Типовые формы периодической отчетности.

Тема: Промежуточная отчетность сельскохозяйственных организаций.

1. Назначение периодической (промежуточной) отчетности сельскохозяйственных организаций и общие требования к ней.

2. Типовые формы периодической отчетности.

3. Специализированные формы периодической отчетности.

Назначение периодической (промежуточной) отчетности сельскохозяйственных организаций.

Периодическая (промежуточная) бухгалтерская отчетность на протяжении года (квартальная, месячная) играет важную роль в опе­ративном руководстве работой организации, создавая необходимое информационное обеспечение менеджерам на стадии производства, реализации и заготовки сельскохозяйственной продукции. Если в годовой финансовой отчетности выводятся итоги деятельности ор­ганизации за отчетный год, то промежуточная отчетность подводит итоги за более короткие календарные сроки в течение года, поэтому имеет большое значение для оперативного управле­ния, анализа, принятия своевременных управленческих решений.

Организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала года.

Общие требования к промежуточной бухгалтерской отчетно­сти, содержание ее составляющих, правила оценки статей опреде­ляются Законом Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" и Инструкцией о порядке составления и представле­ния бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 14.02.2008 г. № 19.

Организация должна формировать промежуточную бухгалтер­скую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного пе­риода.

Периодическую (промежуточную) отчетность подразделяют на месячную и квартальную.

Общие требования к промежуточной отчетности.

При составлении бухгалтерской отчетности должны быть обеспечены:

- полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации активов и обязательств;

- тождество данных аналитического учета данным синтетического учета за отчетный период, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.

Несоблюдение этих условий рассматривается как неправильное составление бухгалтерской отчетности.

Типовые формы периодической отчетности.

Месячная отчетность состоит из бухгалтерского баланса орга­низации (форма 1) и налоговой отчетности.

Квартальная отчетность составляется по отраслевому призна­ку: сельское хозяйство, промышленность, строительство, обслу­живающие организации и бюджетные организации.

Организации всех отраслей (за исключением финансируе­мых из бюджета) по итогам за квартал представляют следующие формы:

Бухгалтерский баланс (форма 1);

Отчет о прибылях и убытках (форма 2);

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5).

Значимость бухгалтерского баланса весьма значительна, осо­бенно для внешних пользователей. Из содержания баланса поль­зователи узнают, чем собственник предприятия владеет. С помо­щью данных баланса можно установить, сумеет ли организация выполнить взятые на себя обязательства перед третьими лицами, количество которых в рыночной экономике постоянно увеличива­ется, или ему угрожают финансовые затруднения. Особенно вели­ка роль и значимость баланса, как основной формы бухгалтерской отчетности, при изучении и оценке финансово-хозяйственной дея­тельности предприятия, разработке тактики и стратегии перспек­тив развития организации.

Бухгалтерский баланс имеет два раздела в активе (Внеоборотные активы, Оборотные активы), и три — в пассиве (Капитал и резервы, Долгосрочные обязательства, Крат­косрочные обязательства).

В активе имущество приводится по степени ликвидности: труд­нореализуемые активы (основные средства, нематериальные акти­ны и т. д.); медленно реализуемые (производственные запасы, не­завершенное производство и т. д.); быстрореализуемые (дебитор­ская задолженность, прочие активы); наиболее ликвидные активы (денежные средства и финансовые вложения).

Пассивы организации расположены в балансе в зависимости от срочности их погашения: постоянные пассивы (уставный фонд, резервный фонд, добавочный фонд); обязательства (долгосрочные кредиты банков и займы организаций, краткосрочные кредиты банков и займы организаций); наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность). Данная группировка активов и пассивов используется для оценки ликвидности баланса.

Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой бух­галтерского баланса.

Балансовое уравнение можно представить в следующем виде:

Активы = Капитал + Обязательства + Резерв

Исходя из вышеизложенного видно, что имущество организации (активы) должны соответствовать его обязательствам (привлеченно­му капиталу) и собственному капиталу. Обязательства (привлечен­ный капитал), предполагающие потенциальное уменьшение фондов, показывают размер финансирования активов организации юридиче­скими и физическими лицами, т. е. величину его кредиторской задол­женности. Собственный капитал характеризует стоимость вложений, сделанных в организацию его владельцами. Иногда его называют ос­таточным капиталом, так как он представляет собой средства, кото­рые останутся, если собственник выплатит все пассивы. Величина собственного капитала определяется по следующей формуле:

Собственный капитал = Активы - Обязательства

Уравнение показывает величину активов организации и сте­пень участия кредиторов и собственника организации в формиро­вании капитала.

