Простая форма бухгалтерского учета
Малые предприятия, совершающие не более тридцати хозяйственных операций в месяц, не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге учета фактов хозяйственной деятельности.
Помимо Книги малое предприятие должно вести ведомость учета заработной платы, в которой учитываются расчеты по оплате труда с работниками, по налогу на доходы физических лиц с бюджетом.
Книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.
Книга содержит все счета из рабочего плана счетов, утвержденного малым предприятием, и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них.
Вести книгу можно в виде ведомости, открывая ее на месяц, используя при необходимости вкладные листы для учета операций по счетам. Если Книга открывается для учета операций в течение всего года, она должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице следует записать количество содержащихся в ней страниц, заверить запись подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также оттиском печати малого предприятия.
Записи в книге начинаются с внесения сумм остатков на начало отчетного периода (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым такие остатки имеются.
Затем в графе «Содержание операций» записывается месяц и в хронологической последовательности на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции этого месяца, при этом суммы по каждой операции, зарегистрированной в Книге по графе «Сумма», отражаются методом двойной записи одновременно по графам «Дебет» и «Кредит» счетов учета соответствующих видов имущества и источников их приобретения.
По окончании месяца выявляется финансовый результат, отражаемый в книге отдельной строкой, подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и по кредиту всех счетов учета средств и их источников. После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников за месяц выводится сальдо по каждому их виду на 1-е число следующего месяца.
Схема документооборота при простой форме бухгалтерского учета выглядит следующим образом:
Первичные учетные документы |
Ведомость заработной платы |
Книга учета фактов хозяйственной деятельности |
Кассовая книга |
Баланс и отчетность |
25. Контроль в условиях рыночной экономики.
Деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей в условиях жесткой конкуренции направлена на завоевание определенного положения на рынке, а также превосходства над конкурентами. Нестабильность внешней среды требует непрерывно контролировать систему управления бизнесом, что подразумевает:
— смещение акцента с проверки результатов прошлых лет на анализ перспектив;
— увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости управления;
— непрерывное отслеживание изменений, происходящих как внутри, так и вне организации;
— продуманную систему действий по обеспечению выживаемости и предупреждению кризисных ситуаций.
Контроль, являясь составной частью управления общественным воспроизводством, способствует решению задач системы управления, поэтому его назначение соответствует целям управления, которые определяются экономическими и политическими закономерностями развития общества.
В Российской Федерации сложилась следующая структура контролирующих органов:
· государственные контрольно-бюджетные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств из бюджетов всех уровней;
· ведомственные контрольно-ревизионные службы, контролирующие финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий и организаций;
· внутрихозяйственные контрольные службы, организуемые непосредственно на предприятиях (ревизионные комиссии, служба внутреннего аудита, инвентаризационные комиссии и др.);
· аудиторские фирмы и аудиторы, осуществляющие проверки и оказывающие другие аудиторские услуги на договорных условиях.
Аудит, являясь методом осуществления вневедомственного независимого финансового контроля, не заменяет и не подменяет государственный финансовый контроль. Основными субъектами аудита являются организации и индивидуальные предприниматели (далее — аудируемые лица), которые не входят в систему государственных министерств и ведомств и по этой причине не охватываются ведомственным контролем.
Так как аудит и ревизия являются способами организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, между ними имеется много общего, однако существуют и принципиальные отличия.
Наличие общей цели приводит к возможности методического взаимообогащения аудита и ревизии как инструментов решения сходных задач. Так, широко распространенный в аудите выборочный метод вполне может использоваться в ревизионных проверках, заменяя традиционные для нее сплошные проверки. В то же время цели, задачи и программы ревизионных проверок могут быть весьма отличными от аудиторских.
26. Предпосылки возникновения и развития аудита.
Исторической родиной аудита считается Англия, где в 1844 г. был принят закон «Об акционерных компаниях», согласно которому их правления обязаны были приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.
Рассмотрев исторические особенности развития аудита, можно выделить его основные этапы:
Этап I. До конца 1940-х гг. аудитор в основном занимался проверкой документации, подтверждающей движение денежных операций, а также их правильной группировкой в финансовых отчетах. Этот аудит можно назвать подтверждающим.
Этап II. После 1949 г. независимые аудиторы стали уделять больше внимания вопросам внутреннего контроля в компаниях, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна, а финансовые отчеты являются достаточно полными и точными. Аудиторские фирмы занимались в основном консультационной деятельностью, а не непосредственно аудиторскими проверками. Такой аудит получил название системно-ориентированного.
Этап III. В настоящее время аудит ориентируется на возможный риск при проведении проверок или консультировании. Аудит, который, исходя из условий бизнеса клиента, проводится выборочно (в основном проверка осуществляется там, где риск ошибки или мошенничества может быть максимальным), носит названиебазирующегося на риске.
