Формы выражения (источники) административно-правовых норм.

АП нормы практически находятся в юридических актах. Подобные акты могут издавать различные органы гос. власти. К их числу относятся: 1) Конституция РБ; 2) законы РБ; 3) нормативные акты Президента РБ и Администрации Президента РБ; нормативные постановления Совета Министров РБ; 4) нормативные акты местных исполнительных и распорядительных органов; 5) нормативные акты республиканских органов; 6) межгосударственные соглашения; 7) нормативные акты руководителей гос. объединений, предприятий, учреждений.

Конституция РБ является источником лишь в той части, нормы которой имеют административно-правовую направленность. Например, нормы, закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления; норы, регулирующие вопросы формирования, полномочий и деятельности органов в сфере гос. управления.

Законы – важный источник АП норм. Законов, содержащих нормы АП достаточно много. Например законы «О Совете Министров РБ и подчиненных ему гос органах», «О Национальной академии наук Беларуси». Среди них важное место занимают кодексы, имеющие статус законов, например, Кодекс РБ об административных правонарушениях, Таможенный кодекс РБ, Водный кодекс РБ. Трудовой кодекс РБ и др. Трудовой кодекс – фундамент трудового права, но нем наличествуют и нормы административного права.

Нормативные акты Президента, это в первую очередь декреты. Могут быть нормативными и содержать нормы АП и указы Президента РБ.

Из постановлений Правительства РБ к источникам АП относятся те, которые содержат такие АП нормы.

К актам республиканских органов гос. управления относят приказы. постановления. инструкции, методические указания, отраслевые стандарты, указания и др. Нормативные акты республиканских органов могут иметь общий характер, т.е. распространять свое действие как на организации. так и на граждан, надведомственный, т.е. распространяться на организации независимо от их подчиненности, и ведомственный, т.е. иметь юр. значимость только в своей системе.

Акты местных Советов и местных исполнительных и распорядительных органов также являются источниками АП норм. Например, решение Минского горисполкома «Об учреждении премий Минского горисполкома для учащихся детских школ искусства города» является таковым, т.к. оно содержит нормы АП.

Источниками норм АП могут быть нормативные акты руководителей гос. объединений, предприятий, учреждений и организаций.

Система АП.

Система АП – внутреннее его строение, состоящее из последовательно расположенных взаимосвязанных компонентов правовых институтов.

Правовой институт – это совокупность АП норм, регулирующих относительно самостоятельную однородную группу управленческих общественных отношений. В правовом институте могут быть нормы одного или разных видов: обязывающие. запрещающие. уполномочивающие, рекомендательные, дефинитивные. содержащие комплекс аспектов правового регулирования определенной совокупности управленческих общественных отношений.

АП – крупная и сложная отрасль права, поэтому она имеет и подотрасли права. Подотрасль права – это общность правовых норм, регламентирующих более широкий, чем правой институт, специфический вид управленческих отношений. Подотрасль состоит их институтов, определяющих ее содержание и характерные особенности.

Система АП – это совокупность находящихся в органической связи институтов, подотраслей, расположенных в определенной логической взаимосвязанной последовательности, образующая целостность и единство отрасли права.

АП делят на общую и особенную части. В общую часть включают нормы, регламентирующее основные принципы государственного управления, правовое положение субъектов АП, формы и методы управленческой деятельности, административный процесс, способы обеспечения законности и дисциплины в гос. управлении. В особенную часть входят нормы, регулирующие организацию управления в той или иной отрасли или сфере.

Нормы АП можно разделить на четыре части. В первую часть включить институты:

1) определяющие правовой статус граждан в сфере гос. управления;

2) определяющие правовой статус негосударственных организаций в сфере гос. управления;

3) определяющие правовой статус государственных органов в сфере гос. управления;

4) определяющие правовой статус гос. служащих;

5) обеспечивающие контроль за субъектами АП.

Во второй части объединить нормы, регулирующие ответственность по АП. В третьей части расположить нормы административного процесса. В четвертую часть включить нормы, определяющие административно-правовые основы управления экономикой. социально-культурной, административно-политической и иными сферами. Каждая часть состоит из соответствующих правовых институтов.

7. Административное право как наука и учебная дисциплина.

АП как наука выступает как совокупность правовых норм, которыми регламентируются управленческие общественные отношения. АП как учебная дисциплина следует воспринимать как наука об АП, которая занимается исследованием норм АП, их систематизацией, определением места и роли в общественном развитии и правовом механизме.

Наука АП – это поиск наилучших вариантов формулирования норм административного права, их применения, классификация и систематизация этих норм.

Наука АП – составная часть белорусской юр. науки, ее отдельной отраслью.

Предмет науки АП – совокупность действующих юр. норм. Она рассматривает АП в динамике, каким оно было в прошлом и каким оно должно быть в будущем. Предмет науки АП состоит из нескольких частей:

1) АП нормы;

2) АП отношения;

3) АП категории;

4) практика применения норм АП.

Наука АП тесно связана с другими юр. науками (с ОТП, теорией КП). АП исследования способствуют развитию наук финансового, экологического, муниципального права.

АП как учебная дисциплина выступает в учебниках, учебных пособиях, в лекциях, учебных комплексах, программах. Учебная дисциплина базируется на науке АП, ее содержание зависит от достижений науки, от того, насколько полно исследованы учеными АП нормы и отношения. В науке могут быть пробелы или недостаточная исследованность определенных вопросов, АП явлений. Но в учебном курсе они должны быть изложении и освещены, охвачены все вопросы, предусмотренные программами, чтобы учащийся мог получить весь комплекс знаний.

В учебниках освещаются не все вопросы, получившие научное исследование. В нем должны найти отражение в первую очередь вопросы, которые представляют наибольшую значимость для студентов, учащихся.

Наши рекомендации