Бухгалтерский баланс (форма 1) является основной формой годо­вого отчета. В ней по состоянию на начало и конец отчетного года на­ходят отражение в обобщенном виде активы и пассивы организации по их видам и размещению, а также источники их образования.

В графе 3 "На начало года" бухгалтерского баланса показыва­ются данные на начало года (вступительный баланс). Эти дан­ные должны соответствовать данным графы 4 "На конец отчет­ного периода" предыдущего года (заключительный баланс), с учетом норм законодательства Республики Беларусь по их кор­ректировке, а также изменений в оценке показателей бухгалтер­ской отчетности, связанных с изменением учетной политики ор­ганизации.

В графе 4 "На конец отчетного периода" бухгалтерского балан­са показываются данные о стоимости активов, об источниках соб­ственных средств, о резервах и обязательствах на конец отчетного периода (месяц, квартал, год). Заполняется по данным Главной книги (заключительного баланса) при автоматизированной форме учета — оборотно-сальдовой ведомости.

I. Внеоборотные активы.В первом разделе баланса показыва­ются данные о затратах инвестиционного характера, связанных с приобретением или созданием основных средств, нематериальных активов и других внеоборотных активов.

• Основные средства.

• Нематериальные активы.

• Доходные вложения в материальные ценности.

• Вложения во внеоборотные активы.

• Прочие внеоборотные активы.

Основные средства. Основные средства отражаются в бухгал­терском балансе по остаточной стоимости, т. е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления за вычетом суммы начисленной амортизации. Здесь отражается стоимость как действующих, так и находящихся на реконструкции, модернизации, восстановле­нии, консервации или в запасе, а также полученных в аренду (лизинг) ОС.

По этой статье также показываются находящиеся в собствен­ности организации земельные участки, объекты природопользо­вания (вода, недра и другие природные ресурсы), капитальные вложения в многолетние насаждения, затраты на коренное улуч­шение земель (осушительные, оросительные и другие мелиора­тивные работы) и в арендованные объекты основных средств, включенные в установленном порядке в состав основных средств.

Расшифровка движения основных средств в течение отчетного года, а также их состава на конец отчетного года приводится в Приложении к бухгалтерскому балансу (форма 5).

Нематериальные активы. Нематериальные активы учитывают­ся в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т. е. по фак­тическим затратам на приобретение, изготовление и затратам по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использо­ванию в запланированных целях, за вычетом суммы начисленной амортизации.

Незавершенные капитальные вложения. Незавершенные капи­тальные вложения отражаются в бухгалтерском балансе по фактиче­ским затратам для застройщика, с учетом проведенной переоценки не­завершенного капитального строительства по состоянию на 1 января.

Доходные вложения в материальные ценности. По данной статье отражается остаточная стоимость имущества, предназначенного для сдачи в аренду, лизинг или прокат.

Вложения во внеоборотные активы. По данной статье показывают затраты на приобретение оборудования, транспортных средств, иных материальных активов длительного пользования, на строительство заданий, прочие капитальные работы и затраты по формированию основного стада, стоимость оборудования, требующего монтажа.

Для заполнения первого раздела ББ можно воспользоваться следующими данными: ТАБЛИЦА 1.

II. Оборотные активы.Во втором разделе бухгалтерского ба­ланса приводится информация о составе материальных ценностей и затратах, дебиторской задолженности и финансовых вложениях, а также о денежных средствах организации.

• Запасы и затраты.

• Налоги по приобретенным товарам, работам, услугам.

• Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты).

• Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты).

• Расчеты с учредителями.

• Денежные средства.

• Финансовые вложения.

• Прочие оборотные активы.

Сырье, материалы, готовая продукция, товары. Сырье, основ­ные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфаб­рикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, исполь­зуемая для упаковки и транспортировки продукции (товаров), и другие материальные ресурсы отражаются в бухгалтерском балан­се по их фактической себестоимости с учетом произведенной ежеквартальной переоценки. Фактическая себестоимость мате­риальных ресурсов определяется исходя из фактически произве­денных затрат на их приобретение и изготовление.

Фактическая себестоимость материальных ресурсов, списывае­мых на производство, может определяться по одному из трех спосо­бов: по себестоимости единицы запасов, по средней себестоимости, по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Готовая продукция показывается в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной се­бестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья и материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на произ­водство продукции.

Незавершенное производство и расходы будущих периодов. К незавершенному производству относятся: продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия, неукомплектован­ные, не прошедшие испытания и техническую приемку.

При единичном производстве продукции незавершенное про­изводство показывается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.

Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бух­галтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих пе­риодов и подлежат списанию в порядке, установленном организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся. Показатель по статье расходы будущих периодов может отражаться со знаком минус, если на данном счете учитываются курсовые разницы, возникающие при переоценке кредиторской задолженности.

Наши рекомендации