Вторая книга. процесс обращения капитала 297

С другой стороны, масса денег зависит от различия оборотов различных капиталов, главным же образом от времени производ­ства, требуемого для производства товара, а следовательно, от времени приведения его в состояние готовности для рынка, от того насколько быстро деньги, необходимые для выплаты зара­ботной платы, постоянно притекают обратно вследствие продажи товаров. В соответствии с этим в различных отраслях произ­водства резервный капитал (для переменного капитала) должен быть в больших или меньших размерах. Но, абстрагируясь от этих различий, и здесь необходим известный резервный капи­тал в форме денег, для уравновешивания функции таким обра­зом, чтобы капиталист был в состоянии выдержать обычные перебои в продаже, в поступлениях платежей и т. д. и все-таки постоянно и непрерывно авансировать переменный капитал в форме денег.

Впрочем, в непрерывном процессе производства постоянно образуется такой резервный денежный капитал, так как, напри­мер, сегодня получены платежи, а производить очередные пла­тежи надо будет позднее, сегодня продана большая масса товара, а снова покупать большую массу товаров придется позд­нее; следовательно, в эти интервалы часть оборотного капи­тала постоянно существует в денежной форме.

Третья разновидность резервного денежного капитала обра­зуется в результате обратного превращения в капитал превра­щенной в деньги прибавочной стоимости, следовательно, вообще в результате вложения нового добавочного капитала, кото­рый, например, ждет своего применения или зачастую по мере того как он постепенно расходуется как капитал и таким обра­зом вступает в функционирование. (В качестве денег он тем временем может функционировать для других капиталов.) То же самое происходит ditto * и в том случае, если капиталы, после того как они ликвидированы, извлекаются из старой отрасли производства, и тогда наступает интервал, в течение которого они представляют собой незанятый денежный капитал.

Две характерные формы денежного капитала

1) Одна часть товарного капитала какой-либо страны обме­нивается ежегодно на золото и серебро стран, обладающих золотыми и серебряными приисками. (Или даже, если невоз­можен никакой другой выгодный оборот денежных сумм, она обменивается на золото и серебро стран, не обладающих

* — танже. Ред.



К. МАРКС

приисками.) В качестве денежного материала золото и серебро сами по себе обладают дееспособностью капиталов, в первую оче­редь — денежных капиталов. Более подробное рассмотрение этого вопроса относится к главе IV книги III (если этот вопрос вообще будет рассмотрен в этой работе).

[39] 2) Ценные бумаги как форма существования денежного капитала.

Смотри об этом также § 3 настоящей главы.

[40] Поскольку Т — Д — Т равнозначен взаимной купле и продаже товаров между капиталистами или переплетению мета­морфозов различных их товарных капиталов, то Д обращается в качестве средства обращения капиталов: оно опосредствует обмен одного товарного капитала на другой.

Но Т', товарный капитал, который выходит из процесса производства, чреват прибавочной стоимостью. 7" является возросшим капиталом именно потому, что оно равно стоимости авансированного капитала плюс прибавочная стоимость. По­скольку Т' продается, приобретает денежную форму, то одна часть этой денежной суммы представляет первоначально аван­сированный капитал, другая — прибавочную стоимость. Эта прибавочная стоимость может быть обратно превращена в капи­тал, накопляться. Хотя и совершается этот акт, он не имеет значения для исследования в данный момент, так как капитал представляет процесс Д — Т — Д'. (То есть это то же самое, как если бы мы рассматривали форму, в которой новый капитал, следовательно, прежде всего, в форме денежного капитала, вкладывается или авансируется.) Здесь представляет интерес лишь следующее: одна часть денег, которая, возможно, до сих пор находилась в обращении в качестве просто денег [currency], теперь снова выбрасывается в обращение, но уже в качестве денежного капитала. (Возможно также, что действительно доба­вочные золото и серебро или банкноты превращают определен­ную часть прибавочной стоимости в деньги.) Единственный пункт, на который в настоящее время следует обратить внима­ние, это — функция одних и тех же денег в процессе обраще­ния, выступающих попеременно, сначала в качестве денежного капитала, а затем опять в качестве денег, или простого средства обращения.

