Тема 8. Доходы и расходы бюджетов РФ

Понятие доходов бюджетов

Доходы бюджетов всех уровней власти формируют государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды с целью обеспечения финансовой базы властных структур, предназначенной для решения государственных задач. Основными видами доходов бюджетов выступают налоги, которые обеспечивают не только мобилизацию финансовых ресурсов государства, но и выступают эффективным инструментом перераспределения ВВП. Через налоги государство получает в свое распоряжение необходимые финансовые ресурсы, которые впоследствии направляются на решение социальных и экономических задач.

Налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую. С помощью фискальной функции налоги образуют государственные денежные фонды, тем самым создавая материальные условия для функционирования государства. Экономическая функция налогов проявляется в том, что они могут быть дифференцированы в зависимости от степени важности той или иной структуры, отрасли, территории для государства.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных доходных источников и правом определять размеры и направления их использования. К собственным источникам доходов относятся:

· закрепленные законодательно источники доходов для каждого уровня бюджетной системы;

· отчисления по регулирующим доходным источникам;

· дополнительные источники, устанавливаемые представительными органами власти субъектов РФ, местными органами власти в рамках действующего законодательства.

К закрепленным доходам относятся доходы, которые полностью или в твердой фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет.

Регулирующие доходы – это доходы, которые в целях сбалансирования нижестоящих бюджетов поступают в них в виде процентных отчислений от федеральных и региональных налогов.

Помимо собственных доходных источников бюджет каждого уровня может рассчитывать, в рамках бюджетного регулирования, на получение бюджетных средств в форме дотаций, субвенций, субсидий:

· дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;

· субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

· субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Рассмотрим подробнее доходы федерального бюджета РФ как наиболее финансово значимые в бюджетной системе РФ.

Итак, объем ВВП в 2011 году прогнозируется около 50,4 триллиона рублей, инфляция 6-7%.

В соответствии с Федеральным законом от 13.12.2010 № 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" утверждены следующие основные показатели федерального бюджета на 2011-2013 годы:

  • Доходы федерального бюджета на 2011 год запланированы в сумме 8 844,6 млрд. рублей (около 18% ВВП) (из них нефтегазовые доходы составят 4 090,0 млрд. рублей). Расходы бюджета определены в объеме 10 658,6 млрд. рублей (21% ВВП). Дефицит федерального бюджета на 2011 год установлен на уровне 1 814,0 млрд. рублей (3,6% ВВП).
  • На плановый период 2012-2013 годов поступления в доходную часть бюджета прогнозируются в следующих объемах: 2012 год - 9 503,5 млрд. рублей; 2013 год - 10 379,9 млрд. рублей. С учетом расходов в 2012 году в сумме 11 237,9 млрд. рублей, в 2013 году в сумме 12 175,6 млрд. рублей, дефицит бюджета составит соответственно 1 734,4 млрд. рублей и 1 795,7 млрд. рублей.
  • Предполагается, что дефицит федерального бюджета в 2011 году будет покрываться за счет средств Резервного фонда, средств, поступающих от приватизации федерального имущества, и государственных заимствований. Покрытие дефицита в 2012 и 2013 годах будет в основном осуществляться за счет средств от приватизации федерального имущества и государственных заимствований.
  • Ожидается, что верхний предел государственного внутреннего долга на начало 2012 года составит 5 148,4 млрд. рублей, на начало 2013 года - 6 976,4 млрд. рублей, на начало 2014 - 8 826,3 млрд. рублей. Верхний предел внешнего госдолга в 2012 году планируется на уровне 55,6 млрд. долларов США или 44,9 млрд. евро, на начало 2013 года - 65,2 млрд. долларов США или 52,1 млрд. евро, на начало 2014 года - 75,6 млрд. долларов США или 58,2 млрд. евро.
  • Основными приоритетами бюджетного финансирования являются: постепенное сокращение антикризисных мер поддержки экономики, концентрация ресурсов на мероприятиях, направленных на ее модернизацию и технологическое развитие; исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения; развитие транспортной инфраструктуры; обеспечение закупок новых видов вооружения и реализации социальных гарантий для военнослужащих; финансирование организации и проведения особо значимых международных мероприятий.

Для сравнения:доходы федерального бюджета США в 2009 финансовом году составили 2,104 триллиона долларов (63,120 трлн. руб.) (14,9% ВВП), расходы - 3,520 триллиона долларов (105,6 трлн.руб.) (25,0% ВВП). Дефицит федерального бюджета США в закончившемся 30 сентября 2010 финансовом году составил 1 триллион 294 миллиарда долларов, или 8,9% от ВВП страны.

Основными доходами федерального бюджета являются налоги.В соответствии с действующим законодательством в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:

· налога на прибыль организаций - по нормативу 100 процентов;

· налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;

· акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;

· акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;

· акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;

· акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;

· акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;

· акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

· налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья - по нормативу 100 процентов;

· налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья - по нормативу 100 процентов;

· регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

· регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;

· сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов - по нормативу 20 процентов;

· водного налога - по нормативу 100 процентов;

· таможенных пошлин - по нормативу 100 процентов.

Из выше перечисленных налоговых доходов наибольшие финансовые поступления в федеральный бюджет обеспечивают так называемые нефтегазовые доходы, к которым относятся доходы от уплаты:

1) налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

2) вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

3) вывозных таможенных пошлин на газ природный;

4) вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

· доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;

· доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;

· части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

· лицензионных сборов - по нормативу 100 процентов;

· платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 процентов;

· консульских сборов - по нормативу 100 процентов;

· патентных пошлин - по нормативу 100 процентов;

· платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, - по нормативу 100 процентов;

· доходов от внешнеэкономической деятельности

Наши рекомендации