Вопрос 34. Профессиональная этика аудиторов и их взаимоотношения с заказчиками аудиторских услуг

Каждый аудитор должен принимать все меры для создания и поддержания доверия и уважения к своей профессии, защищать нравственные, моральные ценности от всех возможных нарушений и посягательств. Этика — это система норм нравственного поведения человека, какого-либо класса, общественной или профессиональной группы людей.

Нормы профессиональной этики аудитора – это сложившиеся и широко применяемые правила аудиторов и аудиторских организаций. Согласно Национальным правилам аудиторской деятельности «Профессиональная этика лиц, оказывающих аудиторские услуги» №189 при оказании аудиторских услуг необходимо соблюдать следующие принципы: честности, объективности, профессиональной компетенции и должной тщательности; профессиональности поведения, конфиденциальности.

Честность и объективность заключается в соблюдении аудитором общих норм морали, а также в применении непредвзятости и беспристрастности при составлении аудиторского заключения.

Профессиональная компетентность заключается в том, что аудитор обязан обладать необходимой профессиональной квалификацией, позволяющей ему обеспечивать качественное проведение аудита. Аудитор не должен оказывать субъектам каких-либо услуг, если он не обладает достаточной квалификацией в данной области или не уверен в правильности своих рекомендаций. Работая с субъектом, аудитор обязан использовать все свои знания и опыт и быть в курсе последних изменений законодательства в области бухгалтерского учета, налогообложения и других вопросов, касающихся деятельности аудируемого субъекта.

Профессиональное поведение заключается в соблюдении приоритета общественных интересов, а также в том, что аудитор не должен совершать действия, дискредитирующие его профессию.

Конфиденциальность заключается в обеспечении аудиторской организацией (аудитором) сохранности документов, получаемых или составляемых в ходе аудита, в отказе от передачи их третьим лицам без согласия проверяемого субъекта и неразглашении содержащихся в них сведений, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством Республики Беларусь или оговоренных договором. Соблюдение принципа конфиденциальности обязательно и не зависит от продолжения или прекращения отношений с субъектом.

Аудиторская организация (аудитор) не вправе использовать в своих интересах или в интересах третьих лиц полученную в ходе аудита конфиденциальную информацию о деятельности проверяемого субъекта.

Аудитор должен планировать и проводить работу с определенной долей профессионального скептицизма, сознавая, что всегда могут существовать обстоятельства, влекущие за собой искажение финансовой отчетности по отдельным важным параметрам, а получаемые аудиторские доказательства и информация о субъекте могут быть неверными.

Вопрос 35-36. Стандартизация аудиторской деятельности. Внешние и внутренние аудиторские стандарты. Национальные правила аудиторской деятельности (стандарты аудита)

Аудиторская работа строится на основе стандартов (правил), в которых содержатся основные методологические принципы, используемые аудиторами в процессе подготовки к аудиту, для получения аудиторских доказательств и при документальном оформлении аудита.

Стандарты аудита не являются подробными правилами и нормативами, охватывающими всю аудиторскую работу. Они являются общими руководящими материалами в выполнении аудиторами их обязанностей по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности и содержат только лишь общие принципы, определяющие процесс подготовки к аудиту, его проведение и документальное оформление результатов аудита.

Основная цель аудиторских стандартов - обеспечить всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг однообразным пониманием основных принципов и целей аудита, прав и обязанностей аудитора, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения.

По принадлежности стандарты подразделяются на внешние и внутренние. Внешние стандарты определяют организацию аудиторской деятельности, являются основным элементом системы ее нормативного регулирования. Внутренние стандарты разрабатываются в аудиторских фирмах для различных целей.

Внешние аудиторские стандарты могут быть международными и национальными.

Международные стандарты аудита выпускает Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants — IРАС), в которую входят национальные бухгалтерские организации свыше 90 стран мира. Ею разработано более 40 стандартов, которые рекомендуется использовать при разработке национальных стандартов.

Национальные стандарты разрабатываются с целью учесть особенности экономики страны, в которой они применяются.

В Законе Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» №56-З указано, что правила аудиторской деятельности включают:

- национальные правила аудиторской деятельности;

- внутренние правила аудиторской деятельности аудиторского объединения;

- внутренние правила аудиторской деятельности аудиторской организации, аудитора – ИП.