На современном этапе развитие аудита в мировом масштабе определяет Международная федерация бухгалтеров. Это развивающаяся организация, куда входит более 160 членов из 119 стран. Она объединяет более чем 2,5 млн бухгалтеров, занятых в публичной практике, государственной службе, промышленности и торговле.
27. Развитие аудита в России.
Впервые в России звание аудитора было введено Петром I. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. В качестве образца была заимствована германская модель построения аудита, но, поскольку в тот период общественная потребность в развитии аудита отсутствовала, введенный директивно, он постепенно терял свое первоначальное назначение.
В 1894 г. в Санкт-Петербурге русские бухгалтеры праздновали 400-летие выхода первого печатного труда по бухгалтерскому учету Луки Пачоли. Замечательный русский бухгалтер П. Д. Гопфенгаузен предложил создать в России по примеру Англии и Уэльса институт присяжных бухгалтеров.
В 1889 г. вновь была сделана попытка создать институт аудиторов, но это могло быть осуществлено только при наличии достаточно подготовленных кадров и общественной потребности, а в России на тот период не было достаточного числа квалифицированных бухгалтеров.
Попытки создать в России институт аудита предпринимались и в 1912, и 1928 г., но все они оказались нереализованными.
Аудиторские фирмы в России появились лишь в 1987 г. Многие из первых аудиторских фирм действуют до настоящего времени и входят в число крупнейших. Потребность в их услугах была обусловлена мощнейшим развитием внешнеторговых операций в ходе реализации новой экономической политики.
Кроме того, для России предпосылкой возникновения аудита послужила необходимость достоверной оценки имущества в условиях инфляции и приведение его стоимости в соответствие с рыночной. Таким образом, необходимость аудита стала объективной реальностью.
С 1987 по 1993 гг. аудит в России проходил этап становления в условиях отсутствия законодательной базы. Первый проект закона об аудиторской деятельности был разработан в 1992 г., но в результате политического кризиса в нашей стране он не был принят. Указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2263 были утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Это первый законодательный документ, регулирующий аудиторскую деятельность в России, он действовал на правах закона, но даже его название — «Временные правила» — подчеркивало, что это документ переходного периода. Предполагалось, что данный акт будет иметь временный характер и просуществует недолго, однако на самом деле эти правила просуществовали почти восемь лет без поправок и изменений. Ныне действующий Закон об аудиторской деятельности, регламентирующий деятельность аудиторских фирм, появился лишь в августе 2001 г.
28. Цели, задачи и общие принципы аудита. Виды аудита.
При рассмотрении целей и общих принципов аудита необходимо руководствоваться не только положениями Закона об аудиторской деятельности, но и соответствующими стандартами.
ФСАД № 1 «Цель и основные принципы аудита» утверждено постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696. Оно соответствует МСА 200 «Цели и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности», а также Кодексу этики профессиональных бухгалтеров.
Данный стандарт, разработанный с учетом МСА, устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны соблюдать.
Основные разделыФСАД:
— введение;
— цель аудита;
— общие принципы аудита;
— объем аудита;
— разумная уверенность;
— ответственность за финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности призван дать аудитору возможность достоверно и объективно выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с установленными основами финансовой (бухгалтерской) отчетности (п. 2 МСА 200).
Цель аудита — это выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Данное определение приведено и в Законе об аудиторской деятельности, и в ФСАД, оно является полным и исчерпывающим. Исходя из этого, целями аудита не являются:
· поиск ошибок и злоупотреблений;
· проверка правильности налоговых расчетов или налоговые консультации;
· разоблачение мошеннических действий.
Несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к бухгалтерской отчетности, пользователь не может принимать данное мнение ни как выражение уверенности в жизнеспособности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица.
При этом необходимо напомнить, что в соответствии с п. 3 Закона об аудиторской деятельности под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Согласно МСА понятие «достаточная уверенность» имеет отношение к сбору аудиторских доказательств, необходимых для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Понятие достаточной уверенности применимо ко всему процессу аудита.
В федеральном стандарте (в соответствии с МСА) приведены следующие разновидности уверенностей:
· абсолютная (бывает редко — только по очевидным вопросам);
· разумная (применяется в аудите);
· умеренная (применяется при обзорных проверках);
· низкая (уверенность отсутствует, она применяется при компиляции и выполнении согласованных процедур).
Аудит призван обеспечить достаточную (разумную) уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая отчетность не содержит существенных искажений. Понятие достаточной (разумной) уверенности имеет отношение к сбору аудиторских доказательств, необходимых для того чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемых как единое целое. Понятие достаточной уверенности применимо ко всему процессу аудита.
Термин «объем аудита» относится к аудиторским процедурам, считающимся необходимыми для достижения цели аудита при данных обстоятельствах, они должны определяться аудитором с учетом требований соответствующих законов и нормативных актов и, если необходимо, с учетом условий договоренностей о проведении аудита и требований по составлению отчетности.
В то время как аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, ответственность за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности несет руководство аудируемого лица. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от такой ответственности.
