Управление ресурсами предприятия (ERP)

ERP (Enterprise Resources Planning) – планирование ресурсов предприятия, класс систем, обеспечивающих управление предприятием, включает в себя не только планирование потребностей в материалах (MRP, Material Requirements Plannning) и планирование ресурсов распределения (DRP – Distribution Requirements Planning), но и бухгалтерский учет, управление финансами, сбыт, маркетинг, производство.

Основным назначением ERP систем является автоматизация процессов планирования, учета и управления по основным направлениям деятельности предприятия и, поэтому, Enterprise Resources Planning systems – Системы Планирования Ресурсов Предприятия, в общих чертах можно рассматривать, как интегрированную совокупность подсистем, синхронизирующую хозяйственную деятельность предприятия и обеспечивающую следующие функциональные возможности:

· обработка заказов клиентов;

· управление запасами и закупками;

· планирование и составление производственных графиков;

· управление позаказным производством;

· оперативное производственное управление и диспетчерирование;

· управление возвратом продукции;

· управление проектами;

· управление затратами;

· финансовое управление.

Функционирование любого проекта начинается с выработки планов, способов контроля их исполнения и с создания бизнес-плана. Бизнес-план является документом, формулирующим основные цели компании и стратегии, выработанные для достижения поставленных целей в период следующих двух-десяти лет. Он основывается на долгосрочных прогнозах и включает в себя информацию, полученную из систем маркетинга, конструирования и разработки, производства и финансов. На его основе осуществляется координация взаимодействия этих систем.

Задачей маркетинга является анализ рынка и его тенденций для определения реакции компании: рынков, на которых она будет присутствовать, продукции, которая будет предлагаться, установления желаемого уровня обслуживания спроса, ценовой политики и тактики продвижения продуктов. Конструирование и разработка технологий необходимы для скорейшей разработки и внедрения в производство новых качественных продуктов, основывающихся на результатах маркетинговых исследований.

Задачей системы управления финансами является определение источников и способов финансирования, оценка рентабельности, выработка бюджетов и контроль финансовых потоков. В основе финансового управления лежат четыре основных уровня. Это финансовый план; бюджеты и бюджетный контроль (баланс, прибыли и убытки, денежные средства, инвестиции); контроль за процессами учета (счета к оплате, погашение обязательств, основные средства, получение денежных средств, счета к получению); учет по участкам бухгалтерского учета. Два первых уровня являются процессами в значительной степени независимые от деятельности предприятия, в то же время два нижних уровня неразрывно связаны с этой деятельностью.

Современные информационные технологии подразумевают постепенный переход на новые уровни развития информационных систем. Возможным шагом в этом направлении является система класса ERP II. Основная идея концепции ERP II – выход за рамки задач по оптимизации и автоматизации трансакционных процессов внутри предприятия. Подразумевается усиление конкурентоспособности за счет выработки такой стратегии и установки таких приложений, которые позволят предприятию "разделять" свою информацию, и на этой основе сотрудничать с представителями "групп по интересам" в рамках совместной коммерции. Подобная модель электронного бизнеса является основой виртуального объединения предприятий в глобальной экономике.

Основная цель внедрения ERP-системы – интеграция всех бизнес-процессов предприятия по единым правилам и оперативная передача информации между различными подразделениями [].

Факторы воздействия ERP систем на производство []:

· Сокращение производственного цикла, за счет снижения вложений в активы, снижения затрат на материальные ресурсы средства и сокращения сроков производства.Количественный параметр.

· Сокращение незавершенного производства, за счет снижения затрат на материальныересурсы средства и сокращение производственного цикла. Качественный параметр.

· Повышение производительности труда,происходит за счет минимизации потерь рабочего времени, переналадок, повышения коэффициента готовности оборудования, высвобождения сотрудников для исполнения контрольных и методологических функций.Качественный параметр.

· Сокращение запасов. Жесткий контроль за складскими запасами и эффективное планирование закупок обеспечивают снижение складских запасов, снижение затрат на перемещение материалов и повышение уровня обслуживания. Количественный параметр.

· Повышение качества продукциипроисходит за счет снижения брака и количества нарушений графиков производства, уменьшения количества переналадок и предотвращения снижения объема продаж. Качественный параметр.