Другая часть прибавочной стоимости расходуется как доход капиталистом, до сих пор представляющим нам всех своих со­братьев, которые вместе с ним растрачивают эту прибавочную стоимость, или вместе с которыми он позднее должен ее делить. Эта часть не превращается обратно в капитал и не входит в об­ращение этого капитала. Если мы возьмем этот исходный пункт,

ВТОРАЯ КНИГА. ПРОЦЕСС ОБРАЩЕНИЯ КАПИТАЛА



Т — Д — Т', то это есть простое товарное обращение, а именно, определенная доля товарной массы, представляющая собой пред­назначенную для потребления часть прибавочной стоимости и превращающуюся в деньги для того, чтобы на эти деньги были куплены жизненные средства. Деньги функционируют здесь только как монета, средство обращения, и входят в общее обра­щение после того, как они все же до этого послужили тому, чтобы придать товарному капиталу (который чреват прибавоч­ной стоимостью) его денежную форму. (Например, фабрикант продает на 1 000 ф. ст. пряжи, из которых 100 ф. ст. есть при­бавочная стоимость, а из этих 100, скажем, 50 ф. ст. расходуются как доход. На эти 1 000 ф. ст. он получает чек и передает его своему собственному банкиру. Из банка он изымает 50 ф. ст. в соверенах или в пятифуптовых банкнотах на свои личные рас­ходы. Это не та же самая категория денег, которая должна выполнять обе функции.) Известная часть денег, в которых представляется товарный капитал после его продажи, расхо­дуется в форме монеты на то, чтобы купить жизненные средства. Как авансированный капитал лишь постепенно увеличивает свою стоимость, так и та часть прибавочной стоимости, которая должна быть израсходована в качестве дохода, постепенно изымается и расходуется, а часть, необходимая для ее превра­щения в деньги, постоянно изымается из обращения и посто­янно мало-помалу бросается в него обратно. Там, где оборот капитала продолжается длительное время, например, свыше года, там этот доход авансируется заранее, так как нужно питаться. Таким образом, в обращение бросается также и та часть капитала, которая превращает доход в деньги.

Однако мы еще не закончили с этой формой Т' — Д — Т, поскольку она для капитала А, который мы здесь рассматри­ваем в качестве примера, есть всего лишь расходование части его товаров на лргчное потребление и Д представляет здесь поэтому только монету, или обращается как таковая. Это Д способствует одновременно тому, чтобы придать денежную форму второму Т, жизненным средствам, из которых состоит товарный капитал капиталиста В. Продавать жизненные сред­ства непосредственно потребителю должен розничный торговец. Монета извлекается им, следовательно, из обращения в каче­стве денежной формы его капитала. Простую разменную монету, которую он получает, мы можем предположить, он постоянно таким же образом расходует, или постоянно получает от публики в качестве средства размена и возвращает в виде сдачи с совере­нов и т. д. Монеты, по мере их поступления, он отправляет банкиру, а когда он сам должен производить значительные



К. МАРКС

платежи, то выписывает чек на своего банкира, который платит опять-таки чеком или банкнотами. Однако те же самые монеты изымаются у того же банкира индивидами, чьи деньги, которыми они реализуют свой доход, лежат у банкира, и таким образом эти монеты снова бросаются в обращение и снова возвращаются к розничному торговцу.

[41] 2) ВРЕМЯ ОБРАЩЕНИЯ

Процесс обращения товарного капитала — Т' — Д — Т — протекает во времени и пространстве.

Обращение в пространстве сводится к транспортировке товаров, идет ли речь о том, что произведенный товар транс­портируется для продажи на рынок, или же о том, что он поку­пается на месте своего производства, чтобы войти в процесс воспроизводства. С одной стороны, транспортная индустрия составляет собственную отрасль производства, а примененный в этой отрасли капитал — одно из крупных подразделений производительного капитала. Но, с другой стороны, она отли­чается от прочих отраслей промышленности тем, что является продолжением (определенного) процесса производства в преде­лах процесса обращения и для процесса обращения. С этой точки зрения она играет определенную роль в издержках обра­щения. (См. § 4 этой главы.)

Здесь нам надлежит рассмотреть прежде всего абстрактный момент, необходимо вытекающий из метаморфоза товара, и по­скольку это последовательное прохождение различных фаз (которые продолжаются в течение большего или меньшего вре­мени, как, например, переход товара из одних рук в другие) имеет, как и любое движение, своей мерой время, то мы изме­ряем это движение количественно.

Пространственный момент, перемещение, которое является физическим условием этого процесса, сводится с этой точки зрения просто к временному моменту. Отдаленность рынков, отделение места продажи товара от места его производства важны здесь лишь постольку, поскольку тем самым затрачи­вается и определяется время, в течение которого продолжается одна из различных стадий. Пространственное определение вы­ступает здесь само в качестве определения временного, в каче­стве момента времени обращения, и только с этой точки зрения нужно будет в этом разделе принимать его во внимание.

