Бюджетная система РФ. Структура, функции и принципы бюджетной системы РФ
Классификация налогов.
Бюджетная система - это основанная на экономических и юридических нормах система всех бюджетов страны.
Построение бюджетной системы определено Бюджетным Кодексом в 1998 году. Согласно Бюджетному Кодексу бюджетная система включает в себя:
- федеральный бюджет;
- бюджеты субъектов РФ;
- местные бюджеты
- с 1.01.2001 гос. внебюджетные фонды.
Существует 5 принципов формирования бюджетной системы:
Принцип полноты.
Принцип единства.
Принцип реальности.
Принцип гласности.
Принцип самостоятельности.
Единство - обеспечивается единой правовой базы, использованием единой бюджетной классификации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политикой.
Принцип полноты- означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в их полном объеме.
Принцип реальности-означает правдивость бюджетных показателей.
Принцип гласности- требует публикации утвержденных бюджетов, а также отчетов об их исполнении, сводного отчета консолидированного бюджета РФ, консолидированных бюджетов территорий, Бюджетного послания Президента РФ Государственной Думе.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направление их использования.
Консолидированный федеральный бюджет – это свод всех бюджетов страны.
Консолидированный региональный бюджет - это свод регионального бюджета и бюджетов подведомственных ему территорий.
2. Классификация налогов.
Виды налогов
Налоги бывают двух видов.
Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.
Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода.
Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.
Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода.
Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами.
Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода.
Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков. В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).
Б 11
1.Бюджетная система унитарного и федеративного государства, принципы ее построения.