· Повышение эффективности финансового планирования за счет согласования финансового и производственного плана на максимальном уровне детализации вплоть до отдельных продуктов и проектов, сокращения сроков получения данных о доходности продуктов и проектов, контроля исполнения бюджета в реальном времени на уровне бизнес правил. Качественный параметр.

· Оптимизация портфеля финансовых инструментов и расчетов обеспечивается за счет использования актуальной производственной и финансовой информации и использования программных математических модулей для оценки финансового состояния и ликвидности предприятия. Качественный параметр.

· Снижение объема ввода бухгалтерских данных и уменьшение ошибок происходит за счет автоматизации рутинных бухгалтерских операций и автоматического переноса данных по продукту внутри ИС. Качественный параметр.

5. Управление взаимоотношениями с клиентами и партнерами (CRM/PRM)

CRM (Customer Relationship Management) - системы, направленные на управление отношениями с клиентами. Появление этой концепции было вызвано сменой приоритетов в развитии крупных компаний. Если в ERP системе на первом месте стоит изготовление продукта, то CRM-системы стали нужными на рынке с высокой конкуренцией, где основная задача – завоевать и удержать клиента.

Управление отношениями с клиентом – это разносторонний процесс, обеспечивающий тесную интеграцию всех областей деятельности фирмы и ее цепочки поставок, которые «имеют отношение к клиентам» (маркетинг, сбыт, обслуживание клиентов, обработка счетов и т.д.), за счет налаживания взаимодействия между людьми и процессами, как вручную, так и автоматически. Такое определение предполагает, что вся структура фирмы должна ориентироваться на клиента. Однако большинство организаций строятся по функциональному принципу – в них создаются подразделения сбыта, маркетинга, финансов, бухгалтерия и так далее.

Полная перестройка подобной структуры требует очень сложных изменений в культуре производства и организационной динамике. Проще ограничиться лишь группами и функциями, «имеющими отношение к клиенту». Поэтому CRM – это в первую очередь набор приложений с единой логической структурой, являющийся надстройкой над ERP системой, интегрированной в корпоративную информационную среду компании.

В настоящее время CRM системы являются наиболее востребованными в таких отраслях, как телекоммуникации, банковское дело, страхование. В этих отраслях компании должны хранить актуальную информацию по большому числу клиентов, отслеживать их операции. Количество клиентов у промышленных предприятий существенно меньшее, поэтому они имеют слабо мотивированный спрос на CRM системы.

PRM (Partner Relationship Management, управление взаимоотношениями с партнерами – объединяет набор систем, обеспечивающих повышение эффективности процессов взаимодействия с партнерами в области продаж, маркетинга, поставок и обслуживания за счет интеграции различных аспектов партнерской деятельности в единую систему. Данные системы реализуются в различных приложениях для автоматизации и оптимизации указанных процессов. PRM представляет собой:

· Средство коммуникации с партнерами, обеспечивающее сотрудничающие стороны необходимой информацией для эффективного обслуживания клиентов.

· Оптимизация финансовых потоков за счет интеграции информации о заказах с маркетингом, продажами и производством.

· Аналитический инструмент для анализа деятельности партнеров.

Считается, что при правильной реализации концепция CRM/PRM дает компании существенные конкурентные преимущества:

· Сокращение времени обработки заказа на закупку за счет единой базы данных по клиентам и партнерам компании и в результате контроля за исполнением заказов.Количественный параметр.

· Сокращение затрат на обработку заказ на закупку достигается за счет сокращения времени обработки заказа и минимизации возможных ошибок при формировании заявки. Использование ИС обеспечивает повышение объема и качества данных по выгодности поставщиков и каналов закупки. Количественный параметр.

· Сокращение отклонения от графика поставки достигается за счет возможности контролировать состояние заказанных продуктов и услуг на любой стадии исполнения заказа.Качественный параметр.

· Исключение недопустимых заказов, то есть заказов, не соответствующих ресурсам предприятия достигается за счет увеличения объема и повышения качества данных по выгодности покупателей и каналов сбыта. Качественный параметр.

Наши рекомендации