Порядок прохождения производственной практики.

УДК 336.22

ББК У9 (2) 261.41

Л975

Т.М. Ляпина, Н.Г. Медведева. Производственная практика. Учебно-методический комплекс.Программа производственной практики. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. 22 с.

Программа производственной практики включает в себя цель, задачи, содержание практики, а также структуру и содержание отчета производственной практики. В программе описан порядок прохождения практики. Даны рекомендации по подготовке к защите отчета по производственной практике.

Программа опубликована на сайте ТюмГУ: Производственная практика (электронный ресурс) / Режим доступа: http: www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией Института Государства и права. Одобрено Учебно-методической секцией Ученого Совета ТюмГУ.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Т.М. Ляпина, канд. экон. наук, доцент

РЕЦЕНЗЕНТЫ: Е.Б. Жаркова, заместитель

руководителя УФНС России по

Тюменской области, советник

Государственной гражданской Службы

по РФ первого класса

Д.Г. Бачурин, канд. юрид. наук, доцент

кафедры «Налоги и налогообложение»

Института государства и права

Тюменского государственного

университета

© Тюменский государственный университет, 2008.

© Издательство Тюменского государственного университета, 2008.

© Т.М. Ляпина, Н.Г. Медведева, 2008.

Содержание.

1. Общие требования……………………………………………………………..4

2. Содержание производственной практики…………………………………6

3. Порядок прохождения производственной практики…………………….16

4. Структура и содержание отчета по производственной практике…….18

Общие требования

Как указывается в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности 080107.65 «Налоги и налогообложение», производственная практика является обязательным компонентом учебного плана для студентов всех форм обучения.

На современном этапе качество подготовки будущего специалиста во многом определяется эффективно организованными видами практик, в первую очередь, производственной практикой.

Ответственность за организацию практики несет высшее учебное заведение.

Производственная практика согласно графику учебного процесса специальности 080107.65 «Налоги и налогообложение» дневного и заочного отделений предусмотрена после окончания 8-го семестра и длится 6 недель. При выборе места практики следует руководствоваться содержанием специализации, а также предполагаемым направлением будущей профессиональной деятельности.

Цель производственной практики в период обучения в вузе – более углубленное изучение материалов отдельных специальных дисциплин и специализаций в налоговых органах, в организациях производственной и финансово-банковской сфер, в научно-исследовательских учреждениях, государственных учреждениях и структурах, а также в компаниях и фирмах различных форм собственности на рабочих местах специалиста по налогообложению.

Поставленная цель определяет следующие задачи производственной практики:

· закрепить знания, полученные в ходе теоретического обучения;

· приобрести практические навыки и умения по избранной специальности;

· расширить представление о будущем месте профессиональной деятельности;

· помочь определиться с направлениями работы над темой выпускной квалификационной работы.

В качестве объектов производственной практики могут являться:

1. Налоговые органы;

2. экономические службы организаций всех форм собственности на должностях, требующих высшего экономического образования, согласно квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному постановлением Минтруда России от 21.08.98 г. № 37;

3. структурные подразделения Минфина РФ в субъектах РФ;

4. Арбитражный суд;

5. ОРЧ при МВД РФ;

6. аудиторские фирмы;

7. организации, имеющие специальное разрешение на оказание услуг по налоговому консультированию.

Содержание производственной практики.

Независимо от специализации и выбранного места прохождения производственной практики необходимо обратить внимание, что содержательная часть производственной практики определяется закреплением знаний по бухгалтерскому и налоговому учету, как основному составляющему элементу подготовки специалиста по специальности 080107.65 «Налоги и налогообложение».

Вместе с тем при организации практики руководителям от кафедры и конкретной организации нужно учитывать специфику деятельности в организациях и учреждениях различных организационно-правовых форм хозяйствования.

В результате прохождения производственной практикив налоговых органах студент должен закрепить следующие знания, навыки и умения:

1. ориентироваться в иерархии подчиненности в управлении налоговыми органами;

2. права и обязанности, структуру ИФНС, УФНС, ФНС;

3. разбираться в порядке постановки налогоплательщиков на налоговый учет;

4. критерии отнесения налогоплательщиков к крупнейшим, традиционным;

5. уметь анализировать налоговую отчетность, предоставляемую налогоплательщиками в налоговые органы;

6. определять основные элементы налогообложения каждого из перечня налогов РФ;

7. выделять тенденции в динамике и структуре налогов на федеральном, региональном, местных уровнях налоговой системы;

8. типичные ошибки налогоплательщиков, возникающие в процессе уплаты налогов;

9. представлять объем и направления работы каждого из отделов ИФНС;

10. уметь объяснить происходящие и предстоящие изменения в налоговом законодательстве;

11. знать направления работы налоговых органов субъекта РФ в зависимости от специализации ИФНС.

