Пять сил Портера. Барьеры для конкурентов-новичков.
Анализ пяти сил Портера — методика для анализа отраслей и выработки стратегии бизнеса, разработанная Портером.
Пять сил Портера включают в себя:
- анализ угрозы появления продуктов-заменителей;
- анализ угрозы появления новых игроков;
- анализ рыночной власти поставщиков;
- анализ рыночной власти потребителей;
- анализ уровня конкурентной борьбы.
Методикой выделяются пять сил, которые определяют уровень конкуренции, и, следовательно, привлекательности ведения бизнеса в конкретной отрасли.
Привлекательность отрасли, в данном контексте, имеет отношение к достаточной рентабельности отрасли. «Непривлекательной» отраслью является такая, в которой сочетание сил снижает рентабельность. Самой «непривлекательной» является отрасль, которая приближается к совершенной конкуренции.
Портер называет эти силы «микросредой», противопоставляя её большому количеству факторов, включенных в термин «макросреда». Макросреда состоит из тех сил, которые влияют на способность компании к обслуживанию собственных клиентов и получению прибыли. Изменение в любой из сил «микросреды» обычно требует, чтобы компания пересмотрела своё место в отрасли и на рынке. Достаточная привлекательность отрасли не означает, что любая компания в ней будет получать одинаковую прибыль. Компании должны так применять свои ключевые компетенции, бизнес-модели или сбытовые сети, чтобы получить прибыль больше, чем в среднем по отрасли. Хорошим примером является рынок пассажирских авиаперевозок. В отрасли, в которой рентабельность достаточно низкая, находятся компании, которые за счет уникальных бизнес-моделей получают прибыль выше, чем в среднем по отрасли.
«Анализ пяти сил Портера» включает в себя три силы «горизонтальной» конкуренции: угроза появления продуктов-заменителей, угроза появления новых игроков, уровень конкурентной борьбы; и две силы «вертикальной» конкуренции: рыночная власть поставщиков и рыночная власть потребителей.
Входные» барьеры затрудняют проникновение на новые рынки, к ним относят:
- экономия на масштабах производства;
- большая потребность в первоначальном капитале (капиталоемкие отрасли);
- издержки перепрофилирования;
- дифференциация продукции, основанная на стабильной репутации организации;
- недоступность каналов распределения;
необеспеченность поставок сырья;
- угроза объединения конкурентов против новичка;
- прочие барьеры (выгодное месторасположение, ноу-хау, патенты).
Влияние потребителей и продавцов.
13.SWOT и SPEP – анализы. Технология, алгоритм применения, использование в генерации управленческих решений.
Неуправляемые факторы внешней среды предприятия.
Управляемые факторы внутренней среды.
Типы конкурентных сред предприятия.
Характеристика макроэкономического окружения предприятия в современной России и Краснодарском крае.
Основные фонды. Состав и структура.
Показатели эффективности использования основных фондов предприятия. Направления повышения эффективности использования.
Источники финансирования обновления основных фондов. Амортизация.
Оборотные средства. Состав и структура. Кругооборот. Показатели эффективности использования.
Текущие финансовые потребности. Методы снижения текущих финансовых потребностей.
Персонал предприятия. Состав и структура. Показатели эффективности использования.
Оплата труда. Классификация заработных плат. Зарплатные проекты. Биссектриса баланса интересов работников и собственников бизнеса.
Стратегии развития персонала предприятия. KPI в сфере управления персоналом.
Затраты предприятия. Классификация затрат.
Методы управления затратами предприятия.
Директ-костинг.
Цена и ценовая политика предприятия.