Ii. методические указания к выполнению курсовой работы

Налоги и налогообложение

методические указания

и задания для курсовой работы

для студентов специальности

080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

очной и заочной форм обучения

Тюмень, 2010

УДК

ББК

Гудович Л.М. Налоги и налогообложение: методические указания для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» очной и заочной форм обучения. - Тюмень: РИО ГОУ ВПО ТюмГАСУ, 2010. – 53с.

Методические указания разработаны на основании рабочих программ ГОУ ВПО ТюмГАСУ дисциплины «Налоги и налогообложение» для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» очной и заочной форм обучения. Методические указания содержат материал в виде выполнения курсовой работы.

Рецензент – Головнина Л.А.

Тираж 50 экз.

© ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет»

© Гудович Л.М.

Редакционно-издательский отдел ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет»

СОДЕРЖАНИЕ

I. Общие указания и требования к выполнению курсовой работы.. 4

1.1 Общие указания. 4

1.2 Требования к оформлению.. 5

1.3 Исходные данные. 5

1.4 Содержание теоретической части курсовой работы.. 5

1.5 Содержание практической части курсовой работы.. 6

II. Методические указания к выполнению курсовой работы.. 8

2.1 Базовые понятия. 8

2.2 Порядок расчета основных налогов. 12

III. Задания для курсовой работы.. 22

Вариант 1. 22

Вариант 2. 25

Вариант 3. 28

Вариант 4. 31

Вариант 5. 34

Вариант 6. 37

Вариант 7. 40

Вариант 8. 43

Вариант 9. 46

Вариант 10. 49

Список литературы.. 52

I. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Общие указания

Для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет и аудит» обязательной дисциплиной является курс «Налоги налогообложение». Данный предмет преподаётся в соответствии с учебным планом в 6 семестре для студентов дневного, заочного и ускоренного обучения. Курс «Налоги налогообложение» является специальным, устанавливающим базовые знания для получения профессиональных умений и навыков, необходимых для того, чтобы соответствовать квалификации специалиста в области бухгалтерского учета и анализа.

Владение основами и особенностями теории и практики современного российского налогообложения, умение ориентироваться в сложном и, зачастую, противоречивом налоговом законодательстве, является принципиально важным для эффективной и качественной работы бедующих специалистов в сфере бухгалтерского, налогового и управленческого учета, а также для аудиторской деятельности.

К концу обучения предполагается, что студент должен обладать функциональной грамотностью – уметь самостоятельно изучать и анализировать новые нормативные документы, сопоставлять их положения и выявлять несоответствия, иметь собственное представление о путях их устранения, использовать полученную информацию в целях оптимизации налогообложения на конкретном предприятии в конкретной ситуации, разбираться в налоговых последствиях конкретных хозяйственных действий.

Данная курсовая работа преследует достижение поставленных целей изучения дисциплины «Налоги и налогообложение», здесь рассматриваются теоретические, методологические и практические аспекты налогообложения в Российской Федерации.

Необходимость овладения навыками теоретического и практического освоения особенностями применения положений налогового законодательства Российской Федерации, налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц, основывается на трех продекларированных государством принципах стратегии развития налоговых реформ:

- упрощение, юридическая проработка и понятность налоговых законов;

- либеральность в ставках, при все более значительной прозрачности налоговых баз;

- усиление ответственности налогоплательщика.

Цель выполнения курсовой работы – закрепление знаний, полученных в процессе изучения дисциплины, а также наработка и применение практических навыков, приобретаемых в результате выполнения заданий, связанных с начислением налогов и заполнением налоговой отчетности.

Самостоятельная работа с нормативными документами, регулирующими налоговое законодательство, расчетными документами, составление налоговых деклараций – задачи курсовой работы.

Курсовая работа включает две части – теоретическую и расчетную.

Номер варианта курсовой работы студент выбирает в соответствии с последней цифрой зачетной книжки.

Курсовая работа выполняется на основе самостоятельного изучения студентами законодательных документов, нормативных актов, писем Министерства финансов Российской Федерации, инструктивных и методических материалов по налогообложению с изменениями и дополнениями.

Требования к оформлению

Курсовая работа выполняется на листах формата А4, титульный лист оформляется по стандарту, в содержание включается список используемой литературы с обязательным указанием нормативных актов по вопросу и периодических изданий.

Исходные данные

Для выполнения заданий курсовой работы студент использует исходные данные в виде таблиц, представленные в отдельной части методических указаний, которая называется «Задания для курсовой работы», нумерация таблиц соответствует номерам вариантов.

Содержание теоретической части курсовой работы

Теоретическая часть представляет собой углубленное изучение и изложение одного из вопросов курса. Тема теоретической части курсовой работы представлена в отдельной части данных методических указаний под названием «Задания для курсовой работы». Теоретическая часть выполняется на основе самостоятельного изучения студентами законодательных документов, нормативных актов, писем Министерства финансов, инструктивных и методических материалов по налогообложению с изменениями и дополнениями, арбитражной практики. По предложенной в варианте теме необходимо написать реферат, где следует, как можно более полно отразить особенности налогообложения в конкретной области хозяйствования, желательно, на примере конкретного предприятия.