Национальные правила аудиторской деятельности – принятые Министерством финансов РБ нормативные правовые акты РБ, устанавливающие требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулирующие иные вопросы, предусмотренные Законом РБ «Об аудиторской деятельности».

Внутренние правила аудиторской деятельности аудиторского объединения, аудиторских организаций, аудитора – ИП являются обязательными, являющихся членами этого аудиторского объединения и не должны противоречить национальным правилам аудиторской деятельности РБ.

В Республике Беларусь разработка национальных стандартов аудита началась Аудиторской палатой в 1994 г. Было разработано и утверждено четыре стандарта аудиторской деятельности, но в связи с тем, что они не были зарегистрированы в установленном порядке, с 2000г. Министерство финансов РБ приступило к разработке республиканских правил аудиторской деятельности.

Национальные правила аудиторской деятельности (НПАД) являются обязательными для аудиторской организации и аудиторов – ИП, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, которые носят рекомендательный характер.

В настоящее время в Республике Беларусь утверждено Министерством финансов РБ 37 Национальных правил аудиторской деятельности, текст которых размещен на официальном сайте Министерства финансов РБ: minfin.gov.by. (на практических занятиях названия)

Вопрос 37. Планирование аудита.

Аудитор должен тщательно планировать, контролировать свою деятельность, вести ее учет. Планирование является начальным этапом проведения аудита и состоит из разработки общего плана с указанием ожидаемого объема работ и сроков проведения аудита, а также аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудитором объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, и осуществляется в соответствии с НПАД «Планирование аудита», утвержденным постановлением Министерства финансов РБ №81.

Планирование должно обеспечить получение необходимой информации о состоянии бухгалтерского учета, отчетности и эффективности внутреннего контроля; определение содержания, времени проведения и объема контрольных процедур, подлежащих выполнению.

При планировании состава специалистов, необходимых для проведения аудита, аудиторская организация должна учитывать бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита; предусмотренные договором сроки проведения аудиторской проверки; квалификационный уровень членов аудиторской группы, проводящей данную проверку.

Согласно НПАД «Планирование аудита» процесс планирования неотделим от процесса проведения аудита, и состоит из следующих этапов:

предварительное планирование;

разработку общей стратегии аудита;

составление плана аудита;

внесение изменений в план в ходе аудита;

осуществление руководства и контроля;

документирование действий, связанных с составлением и изменениями стратегии и плана аудита.

Процесс планирования начинается с подготовительной работы по аудиторскому заданию. До заключения договора оказания аудиторских услуг аудиторская организация должна:

убедиться в том, что сохраняет независимость по отношению к аудируемому лицу и (или) заказчику аудита и способна принять аудиторское задание;

обсудить с заказчиком объект и цель аудита, а также этапы его проведения; получить с согласия аудируемого лица информацию, которая необходима для понимания его финансовой и хозяйственной деятельности и оказывает влияние на данные его бухгалтерской (финансовой) отчетности;

оценить возможность проведения аудита у данного аудируемого лица и по результатам такой оценки принять решение о его проведении либо обоснованно отказаться.

Аудиторская организация должна разработать и документально оформить общую стратегию аудита, которая будет определять его объем, сроки проведения и направления работы, а также содержать указания по разработке детального плана аудита. Согласно НПАД «Планирование аудита» общая стратегия аудита – это документально оформленные основные решения аудиторской организации по предполагаемому объему аудита, временным рамкам его проведения и основным направлениям работы. Объем аудита – это совокупность аудиторских процедур, которые необходимы для достижения целей аудита при определенных обстоятельствах его проведению.

После определения общей стратегии аудита аудиторская организация разрабатывает и документально оформляет план аудита. Согласно НПАД Планирование аудита» план аудита – это документ, составляемый аудиторской организацией и содержащий описание характера, сроков и объема аудиторских процедур, которые необходимо выполнить для получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств достоверности проверяемой информации, соответствия законодательству финансово-хозяйственных операций, совершаемых аудируемым лицом, а также снижения аудиторского риска до приемлемого уровня.

Форма документов по общей стратегии и плану аудита разрабатывается аудиторской организацией самостоятельно и должна быть предусмотрена правилами аудиторской деятельности аудиторской организации.

Наши рекомендации