Методические указания по освоению дисциплины

14.1 Приступая к изучению финансового менеджмента, студент должен обладать необходимыми и достаточными знаниями по экономике предприятий, теории финансов, финансов отраслей народного хозяйства, денежному обращению и кредиту, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, анализу хозяйственной деятельности, финансам предприятий, налоговой системе, статистике финансов, методам финансовых расчетов (финансовой математике ).

При изучении финансового менеджмента студент должен сформировать представление о роли финансовых ресурсов в деятельности любого хозяйствующего субъекта.

Знание данной дисциплины предполагает владение основными понятиями и определениями, а также умение проиллюстрировать все это на примерах. При этом обращается внимание на очень важное для экономиста требование, как четкое умение вести расчеты, а главное грамотно анализировать и обосновывать их. Чтобы соответствовать этому требованию, студенту необходимо больше уделять внимание изучению не только лекционного материала, но и дополнительной специальной литературы, законодательства, материалов финансовой практики.

Для более эффективной работы с источниками студенту предлагается осуществлять конспектирование рекомендованной литературы.

Методика изучения дисциплины основана на сочетании лекционных, практических (семинаров), индивидуальных занятий, самостоятельной работы студентов и завершается итоговым экзаменом по дисциплине.

14.2 Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных тем курса, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне.

Практические занятия являются аудиторными, проводятся по заранее известным темам. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике.

14.3 Большое значение уделяется формированию у студента умения ориентироваться в действующем финансовом законодательстве. Для этого, прежде всего, студент должен отслеживать изменения в налоговом, бюджетном кодексах. При подготовке к практическим занятиям рекомендуется просматривать действующую на момент изучения редакцию того или иного нормативного акта.

Следует также помнить о том, что, изучая «Финансовый менеджмент» вы не только используете уже изученный материал, но и работаете на будущее.

14.4 На практических занятиях студентам предстоит решать ситуационные задания, которые разрабатываются преподавателем в соответствии с темой занятия, участвовать в играх, самостоятельно решать поставленные перед ними задачи.

Анализ конкретных ситуаций (в процессе изучения данной дисциплины) позволяет обучающимся выработать умения, необходимые в практической деятельности, развивает у них аналитические способности, навыки логического мышления, поиска соответствующей информации, анализа и оценки фактов и выработки альтернативных решений, эффективной межличностной и групповой коммуникации.

14.5 Индивидуальные занятия предполагают работу каждого студента по индивидуальному (групповому) заданию и личный устный или письменный отчет по нему перед преподавателем.

14.6 Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).

Самостоятельная работа предназначена для самостоятельного ознакомления студента с дидактическими единицами курса по рекомендованным преподавателем материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу в соответствии с часами, предусмотренными тематическим планом курса на самостоятельную работу студентов. Обучение в ВУЗе включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому СРС должна стать эффективной и целенаправленной работой студента.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Задачами СРС являются:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

- углубление и расширение теоретических знаний;

- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие исследовательских умений;

- использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

Основные формы организации СРС:

- Аудиторная СРС под руководством и контролем преподавателя: на лекции; на практических занятиях; на семинарских занятиях; на консультациях.

- Внеаудиторная СРС под руководством и контролем преподавателя: дополнительные занятия; текущие консультации по дисциплинам; консультации по контрольным работам; учебно-исследовательская работа.

- Внеаудиторная СРС без руководства преподавателя: подготовка к аудиторным занятиям; подготовка к итоговому контролю знаний (экзамену/зачету), изучение теоретического материала; выполнение контрольных работ; работа в Интернете; подготовка к докладу (реферату/эссе); подготовка к олимпиаде; подготовка к конкурсу; написание реферата; другие виды.

14.7 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и итогового контроля освоения дисциплины.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения всех видов занятий.

Промежуточный контроль предназначен для практической комплексной оценки освоения тем курса и осуществляется путем подготовки студентами ответов на заданные вопросы. Промежуточный контроль осуществляется в письменной и в устной формах. Видами промежуточного контроля являются контрольные работы (тестирование), проводимые по окончании работы над дидактической единицей на занятиях и коллоквиум.

Итоговый контроль осуществляется на экзамене (зачете), где студенты должны показать умение использовать знания, полученные на аудиторных занятиях и в ходе самостоятельной подготовки, продемонстрировать навыки решения практических ситуаций.

14.8 Учебную деятельность студентов преподавать оценивает по следующим критериям.

Оценка «отлично» ставится, если студент строит ответ логично в соответствии с планом, показывает максимально глубокие знания профессиональных терминов, понятий, категорий, концепций и теорий. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры. Обнаруживает способность анализа в освещении различных концепций. Делает содержательные выводы. Демонстрирует знание специальной литературы в рамках учебного методического комплекса и дополнительных источников информации. Имеет место высокий уровень выполнения контрольных и самостоятельных работ в течение учебного процесса.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если ответ недостаточно логически выстроен, план ответа соблюдается непоследовательно. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии профессиональных понятий. Выдвигаемые положения декларируются, но недостаточно аргументированы. Ответ носит преимущественно теоретический характер, примеры ограничены, либо отсутствуют. Имеет место низкий уровень выполнения контрольных и самостоятельных работ в течение учебного процесса.

Оценка «неудовлетворительно» ставится при условии недостаточного раскрытия профессиональных понятий, категорий, концепций, теорий. Студент проявляет стремление подменить научное обоснование проблем рассуждениями обыденно-повседневного бытового характера. Ответ содержит ряд серьезных неточностей. Выводы поверхностны. Имеет место очень низкий уровень выполнения лабораторных, контрольных и самостоятельных работ в течение учебного процесса.

Наши рекомендации