Тема 6. Организация контроля за эффективностью использования финансовых ресурсов

6.1. Финансовый контроль в Республике Беларусь:
содержание, виды, методы, формы и органы

Финансовый контрольпредставляет собой совокупность действий и операций уполномоченных органов по проверке соблюдения установленных форм и методов финансовых отношений, осуществляемых с целью выявления положительных и отрицательных сторон, устранения недостатков, возмещения ущерба и предупреждения аналогичных нарушений в будущем. Таким образом, на практике финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

Основными задачами финансового контроля являются следующие:

· обеспечение соблюдения действующего законодательства в сфере финансов;

· выявление внутрихозяйственных резервов роста финансовых ресурсов;

· выявление и устранение диспропорций в распределении финансовых ресурсов по отраслям и территориям с целью наиболее эффективного их использования и др.

Объектом финансового контроля являются распределительные процессы, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Субъектами финансового контроля выступают различные финансовые органы, которые в законодательном порядке наделены контрольными функциями (Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и т. д.). Так, классификация финансового контроля в зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, приведена на рисунке 2.

 
  Тема 6. Организация контроля за эффективностью использования финансовых ресурсов - student2.ru Тема 6. Организация контроля за эффективностью использования финансовых ресурсов - student2.ru Тема 6. Организация контроля за эффективностью использования финансовых ресурсов - student2.ru

Рисунок 2 – Классификация финансового контроля
в зависимости от субъектов

Общегосударственный финансовый контроль направлен на все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Его осуществляют органы государственной власти и управления Республики Беларусь (Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь и др.).

Высшим органом государственного контроля в нашей стране является Комитет государственного контроля Республики Беларусь, в обя-
занности которого входит контроль за исполнением республиканского бюджета; расходованием средств республиканского и местных бюджетов; сохранностью и использованием государственного имущества и др. Должностные лица Комитета государственного контроля имеют широкие права: они вправе входить на территорию и в помещение государственных органов, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с целью проверки наличия и порядка хранения денежных средств и иных ценностей; могут опечатывать кассы, склады, архивы и т. п.

Министерство финансов Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Основными функциями данного органа контроля являются:

· контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, а также средств государственных целевых бюджетных
и внебюджетных фондов;

· разработка методических документов и форм отчетности о контрольно-ревизионной работе;

· контроль за соблюдением финансовых интересов государства
в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство и др.

Министерство финансов Республики Беларусь имеет право требовать и получать от органов государственного управления и организаций информацию по формированию и использованию бюджетных средств; ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств в случае несоблюдения их получателями законодательства; применять экономические санкции и налагать административные взыскания в соответствии с законодательством и т. д.

Основными задачами Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь являются следующие:

· контроль за соблюдением налогового законодательства;

· обеспечение правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет;

· разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов и др.

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его органы имеют право проводить в установленном законодательством порядке налоговые проверки; получать от субъектов хозяйствования
и граждан необходимые для проведения проверок сведения; в случаях нарушения законодательства налагать арест на денежные средства
и иное имущество налогоплательщиков; взыскивать задолженность по налогам в бюджет и др.

Национальный банк является центральным банком Республики Беларусь, регулирует денежное обращение и кредитные отношения в стране, определяет порядок расчетов, а также обладает исключительным правом эмиссии денег. Основными его задачами являются следующие:

· защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

· развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

· обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

С учетом вышеперечисленных задач Национальный банк Республики Беларуси наделен широкими правами, в частности: правом эмиссии денег; правом контролировать соблюдение банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковского законодательства; правом осуществления валютного регулирования и др.

Ведомственный финансовый контрольподразделяется на внутриведомственный и внутрихозяйственный.

Внутриведомственный финансовый контрольосуществляется министерствами, государственными комитетами, другими органами управления на подведомственных им организациях. Для проведения такого контроля в составе министерств и ведомств создаются специальные контрольно-ревизионные отделы (управления).

Внутрихозяйственный финансовый контрольосуществляется специальными службами организаций – финансовыми отделами, бухгалтериями.

Общественный контрольосуществляют отдельные физические лица или группы лиц в профсоюзных, садоводческих и других общественных организациях.

По формам и в зависимости от времени проведения финансовый контроль подразделяется следующим образом:

· предварительный,предшествующий совершению финансовых операций. Он проводится на стадии составления финансовых планов субъектов хозяйствования, смет доходов и расходов и т. п.;

· текущий,осуществляемый во время совершения финансово-хозяйственных операций, исполнения бюджетов и финансовых планов;

· последующий,производимый после совершения финансово-хозяйственных операций.

Выделяют следующие основные методы проведения финансового контроля:

· наблюдение,под которым понимается общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля;

· проверка, являющаяся единичным контрольным действием или исследованием состояния на определенном участке деятельности проверяемого субъекта. Она проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых
и расходных документов. Проверка может быть счетной (изучение достоверности бухгалтерских, налоговых и других финансовых отчетов) и тематической (изучение отдельных участков финансово-хозяйственной деятельности, например, правильности начисления заработной платы);

· обследование, при котором в отличие от проверки рассматривается не один, а несколько вопросов;

· экономический анализ, который основывается на детальном изучении периодической и годовой финансово-бухгалтерской отчетности;

· ревизия, являющаяся наиболее распространенным методом финансового контроля. Она представляет собой детальное изучение всех сторон и участков финансово-хозяйственной деятельности организации. В экономической литературе виды ревизий классифицируют по множеству различных признаков. Так в зависимости от порядка назначения ревизии бывают плановые (проходят по заранее составленному плану) и внеплановые (проводятся по мере необходимости, например, после пожара). По полноте охвата хозяйственной деятельности проверяемого хозяйствующего субъекта выделяют комплексные (изучаются все стороны финансово-хозяйственной деятельности), тематические (проверяются отдельные участки финансово-хозяй-
ственной деятельности) ревизии. В зависимости от степени охвата финансово-хозяйственных операций выделяют ревизии сплошные (предполагают проверку на определенных участках деятельности всех без исключения финансово-хозяйственных операций за ревизуемый период), выборочные (предполагают проверку не всех документов,
а по определенной выборочной схеме, которая зависит от квалификации и опыта ревизора), комбинированные (одни участки деятель-
ности организации проверяются выборочно, а другие – сплошным методом). По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, выделяют документальные (предполагают проверку подлинных первичных бухгалтерских и иных документов) и фактические (предполагают проверку наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре) ревизии.

Наши рекомендации