L.1 организация как объект аудита
АУДИТ ПЕРСОНАЛА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
С |
овременный уровень понимания менеджмента предполагает, ч то объектом управленческой деятельности являются организации[4]. Термин «организация» в менеджменте имеет два смысла:
• система как хозяйствующий субъект (предприя тие, общество, фирма, объединение, банк, компания и другие юридические лица);
• процесс создания самой системы, функционирования ее элементов (организация транспортного, складского, энергетического хозяйства, организация труда и т. д.). [5 этом случае термин «организация» используется в расширенном толковании, особенно в сочетании «организация управления предприятием».
При работе с персоналом термин «организация» используется для обозначения двух понятий, которые необходимо уметь различать:
«организация» — определенная социальная единица (коллектив), у которой есть цели, т. е. конкретные задачи, на которые направлена деятельность организации и которые могут быть обособлены от других исходя из того, какие люди их члены. Такой подход позволяет считать организацией и методистскую церковь, и международное предприятие, и строительную фирму, и танковый батальон. Но не все социальные единицы или коллективы являются организациями, таковыми не являются племя или семья, общество в целом. Для достижения своих целей организации прибегают к затратам на человеческие ресурсы, сырье и информацию. Члены организации содействуют достижению ее целей, поэтому размеры организации являются их характерной чертой. Помимо этого, в организациях есть соучастники — акционеры, правительство, работники организации и общественные группы и т. д. со своими интересами, в большей или меньшей степени контролируемыми;
• второе значение касается организационных особенностей, как структурных, так и процессуальных, в рамках социальной единицы или коллектива. Единицы (коллективы) в этом значении «организованы» особым образом. Они обладают особой формой руководства, должностными взаимоотношениями, числом начальников на одного работника, сформулированными правилами и обязанностями, методами принятия решений и другими аспектами, которые используют для их характеристики.
Организация — это, во-первых, объект, во-вторых — упорядоченность и в-трстьих — деятельность. Причем третье создает второе, и только потом как итог (результат) получается первое. Сила организации в синергетическом эффекте. Его суть можно выразить формулой: целое больше суммы его частей; в организации люди, соединившись наилучшим образом, могут сделать намного больше, чем порознь. Однако эта формула работает только при определенных условиях. Возможна ситуация, когда наблюдается равенство целого и суммы или даже целое становится меньше суммы. Все зависит от построения внутренних связей в организации.
В контексте данной книги организация — это определенным образом структурированная совокупность людей (персонала организации), реализующих свои индивидуальные цели и задачи в процессе группового взаимодействия через призму организационных интересов.
Поведение человека в сложной, многофункциональной, динамической системе (которую представляет собой организация) подчиняется особым законам. Без их понимания эффективное управление невозможно.
Ключевым в данном случае становится определение индивидуальных интересов членов организации (через исследование актуальных уровней потребностей и мотивационной структуры деятельности) и организационных интересов (формализуемых и выражаемых в миссии, целях и задачах деятельности организации). Их совпадение или разность и определяет в конечном итоге эффективность или неэффективность всей организационной системы (рис. 1.1).
• При рассмотрении какой-либо группы людей как организации необходимо учитывать социальность организационного механизма, что накладывает свой отпечаток на рассмотрение ряда аспектов организационной деятельности. Имеется в виду:
Внешняя среда (реальный социум и условия конкретного рынка)
|
Рис. 1.1. Взаимодействие интересов членов организации с организационными интересами
• целое больше, чем сумма составляющих его частей;
• поведение человека определяется не только индивидуальной мотивацией, но и контекстом его включенности в организацию;
• система есть ее история (необходимо учитывать не только наличную ситуацию);
• динамика развития организации, т. е. поведение организации и ее членов, определяется в конечном счете организационной парадигмой[5], без изменения которой часто невозможно достичь реального эффекта инноваций, нововведений.
Любая организация в зависимости от ее размеров и характера деятельности — это более или менее сложная система, состоящая из отдельных элементов. Каждый из таких элементов может рассматриваться как имеющее внутреннюю структуру подразделение и, следовательно, быть подсистемой, также состоящей из ряда присущих именно ей элементов.
Сложность технологических, организационных и экономических взаимосвязей между элементами систем и подсистем предопределяет необходимость учитывать в процессе исследования закономерности и особенности деятельности фирм специфические особенности методологических принципов системных исследований.
Во-первых, свойства системы не простая сумма свойств се элементов. Система обладает и другими свойствами, возникающими из-за наличия взаимосвязей между ее элементами (закон эмерджентпости).
Во-вторых, сложность организации как реально существующего объекта исследования требует представления в виде ряда упрощенных (по сравнению с действительностью) моделей. Каждая из них должна быть ориентирована на решение конкретного круга задач и являться лишь некоторым более или менее значительным упрощением реально существующего объекта, упрощением, отображающим лишь важнейшие (с точки зрения конкретной задачи) исследования свойства и взаимосвязи элементов и системы в целом.
В-третьих, организация как система не может функционировать вис взаимосвязей с внешней средой, существенно влияющей на условия и результаты деятельности фирмы. Поэтому организация открытая система, находящаяся в непрерывном взаимодействии с другими системами, т. е. сама является подсистемой более общей экономической системы высшего уровня. Выживание любой организации зависит от внешнего мира. Взаимодействие организации с внешней средой приведено на рис. 1.2. Внешняя среда — это совокупность переменных, находящихся за пределами организации и не являющихся сферой непосредственного воздействия со стороны организации.
Закрытая организация имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему.
Открытая организация характеризуется взаимодействием с внешней средой, способна приспосабливаться к ее изменениям, чтобы продолжить свое функционирование.
Проведение аудита базируется на системном подходе, в рамках которого организация — это комплекс взаимосвязанных систем (табл. 1.1), включающий в себя:
открытую систему, т. с. находящуюся в условиях многовариантного рыночного развития;
ВНЕШНЯЯ СРЕДЛ ПОЛИТИКА. ЭКОНОМИКА. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА. ТЕХНОЛОГИЯ
|
РЫНОЧНОЕ ОКРУЖЕНИЕ