Прочитайте текст и выполните задания A11- A14; B1- В9; С1.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Крыши у этих зданий кончались то шпилем то цветным куполом то петухом.

2) Язык взглядов так же выразителен как и язык жестов или слов.

3) Желающие получить религиозное образование могут обучаться в частных либо в воскресных школах.

4) Сидеть бы ему дома да пить турецкий чай.

Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Ученые, изучающие и наблюдающие за работой АЭС, знают, что атомные реакторы чрезвычайно опасны

2) Большая часть безработных состоит на учете в службе занятости.

3) В романе «Война и мир» Л.Н. Толстого описываются события Отечественной войны 1812 года.

4) В своих публицистических произведениях Ф.М. Достоевский поставил вопросы, волнующие многих его современников.

6.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

По приказу капитана все награбле(1)ое пиратами добро было немедле(2)о разложе(3)о на большом деревя(4)ом столе.

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой (причастные обороты).

1) Я близко видел их длинные клювы, грозно распущенные, крылья.

2) Множество голосов наполняло окружавшее нас, озаренное утренним солнцем пространство.

3) О преступлении отца Козлову сообщил служивший в имении чахоточный конторщик-доносчик.

4) Не раз мы видели бурые спины лосей, скрывавшихся в кустарниках и болотах.

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой (однородные члены и обобщающие слова).

1) Кругом избушки всё говорило о присутствии живого человека - слабо курившийся огонёк, охапка только что нарубленных дров, сушившаяся на кольях сеть, топор, воткнутый в обрубок дерева.

2) [Дети] с особенной радостью ждали её появления, ибо знали, что вместе с ней явится полфута каких-нибудь сластей: пряников, грецких орехов.

3) В несколько минут он [снег] покрыл все следы: заячьи, и человечьи, и санные - и так же скоро перестал.

4) На диване, на стульях - повсюду было что-то набросано.

9. Укажите ряд слов, в котором пишется е (и) окончании глагола?

1) бре...шься, искалеч...шь

2) захоч...шь, выуч...шь

3) пересуш...шь, постигн...шь

4) накол...шься, танцу...шь

10. В каком варианте ответа НЕ со словом пишется слитно?

1) Воды прилива шумели (не)умолкая.

2) Ветер колеблет стебелёк с ещё (не)высохшей росой.

3) Справа над лесистыми холмами сияла (не)мигающая звезда.

4) Ответ на запрос до сих пор (не)получен.

11. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) о..бросить, по..тяжки, на..кусанный

2) пр..возносить, пр..мудрый, пр..следовать

3) дез..нформация, пред..стория, без…скусный

4) бе..брежный, и..точить, бе..ценный

12. В каком ряду на месте пропуска пишется ИМ? (причастия)

А) вдохновля...мый музыкой, невид...мая нить;
Б) издава...мый звук, слыш...мый на расстоянии;
В) завис...мый человек, движ...мый благородством;
Г) немысл…мое количество, изуча..мые предметы.

Прочитайте текст и выполните задания A11- A14; B1- В9; С1.

1. (1)Почти десять лет назад в Доме архитекторов был званый вечер. (2)Я оказалась за одним столиком со скульптором Михаилом Константиновичем Аникушиным. (3)Рассказал мастер в тот вечер об удивительной истории, приключившейся с ним в конце сороковых годов, когда он, тогда еще молодой скульптор, работал над памятником Пушкину и дело двигалось успешно.

2. (4)Установить памятник поэту надлежало в Ленинграде в 1957 году, к двухсотпятидесятилетию со дня основания города. (5)И вот проект памятника Пушкину Михаила Аникушина был единогласно признан лучшим. (6)А сам молодой ваятель в качестве поощрения был послан в творческую командировку в Италию.

3. (7)Встреча ли с шедеврами мировой культуры или сам воздух солнечной Италии послужили тому причиной, но только Аникушин, вернувшийся из странствий, вдруг разочаровался в собственном творении. (8)И вновь стал пропадать целыми днями на заводе, где шла уже отливка памятника, а ночами – в собственной мастерской. (9)Но памятник Пушкину был почти готов, государственные средства были израсходованы, и потому переделывать работу предстояло уже за собственные деньги.

4. (10)Близился долгожданный час. (11)И, наконец, на площади Искусств перед Русским музеем, бронзового Александра Сергеевича водрузили на пьедестал – массивный куб красного полированного гранита.

5. (12)К вечеру того беспокойного июньского дня уставший от волнений Михаил Константинович присел у подножия памятника, да так там и заснул. (13)А наутро, проснувшись с первыми солнечными лучами, молодой ваятель взобрался на ставший уже родным монумент и, удобно устроившись на бронзовом плече Александра Сергеевича, стал шлифовать завитки пушкинских кудрей.

6. (14)И вдруг одно неосторожное движение! (15)Нога предательски заскользила по металлу… (16)В ушах застыл пронзительный крик уличных зевак, стоявших неподалеку. (17)И в то же мгновение будто кто-то незримый подхватил его: скульптор беспомощно повис в воздухе, на восьмиметровой высоте… (18)Все оцепенели: случилось чудо – бронзовый Пушкин «подхватил» своего ваятеля тяжелой десницей! (19)Будто в благодарность.

7. (20)Уже после свидетели необычайного происшествия расскажут Михаилу Аникушину, что, падая, он зацепился курткой за правую руку Александра Сергеевича, ту самую, что вольно и широко в порыве божественного вдохновения откинул поэт. (21)Скольких творческих мук стоила скульптору именно эта рука, как не давался сам жест, какая гора эскизов осталась в мастерской!

8. – (22)Минуло почти сорок лет, – вспоминал скульптор, – но и сейчас я помню живое прикосновение Александра Сергеевича. (23)Он протянул мне руку! (24)И верю – Пушкину обязан своим чудесным спасением. (25)Я точно могу назвать свой «звездный час» – 17 часов 19 июня 1957 года: именно в то мгновение с пушкинского памятника спал белый покров…

9. (26)Восхищенных отзывов о творении молодого скульптора было тогда предостаточно. (27)Но самыми дорогими для Аникушина стали строки письма от Николая Александровича Пушкина, родного внука поэта: «(28)…В Вашем Александре Сергеевиче столько жизни и естественности, что кажется, вот-вот он сойдет с постамента и пойдет по парку. (29)Вами передано не только физическое сходство, но и самый характер деда, его живость и подвижность».

10. (30)При жизни Пушкин вовсе не мечтал увековечить собственную персону в мраморе и бронзе. (31)Знать бы поэту, что памятники, запечатлевшие его черты, появятся во всех мировых столицах – в Брюсселе и Вене, Париже и Риме, Дели и Мадриде! (32)И все же среди великого множества монументов лишь двум из них суждено обрести поистине всенародную любовь – памятникам поэту в Москве и Петербурге. (33)А имя петербургского скульптора Михаила Аникушина навеки соединится с именем русского гения.

(По Л.А. Черкашиной)*

*Лариса Андреевна Черкашина – литератор, пушкинист, член Союза писателей России и Всероссийского Пушкинского общества.

13Какой стиль и тип речи представлены в предложениях 4-9?

1) художественный стиль, описание 2) публицистический стиль, повествование 3) публицистический стиль, рассуждение и описание, 4) научный стиль, описание

14 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «пропадать» (предложение 8).

1) погибать

2) перестать быть видимым

3) постоянно проводить время

4) ходить бесполезно

Наши рекомендации