Процедуры, необходимые для проведения аудита в соответствии с МСА, должны определяться аудитором с учетом требований МСА, соответствующих профессиональных организаций, законов и нормативных актов и, если необходимо, с учетом условий договоренностей о проведении аудита и требований по составлению отчетности.
Помимо правил (стандартов) разного уровня аудитор при определении объема аудита обязан принимать во внимание законы, нормативные акты и, если необходимо, условия аудиторского задания и требования по подготовке заключения.
Задачами аудитора в процессе проверки являются:
— оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля, квалификации учетного персонала, качества обработки бухгалтерской документации, правильности и законности ведения бухгалтерских записей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность клиента и ее конечные результаты;
— оказание помощи администрации аудируемого лица путем выработки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и достоверность показателей отчетности;
— на основе изучения прошлых фактов и современного положения дел ориентирование администрации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечные результаты (проведение перспективного анализа);
— предоставление содержательных и точных справок клиенту по всем неясным вопросам, возникающим в процессе выполнения договора на оказание аудиторских услуг.
Рассмотримобщие принципы аудита. Аудитор обязан соблюдать кодекс этики профессионального аудиторского объединения, членом которого является либо он сам, либо аудиторская организация, в которой он работает. При проведении аудита в соответствии с МСА аудитор должен соблюдать Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, разработанный МФБ. Он обязан проводить аудит в соответствии с ФСАД, в которых содержатся основные требования, процедуры и руководящие указания, а также рекомендательные положения и примеры.
При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться этическими принципами, каковыми являются:
· независимость;
· честность;
· объективность;
· профессиональная компетентность и добросовестность;
· конфиденциальность;
· профессиональное поведение;
· следование законодательным требованиям.
Независимостьаудиторской организации от аудируемого лица и его руководства должна рассматриваться с точки зрения как формальных, так и фактических обстоятельств; она определяется в соответствии с законодательством РФ и ФСАД.
Честность и объективность в общении с аудируемым лицом заключаются в том, что основой для выводов, рекомендаций и заключений аудиторской организации может служить только достаточный объем необходимой информации. Аудиторская организация не должна допускать, чтобы предвзятость или оказываемое на нее давление могли сказаться на общении с руководством клиента и, следовательно, на объективности выводов, рекомендаций и заключений.
Аудиторская организация не должна оказывать непосредственно услуги либо содействие в их реализации в виде рекомендаций или предложений, если они выходят за пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской и связанной с ней деятельности или профессиональной компетентности.
Аудиторская организация обязана соблюдать конфиденциальность информации, полученной при общении с руководством аудируемого лица, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения отношений с ним. Аудиторская организация обязана обеспечивать сохранность конфиденциальной информации и не разглашать ее без согласия руководства аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
Профессиональное поведение в общении с руководством аудируемого лица состоит в соблюдении приоритета общественных интересов и репутации профессии в целом. Аудиторская организация должна воздерживаться от любых действий, которые могут дискредитировать ее, подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии.
Понятиянезависимости и соблюдения конфиденциальности полученной информации, включенные в перечень этических принципов, регламентированы законодательно, следовательно, их можно назвать основополагающими, остальные принципы являются общеэтическими.
При этом в ходе планирования и выполнения аудита должен проявляться профессиональный скептицизм, так как могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение бухгалтерской отчетности. Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает существо полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает те из них, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений.
29. Обязательная аудиторская проверка и сопутствующие аудиту услуги.
Обязательный аудит —это ежегодная обязательная аудиторская проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности организации.
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:
1) организационно-правовая форма организации представляет собой открытое акционерное общество;
2) по виду деятельности организация является:
— кредитной;
— страховой или обществом взаимного страхования;
— товарной или фондовой биржей;
— инвестиционным институтом или фондом;
— государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами;
— фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц (согласно Федеральному закону от 14.12.2001 № 164-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об аудиторской деятельности”«; далее — Федеральный закон № 164-ФЗ);
3) по финансовым показателям деятельности:
· объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год в 500 000 раз превышает МРОТ, установленный законодательством РФ (при этом берется базовая сумма, применяемая для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, размер которых в соответствии с законодательством РФ определяется в зависимости от МРОТ, а также платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от МРОТ — с 1 января 2001 г. это 100 руб.). С 2007 г. штрафы не измеряются в МРОТ, базовая сумма для исчисления объема выручки установлена в размере 100 руб.;
· сумма активов баланса на конец отчетного года в 200 000 раз превышает МРОТ, установленный законодательством РФ (с 2007 г. базовая сумма для исчисления суммы активов баланса также установлена в размере 100 руб.).
Обязательный аудит, как уже было сказано, проводится только аудиторскими организациями. Для осуществления обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25%, договоры оказания аудиторских услуг должны заключаться по итогам открытого конкурса. Правила его проведения утверждены приказом Минфина России от 31.10.2002 № 107н «Типовое положение о конкурсной комиссии по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита».
Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.
Наиболее распространенным основанием для обязательности аудита является превышение финансовых показателей.