Источники финансового права. Источники ФП это способы внешнего выражения финансово-правовых норм

Источники ФП это способы внешнего выражения финансово-правовых норм. Характерен трех уровневый состав. Основа всех источников - конституция РФ, на основе которой принимаются конституции, уставы субъектов и МО.

Следующий уровень источников - нормативно правовые нормы, которые являются результатом нормотворчества гос. органов и органов МСУ.

Во-первых, это законодательные акты РФ (- ФКЗ "О правительстве РФ"; - ФЗ, - кодексы). Во-вторых законодательные акты субъектов РФ.

Следующий уровень - подзаконные акты, указы президента РФ( указы «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля» от 25 июля 1996 г., «О неотложных мерах по обеспечению финансовой стабилизации в стране» от 16 июля 1998 г, «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации» от 14 мая 1998 г.), постановление правительства РФ(постановления, регулирующие основные условия выпуска и обращения государственных ценных бумаг, устанавливающие ставки таможенных пошлин и т.п.), акты финансово кредитных органов (основное место занимают приказы Министерства финансов), акты органов исполнительной власти субъектов РФ и МСУ.

Следующий уровень - общепризнанные нормы и принципы международных договоров (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан от 2 марта 1994 г. «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества»).

8 Финансово-правовые нормы: общая характеристика.

Финансово-правовая норма представляет собой установленная государством и обеспеченная мерами государственного принуждения правила поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований.

Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.

Это выражается в особенностях:

а) содержания финансово-правовых норм;

б) характера установленных в них предписаний;

в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;

г) порядка защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических- обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Эти права и обязанности направлены на обеспечение в целом ин-тересов государства и муниципальных образований, а также интересов каждого из участников финансовых отношений, в том числе предприятий всех форм собственности, граждан.

В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая основа. Единство финансов получила правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав его финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев. В результате бюджетная система, государственный, муниципальный и банковский кредит, организация страхования получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.

Особенности нормы обеспеченные предметом регулирования:

- целевое назначение данной нормы;

- финансово правовые нормы редко возникают как фактические;

- это есть средство реализации публичных, а не частных интересов;

- нестабильность финансового правовых норм;

- реализация большинства финансово правовых норм является политически направлено.

Особенности, зависящие от метода правового регулирования:

- в большинстве фин. правовые нормы являются обязывающими;

- значительную часть ФПН составляют компетенционные нормы;

- управомачивающие ФПН в большинстве случаев вторичными, производными по отношению к обязывающим.

Санкции несут имущественно денежный характер.

Как правило – это штраф и пеня.

Вторая особенность санкции - одновременно к нарушителю могут применяться, как карательные санкции, так и правовосстановительные (т.е. одновременно штраф и пеня).

Денежные средства, которые поступают, в результате применения этих санкций, в муниципальный или гос. бюджет.

Наши рекомендации