Тема, представленная в отдельной части данных методических указаний «Задания для курсовой работы» выполняется в том случае, если студент не имеет возможности охарактеризовать налогообложение на предприятии, где он работает. Студент, у которого есть возможность проанализировать и описать систему налогов и сборов на конкретном предприятии, задание теоретической части выполняет на основании деятельности этого предприятия.

Содержание практической части курсовой работы

На основе представленных исходных данных, которые приведены в разделе «Задания для курсовой работы», предлагается начислить все налоги и сборы, которые подлежат перечислению в бюджет и во внебюджетные фонды предприятием, как налогоплательщиком, так и налоговым агентом (расчет по налогу на доходы физических лиц осуществляется для одного работника).

Произведенные расчеты, на основании данных, предложенных в практическом задании обобщить в таблице 1 по форме, приведенной ниже.

Таблица 1 - Расчет фискальных платежей предприятия

№ п/п Наименование налога Расчет Результат расчета
     
     
     
и т.д.      

На основании данных, оформленных таблицей 1, необходимо обобщить все результаты расчетов и представить их в таблице 2.

Таблица 2 - Начисление налоговых платежей

Показатели Сумма тыс. руб. Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Налоги, возмещаемые через цену продукции (косвенные налоги), всего: в т.ч. - - -      
Налоги и платежи, возмещаемые через себестоимость, всего: в т.ч. - - -      
Налоги, относимые на финансовые результаты, всего: в т.ч. - -      
Налоги, возмещаемые за счет чистой прибыли, всего: в т.ч. - - -      
Всего налоговых издержек      

Произведенные расчеты необходимы для заполнения форм налоговых деклараций, законодательно установленных на момент выполнения данной курсовой работы, по следующим налогам и сборам:

- НДС;

- налог на имущество организаций;

- транспортный налог;

- налог на прибыль;

- НДФЛ;

- единый налог при УСН.

Также необходимо произвести расчет и заполнить декларацию по социальным взносам.

Для того чтобы внести данные в форму 2 НДФЛ необходимо предварительно заполнить форму 1 НДФЛ.

Провести анализ эффективности перехода на упрощенную систему налогообложения. Результаты анализа представить в таблице 3.

Так как налоговый период по НДС отличается от налоговых периодов всех иных налогов, которые необходимо исчислить в данной курсовой работе, при расчете налога на добавленную стоимость к возмещению, затраты на израсходованные материалы, работы и услуги необходимо учитывать равными долями ежеквартально (только в целях выполнения курсовой работы).

Данные о предприятии или физическом лице, необходимые для заполнения титульных листов налоговой декларации, но не указанные в задании к практической части курсовой работы можно не заполнять, либо использовать условную информацию на усмотрение студента в пределах информации, требуемой установленной формой налоговой отчетности.

Таблица 3 - Налоги и платежи, уплачиваемые при различных системах налогообложения

№ п/п Традиционная система налогообложения Упрощенная система налогообложения
Доходы, уменьшенные на величину расходов Доходы
Налоги и платежи, уплачиваемые налогоплатель-щиком Налоги, уплачиваемые налоговым агентом Налоги, уплачиваемые налогоплатель-щиком Налоги, уплачиваемые налоговым агентом Налоги, уплачиваемые налогоплатель-щиком Налоги, уплачиваемые налоговым агентом
налог сумма налог сумма налог сумма налог сумма налог сумма налог сумма
                       
                       
                       
и т.д.                        
Итого                        

При законодательном изменении форм налоговой отчетности, которую необходимо приложить к выполняемой курсовой работе, применять вновь введенные формы на момент выполнения задания.

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Базовые понятия

В главе 1 Конституции Российской Федерации содержатся принципы, определяющие федеративное устройство государства. Специфику российского федерализма определяет ст.5 Конституции Российской Федерации. В ее первой части указаны равноправные субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Конституционные принципы федерализма перечислены в третьей части этой статьи - государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. На этих конституционных принципах строится российская налоговая система.

Налог – это ограничение прав и свобод, поэтому должен быть к применению только законодательно.

С точки зрения государства каждый гражданин не вправе распоряжаться той частью своего имущества, которое принадлежит государству и обязан регулярно перечислять эти платежи в бюджет.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежный средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ч. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ).

Налоги - это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций или физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ).

В соответствии со статьей 333.16 НК РФ под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.

Таможенная пошлина — это платеж, взимаемый органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза (п. 18 и 19 ст. 18 Таможенного кодекса).

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Вступление налога в силу происходит после официальной публикации (в «Российской газете»).

Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

Социально-экономическая сущность, роль и назначение налога обусловлены экономическим и политическим строем общества, природой и задачами государства. Выделяют следующие основные способы формирования доходной части бюджета: налоги, неналоговые платежи (квазиналоги) и разовые изъятия.