Для получения таких умений руководитель практики от организации должен помочь организовать прохождение практики студентом практически по всем отделам ИФНС.

Чтобы получить целостное представление о работе ИФНС, студент должен ознакомиться с работой, прежде всего, таких отделов как отдел ввода информации, отделов камеральных и выездных проверок, отдела работы с налогоплательщиками, а также другими отделами, которые определяются спецификой конкретной ИФНС.

В частности, при прохождении практики в отделе работы с налогоплательщиками студент должен ознакомиться с вопросами:

1. организации работы по предоставлению налогоплательщикам изменений в законодательстве;

2. подготовки ответов на вопросы налогоплательщиков с целью их информирования.

В отделе камеральных или выездных проверок студент должен рассмотреть, например, такие основные направления деятельности ИФНС:

1. Особенности планирования камеральных, выездных налоговых проверок;

2. Организацию камеральных проверок годовой, квартальной и месячной отчетности налогоплательщиков;

3. Особенности организации выездных налоговых проверок;

4. Формы и методы налоговых проверок;

5. Порядок составления справок и актов проверок, решений по результатам налоговых проверок и привлечения налогоплательщиков к ответственности за правонарушения.

Примерные вопросы, которые студент должен рассмотреть более подробно в ходе прохождения практики в ИФНС, представлены в таблице.

Перечень вопросов, которые должны быть представлены студентом в отчете по практике в ИФНС

Наименование отдела Предлагаемые к рассмотрению вопросы
Отдел финансового обеспечения и отдел общего обеспечения. 1. Прием, отправка и обработка корреспонденции. 2. Формирование и ведение архива документов инспекции. 3. Организация работы секретариата руководства инспекции. 4. Массовая печать и размножение документов.  
Юридический отдел 1. Правовая экспертиза документов. 2. Производство, участие и юридическое сопровождение дел о налоговых и административных правонарушениях. 3. Оформление и предъявление в суды общей юрисдикции и арбитражные суды исков по всем основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. Анализ судебной практики и подготовка разъяснений по ее применению.
Отдел по работе с налогоплательщиками 1. Государственная регистрация организаций и физических лиц. 2. Ведение территориального раздела ЕГРЮЛ, ЕГРИП, в том числе анализ полноты и достоверности включенных в реестры сведений. 3. Подготовка и передача в юридический отдел материалов для обеспечения производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах и государственной регистрации. 4. Прием налоговых деклараций и иных документов от налогоплательщиков. 5. Подготовка ответов на письменные запросы налогоплательщиков и т д.
Отдел информационных технологий 1. представление об обеспечении работоспособности аппаратной части, системного и прикладного программного обеспечения общего применения. 2. представление о программно-техническом обеспечении технологических процессов приема - передачи информации в электронном виде при взаимодействии налоговых органов с другими ведомствами и т д.
Отдел ввода и обработки данных 1. Ввод данных по государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и учету налогоплательщиков, налоговых деклараций и иных документов. 2. Ввод сведений о счетах налогоплательщиков, полученных как от налогоплательщиков, так и от банков. 3. Прием и обработка поступающей (в том числе в электронном виде) из банков информации о платежах физических лиц.
Отдел налогового аудита 1. Рассмотрение представленных налогоплательщиками возражений (объяснений) по актам выездных налоговых проверок, участие в подготовке ответов на письменные запросы налогоплательщиков по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
Отдел анализа отчетности и урегулирования задолженности 1. Взаимодействие с органами федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам учета доходов бюджетов (сверка по поступлениям, направление уведомлений о необходимости внесения исправлений в отчетность органов федерального казначейства, представление в органы федерального казначейства информации в соответствии с установленным порядком, обработка информации о доходах бюджетов, поступившей из органов федерального казначейства, финансовых органов субъекта Российской Федерации). 2. Взаимодействие с государственными внебюджетными фондами по вопросам учета платежей (ответы на запросы). 3. Контроль за правильностью зачисления платежей на счета по учету доходов бюджета в связи с изменениями и дополнениями, вносимыми в классификацию доходов бюджета и т д.
Отдел выездных проверок 1. Проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов в бюджетную систему Российской Федерации, налоговых агентов. 2. Оформление результатов выездных налоговых проверок. 3. Взаимодействие с правоохранительными органами и иными контролирующими органами по предмету деятельности отдела. 4. Передача в юридический отдел материалов выездных налоговых проверок для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях и т д.
Отдел камеральных проверок 1. Проведение камеральных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов в бюджетную систему Российской Федерации, налоговых агентов. 2. Оформление результатов камеральных налоговых проверок. 3. Взаимодействие с правоохранительными органами и иными контролирующими органами по предмету деятельности отдела. 4. Передача в юридический отдел материалов камеральных налоговых проверок для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях и т д.

