Организация и порядок деятельности Правительства. Регламент Правительства

Предусмотренные законом и регламентными нормами порядок и организационно-правовые формы осуществления Правительством своих полномочий. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1977 г. «О Правительстве РФ» и Регламентом Правительства деятельность Правительства осуществляется на основе текущих и перспективных программ и планов. Правительство планирует проведение своих заседаний, законопроектную деятельность и осуществление контроля за исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ требований федерального законодательства. Перспективное планирование осуществляется путем принятия программы действий Правительства на определенный период, комплексного плана по ее реализации, федеральных целевых программ и иных актов Правительства.

Заседания Правительства по обыкновению планируются поквартально. Члены Правительства планируют свою деятельность по согласованию с Председателем Правительства, его заместителями, с учетом участия в мероприятиях, проводимых Президентом, в заседаниях Правительства, образуемых Правительством координационных и совещательных органов, палат Федерального Собрания, межправительственных комиссий, коллегий федеральных органов исполнительной власти. Выезд в командировки, в том числе зарубежные, членов Правительства осуществляется на основании решения Правительства либо письменного согласия Председателя Правительства или его заместителя.

Вопросы для рассмотрения на заседаниях Правительства определяются исходя из его полномочий в соответствии с решениями Президента и Правительства. По каждому вопросу и законопроекту указываются федеральные органы исполнительной власти, ответственные за его подготовку. План заседаний Правительства формируется следующим образом. Федеральные органы исполнительной власти не позднее чем за месяц до начала очередного квартала представляют в Правительство разработанные на основе посланий Президента, программ и планов Правительства предложения. Общая характеристика и основные положения предлагаемого к рассмотрению вопроса, форма решения Правительства, перечень соисполнителей для подготовки вопроса к рассмотрению на заседании Правительства, дата рассмотрения на заседании Правительства - предварительно рассматриваются заместителем Председателя Правительства в соответствии с распределением обязанностей и в течение первой недели месяца, предшествующего очередному кварталу, направляются Руководителю Аппарата Правительства с изложением собственного мнения. На основе предложений заместителей Председателя Руководитель Аппарата Правительства в течение второй недели указанного месяца формирует проект плана заседаний Правительства на очередной квартал. Проект плана докладывается Председателю Правительства и по его решению выносится на заседание Правительства. План заседаний утверждается Председателем Правительства. По решению Председателя Правительства на заседаниях рассматриваются дополнительные (внеплановые) вопросы.

Заседание Правительства РФ - это основная организационно-правовая форма обсуждения и принятия Правительством решений по наиболее важным вопросам государственной жизни. Согласно Закону «О Правительстве РФ» исключительно на заседаниях Правительства РФ:

1) принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об его исполнении; о внесении Правительством законопроектов в Государственную Думу; о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ;

2) рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон, программ приватизации федеральной государственной собственности;

3) рассматриваются вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета; заключения подлежащих ратификации международных договоров РФ; приобретения государством акций на суммы, превышающие размеры, установленные Правительством РФ;

4) утверждаются положения о федеральных органах исполнительной власти; регламент Правительства, положение об Аппарате Правительства РФ;

5) устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

6) образуется Президиум Правительства РФ. Заседания Правительства проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры заседают лично. Отдельные вопросы Правительство может рассматривать на своих закрытых заседаниях.

Подготовка и проведение заседаний Правительства осуществляется в соответствии с его Регламентом. Согласно Регламенту очередные заседания Правительства проводятся по утвержденному плану не реже одного раза в месяц. Внеочередные заседания проводятся по мере необходимости. Проект повестки дня заседания Правительства формируется Руководителем Аппарата Правительства по согласованию с заместителем Председателя Правительства и представляется для одобрения Председателю Правительства. Не позднее чем за 5 дней до заседания соответствующие материалы рассылаются его участникам. Повестка дня заседания Правительства утверждается непосредственно на заседании. Заседание Правительства считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов Правительства. Вопросы на заседании рассматриваются с обязательным участием федерального министра, иного руководителя федерального органа исполнительной власти, к ведению которого относится рассматриваемый вопрос. Заседания Правительства проходят под руководством Председателя, а в его отсутствие заседание проводит один из заместителей Председателя. На заседаниях решения принимаются, как правило, общим согласием. По решению председательствующего может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов Правительства. При равенстве голосов решающим является голос Председателя Правительства. Согласно Регламенту время для докладов устанавливается председательствующим, приглашенные на заседания могут выступать в прениях, вносить предложения, делать замечания, давать справки по существу обсуждаемых вопросов. Присутствие представителей средств массовой информации на заседаниях Правительства организуется в порядке, определяемом Руководителем Аппарата Правительства. Наряду с открытыми могут проводиться и закрытые заседания (закрытое обсуждение отдельных вопросов). Решения, принятые на заседании, оформляются протоколом. Протокол оформляется Аппаратом Правительства и подписывается председательствующим на заседании.

Проведение заседаний Правительства под председательством Президента страны именуется официальным заседанием Правительства. Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» устанавливает, что Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и на заседаниях Президиума Правительства РФ (ст. 31)*1.

_____

*1. Наряду с понятием «официальное заседание Правительства» в государствоведческой лексике используется сходное с этим понятие «расширенное заседание Правительства». В расширенном заседании федерального Правительства кроме членов Правительства принимают участие представители иных федеральных органов государственной власти, руководители палат Федерального Собрания, главы администраций (губернаторы, президенты) субъектов РФ. В нем может принимать участие и Президент РФ, не председательствуя на нем.

Регламент Правительства. Представляет нормативный правовой акт, устанавливающий основные правила организации высшего федерального органа исполнительной власти по реализации его конституционных полномочий. Регламент Правительства утвержден постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. (в редакции постановления Правительства РФ от 5 октября 2000 г.). Структурно Регламент состоит из 9 разделов, объединяющих 132 статьи: Общие положения; Планирование и организация работы Правительства; Порядок исполнения поручений, содержащихся в актах Правительства, протоколах заседаний Правительства, а также поручений Президента РФ, Председателя Правительства и его заместителей; Порядок внесения в Правительство и рассмотрения проектов актов; Координационные и совещательные органы, образуемые Правительством; Законопроектная деятельность Правительства; Порядок участия Правительства в деятельности Федерального Собрания; Порядок взаимоотношения Правительства с органами судебной власти; Порядок работы с обращениями граждан.

Наши рекомендации