Налог можно определить как обязательный взнос в бюджет, который либо непосредственно входит в налоговую систему государства, либо установлен актом налогового законодательства. А неналоговый платеж (квазиналог, налоговый суррогат) определяется как обязательный платеж, который не входит в налоговую систему и установлен не налоговым, а иным законодательством.

Неналовый платеж (квазиналог) – обязательный платеж, который не входит в налоговую систему государства; отношения по установлению и взиманию этих платежей в бюджеты и внебюджетные фонды регламентируются финансово- правовыми нормами.

Разовые государственные изъятия - платежи, взимаемые государством в особом порядке и, как правило, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказания.

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога– это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

а) налогоплательщик;

б) объект налогообложения;

в) налоговая база;

г) единица обложения;

д) налоговые льготы;

е) налоговая ставка;

ж) порядок исчисления;

з) налоговый оклад;

и) источник налога;

к) налоговый период;

л) порядок уплаты;

м) срок уплаты налога.

Налогоплательщики– это организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В налоговом законодательстве под организациейпонимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. К этой категории налогоплательщиков относятся и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.

Налогоплательщик не всегда является реальным плательщиком налога. Это происходит потому, что существует экономическая возможность переложения тяжести налога с субъекта, который перечисляет налог в бюджет, на другое лицо. Последнее называется носителем налога.

Носитель налога– это лицо, которое, в конечном итоге, принимает на себя тяжесть налога и действительно платит налог по завершении процессов переложения налога. Например, налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) являются организации и предприниматели, производящие и реализующие продукцию. Они должны исчислять сумму налога и перечислять ее в бюджет. Сумма налога включается в стоимость продукции, поэтому покупатель, приобретая товар, оплачивает и сумму НДС. Если этот покупатель использует товар для производства другой продукции и затем ее реализует или просто перепродает купленный товар, то он возмещает себе уплаченную сумму налога. Если покупатель является конечным потребителем товара (т.е. не использует его на производственные цели и не перепродает), то он является носителем налога, реальным его плательщиком.

Объектами налогообложенияявляются:

а) операции по реализации товаров (работ, услуг);

б) имущество;

в) прибыль;

г) доход;

д) стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

е) иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный и прямо названный в законе объект налогообложения. В статье 38 Налогового кодекса Российской Федерации дается понятие различных видов объекта налогообложения.

Под имуществомпонимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации: вещи, включая, деньги и ценные бумаги, а также иное имущество.

Товаромпризнается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. Материальный или нематериальный объект может быть признан или не признан товаром. Так, находящиеся в собственности физического лица и используемое им для собственных нужд имущество (автомобиль) не является товаром, пока собственник имущества не изъявит в той или иной форме желание продать это имущество.

Работойпризнается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услуга–это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, и которые (результаты) реализуются и потребляются в процессе этой деятельности.

Таким образом, услуга в отличие от работы не имеет материального выражения и не может быть реализована для последующего удовлетворения потребностей.

Для того чтобы исчислить налог, недостаточно определить ее объект, необходимо рассчитать налоговую базу. Она служит для количественного измерения объекта налога. Таким образом, налоговая база– это количественная оценка объекта налогообложения. Для ее получения необходимо выбрать единицу обложения– единицу измерения объекта налога. На практике используются денежные (рубли, экю) и натуральные (лошадиная сила) единицы обложения.

Исчисление налоговой базы может основываться на данных бухгалтерского учета, специальных налоговых регистрах, справок о доходах и других документов. Предприниматели исчисляют налоговую базу на основе данных учета доходов и расходов.

Налоговые льготы– предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.

При наличии соответствующих оснований налогоплательщик может воспользоваться предусмотренными законодательством о налогах и сборах льготами или отказаться от их использования, если эта возможность оговорена в законе.

Налоговая ставка– это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Различают процентные и твердые ставки. Процентные (адвалорные) ставки установлены в процентах к налоговой базе. Твердые (специфические) ставки устанавливаются в рублях (или других стоимостных единицах измерения) на единицу обложения. Процентные ставки установлены по налогу на добавленную стоимость, по налогу на доходы физических лиц, по налогу на имущество организаций и др. Твердые ставки установлены по транспортному налогу, по акцизам и др.

Если налоговую базу умножить на налоговую ставку, то в результате получим величину, которая называется налоговым окладом.

Источник налога– это доход, из которого субъект уплачивает налог. По ряду налогов объект и источник налога могут совпадать. Например, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.

Налоговый период–это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база, и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговым периодом может быть квартал, месяц, год и др.

Срок уплаты налога– это период времени, когда налог вносится в бюджет или внебюджетный фонд. Срок уплаты налогаопределяется календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Если налогоплательщик не уплатит налог в срок, то к нему применяются финансовые (пеня) и налоговые (штрафные) санкции.

Наши рекомендации