднесрочный финансовый план (заменяет прогноз, если составляется на 1 год);
  5. Основные направления бюджетной политики, налоговой политики, таможенно-тарифной политики (на 2016 плановый период), утверждает Минфин; меры налогового стимулирования;
  6. Бюджетный прогноз на долгосрочный период (статья 170.1 БК РФ) — документ, который содержит в себе основные прогнозируемые характеристики соответствующих бюджетов (федерального, регионального, местного), консолидированных бюджетов, показатели финансовые;
  7. Действующие и принимаемые расходные обязательства. Денежное обязательство трансформируется в расходное обязательство. Бюджетное обязательство — это конкретизированное расходное обязательство. Все расходные обязательства возникают либо на основании НПА, либо на основании договоров. Обязательства могут носить срочный или бессрочный характер. Действующие расходные обязательства — это обязательства, которые не подлежат погашению в соответствующем финансовом году (статичные). Принимаемые — те, которые будут подлежать изменению в соответствующем финансовом году (могут быть, динамичные). Реестр расходных обязательств (87 БК РФ) — свод НПА, включая законы, обуславливающих расходные обязательства публично-правовых образований с оценкой объёма бюджетных ассигнований, необходимых для их исполнения.
  8. Государственные и муниципальные программы (Постановление правительства от 4 апреля 2015 № 328, Распоряжение Правительства от 11 ноября 2010 года № 1950). Исполнительный орган утверждает содержательную часть этих программ (конкретные направления). Основным показателем программ являются суммы, необходимые для их исполнения. Именно они должны указываться в бюджете. Иначе из исполнение невозможно.
  9. Статья 184.2 БК РФ

Планирование доходов осуществляете на основании следующих НП:

  1. законодательство о налогах и сборах;
  2. все документы стратегического планирования (главным образом, прогноз социально-экономического развития);
  3. законодательство о неналоговых доходах.

ВТОРАЯ СТАДИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА: РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ БЮДЖЕТОВ

Действует принцип лестницы. Появляются ступени, связанные с тем, как вносятся проекты бюджетов в представительные органы.

Статья 192 БК РФ. Проект федерального бюджета и региональных бюджетов вносятся не позднее 1 октября в течение 24 часов (это общее правило). Муниципальных – 15 октября. ФЗ о 2 июня 2016 года № 158-ФЗ приостановил это положение, в этом году перенёс на 1 ноября 2016 года. Одновременно вносятся проекты о внебюджетных государственных фондах. В этой же статье предусматривается перечень документов, которые должны быть внесены вместе с проектом. Одновременно предоставляется Президенту РФ. В это же время направляет ЦБ РФ основные направления кредитно-денежной политике сперва Президенту, потом в Госдуму.

Сначала комитет по бюджету рассматривает наличие документов и решает, принять проект к рассмотрению или не принять.

Общий срок рассмотрения проекта составляет 60 дней на всё. Для чтений сроки не предусмотрены.

Приняли. Дальше комитет по бюджету направляет его Счётной Палате для дачи заключения, после чего направляется субъектам законодательной инициативы для дачи ими замечаний, предложений. Всё это возвращается комитету.

Комитет даёт заключение о принятии или отклонении. После этого начинается первое чтение. В первом чтении обсуждается общий объём доходов, расходов. Параллельно рассматриваются секретные статьи в закрытых заседаниях. Также, госдолг. В первом чтении депутаты не могут увеличить доходы либо дефицит бюджета без заключения Правительства РФ.

По результатам первого чтения принимается решение:

о принятии и переходу ко второму чтению;

об образовании согласительной комиссии.

Второе чтение. Предмет второго чтения от первого отличается обсуждением текстовых статей (начало и приложение закона отбюджете): главные распорядители, администраторы доходов, конкретно бюджетные ассигнования, распределение трансфертов. Итог: переход к согласительной комиссии, переход к третьему чтению, постановка вопроса о недоверии правительству

В третьем чтении рассматривается, главным образом, содержание ведомственной структуры, а также рассмотрения закона в целом. Тут можно либо полностью принять, либо не принять. Нельзя вносить изменения частично.

Принятый закон идёт в Совет Федерации. Он рассматривает проект в целом в течение 14 дней. После этого закон идёт Президент, то его подписывает. Опубликование.

Если в третьем чтении проект отклоняется, создаётся согласительная комиссия. Она рассматривает что-то, чуток меняет и выносит на повторное чтение. Можно принять вариант до комиссии. А чтобы принять вариант после комисси, нужно 2/3 голосов. Передача в СФ.

Обход СФ путём квалифицированного большинства. Обход подписания президентом квалифицированным бюджетом.

Опубликование закона о бюджете: федеральный 5 дней после принятия, местный 10. Вступление с 1 января.

Посмотреть: Вопрос о временном управлении бюджетом; Главу 23; Статья 211, 190 БК РФ.

Наши рекомендации