Время, которое требуется товарному капиталу для того, чтобы совершить Т' — Д — Т, чтобы быть проданным, превра­титься в деньги, а из денег снова превратиться в условия своего

ётоРая Книга, процесс оёращенйя капитала 301

воспроизводства, в факторы своего производства, мы называем его временем обращения. Оно, очевидно, заключено в пределах собственно сферы обращения, сферы, в которой капитал функцио­нирует в качестве товарного капитала и денежного капитала. Если мы будем исходить из формы обращения Д — Т — Д или также из формы П — Обр. — П, из денег или из про-

1)цесса производства (лучше — из последнего, так как здесь П —

2)

Т' — Д — Т — П и деньги в обеих фазах процесса обращения не разделены процессом производства, как в первой форме) и если мы предположим далее, что весь капитал выходит из процесса сразу же как товарный капитал, что он превращен в товарный капитал во всей своей совокупности, — это пред­положение действительно для той его части, которая выходит из процесса в качестве товарного капитала; наше предположе­ние, следовательно, состоит в том, что мы ради упрощения абстрагируемся от остальной части, — то процесс воспроизвод­ства, который снова выражает функции капитала как произво­дительного капитала, зависит, очевидно, от большей или мень­шей продолжительности времени обращения, которое, со своей стороны, само является лишь абстрактной мерой большей или меньшей скорости, с которой совершается совокупный мета­морфоз товарного капитала, а потому и его переход из одной фазы, в другую.

Но так как капитал только в процессе производства создает стоимость и увеличивает свою стоимость, производит прибавоч­ную стоимость, то время обращения, измеряющее продолжитель­ность его пребывания в сфере обращения на рынке, а потому и продолжительность его непребывания в сфере производства, измеряет и перерыв процесса производства, время, в течение которого он ни стоимости не создает, ни прибавочной стоимости не производит.

141] Здесь обнаруживается то же самое явление, что и при накоплении (прежде всего, накоплении в форме денежного капитала). Та же самая масса средств обращения постоянно застывает и постоянно собирается, концентрируется и извле­кается из обращения в форме денежного капитала и постоянно разделяется и бросается обратно в обращение в форме денег, средств обращения. Различные формы этих средств обращения, такие как монета, банкноты, банкноты различных наименова­ний и т. д., в зависимости от сферы, в которой они обращаются, относятся к исследованию кредитного дела.

Здесь необходимо сделать только следующее замечание общего характера.

М. и Э., т. 49



К. МАРКС

Так как для капиталистического способа производства характерно то, что весь продукт производится в форме товара, реализуется как товарный капитал и затем опять должен возмещаться другими товарными капиталами, то образуется естественное переплетение метаморфозов капитала, как его формальных, так и реальных метаморфозов; а отсюда и разви­тие денег в качестве средства платежа, образующее естествен­ный базис для развития кредитной системы и кредитных денег в различных их формах. Мы рассматриваем здесь, однако, деньги исключительно 1) как металлические деньги и 2) пре­имущественно в их функции не как средства платежа, а как покупательного средства. И рассматриваем их именно так, во-первых, потому что развитие кредитной системы не входит в область нашего исследования, а скорее, ото наше исследование является предпосылкой исследования развития кредитной си­стемы; во-вторых, потому что при рассмотрении самого кредит­ного дела чисто металлическое обращение должно всегда слу­жить в качестве базиса, следовательно, должно быть предвари­тельно представлено в его чистом виде.

При рассмотрении простого обращения скорость обращения рассматривалась как момент, причины которого не могли быть выведены из самого простого денежного обращения. Теперь обнаруживается, что она обусловливается скоростью метамор­фозов капитала или скоростью процесса его воспроизводства в целом.

В заключение следует сделать еще одно замечание. '

Д — Т — Д, общая форма капитала, представляет денеж­ную форму капитала как исходный и конечный пункт. Но, в от­личие от образования сокровищ, нефункционирующие деньги здесь всегда представляют собой праздно лежащий капитал, а капитал постоянно так же усердно стремится принять денеж­ную форму, как усердно стремится он снова ее сбросить.

[42] Наиболее отчетливо это проявляется в форме П — Обр. - П.

В процессе своего прохождения через товарные метамор­фозы — а время обращения измеряет только продолжительность этого прохождения — товарный капитал превращается из одной формы стоимости в другую, без изменения своей стоимостной величины. Выраженная в совокупной цене товарного капитала сумма стоимости превращается в деньги, в ту же самую денеж­ную сумму, которая уже выражена в его цене идеально; эта денежная сумма превращается, в свою очередь, в другой товар­ный капитал и реализует ту денежную сумму, которая в каче­стве цены выражает стоимость этого товарного капитала. Таким

Наши рекомендации