При прохождении производственной практики в коммерческой организации следует изучить:

1. Основные финансово-экономические показатели данной организации.

2. Налоги, уплачиваемые данной организацией в бюджеты разных уровней.

3. Особенности взаимоотношений финансово-экономических служб организации по платежам налогового и неналогового характера с налоговыми органами, другими администраторами платежей, уплачиваемых организацией.

4. Применяемые методики расчета налоговой нагрузки в организации.

5. Порядок исчисления налогов, уплачиваемых организацией.

6. Характеристику налогов, уплачиваемых организацией по элементам налогов.

7. Особенности организации бухгалтерского и налогового учета в целях налогообложения на месте прохождения практики.

8. Отражение на счетах бухгалтерского учета операций по уплате налогов.

9. Заполнение деклараций по налогам, уплачиваемым данной организацией.

10. Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета на примере организации. Учетная политика организации.

11. Сроки уплаты налогов в бюджеты разных уровней: соблюдение их в организации.

12. Характеристику применяемых в организации специальных налоговых режимов.

13. Права и обязанности организации при проведении налоговых проверок.

14. Обзор судебной и арбитражной практики по материалам данной организации.

При прохождении практики в аудиторской фирме студент берет за основу перечень вопросов по коммерческой организации, добавив следующие направления:

1. Структура аудиторской фирмы;

2. Организация налогового учета на одном из анализируемых объектов;

3. Правильность расчета налоговой базы по налогам;

4. Обоснованность налоговых вычетов и применяемых льгот;

5. Учетная политика организации;

6. Этапы разработки аудиторского заключения.

Студенты, проходящие практикув кредитных организациях,должны отразить в отчете по практике следующие вопросы:

1. направления и виды деятельности кредитных организаций;

2. нормативно-правовые акты, регламентирующие права, обязанности и ответственность кредитных организаций в сфере налогообложения;

3. отличительные особенности прав и обязанностей кредитных организаций в сфере налогообложения, в том числе связанные с обеспечением своевременности и полноты поступления налоговых платежей организаций в бюджет;

4. порядок исполнения кредитной организацией обязанностей налогового агента;

5. порядок постановки кредитных организаций - налогоплательщиков на налоговый учет;

6. бухгалтерский и налоговый учет кредитной организации;

7. составление налоговой отчетности кредитной организации, представляемой в налоговые органы;

8. основные элементы налогообложения кредитных организаций по каждому из перечня налогов Российской Федерации;

9. виды нарушений законодательства о налогах и сборах и ответственность банков за их совершение, порядок взыскания штрафов и пеней с кредитных организаций;

10. типичные ошибки кредитных организаций, возникающие в процессе уплаты налогов;

11. происходящие и предстоящие изменения в налоговом законодательстве.

Независимо от места прохождения практики, каждый студент должен отразить в отчете по производственной практике краткую характеристику перечня налогов и сборов РФ, а также последние изменения в налоговом законодательстве. Студенту необходимо показать умение связать порядок исчисления налогов и сборов с их отражением в бухучете, а также налоговом учете.

Порядок прохождения производственной практики.

Предварительная организационная работа по подготовке представления на практику проводится кафедрой под руководством заведующего кафедрой не позднее, чем за 1 месяц до начала практики. Для этого студентам объявляются сроки прохождения практики, возможные места базовых и индивидуальных мест практики.

Студенты обязаны за месяц до практики предоставить на кафедру данные о предполагаемом месте прохождения практики, а также в случае прохождения практики по индивидуальному договору – договор о практике.

По поручению заведующего кафедрой один из руководителей практики от кафедры (координатор производственной практики) готовит проект представления о прохождении практики, который обсуждается на заседании кафедры и направляется для утверждения руководству ИГиП, а затем в ректорат. После подписания приказа по университету о прохождении практики студенты не имеют права изменить место прохождения практики за исключением особых случаев.

Перед началом практики по поручению заведующего кафедрой координатор производственной практики организует и проводит собрание с участием всех руководителей практики от кафедры с приглашением представителей основных баз практики. Руководители практики от кафедры выдают студентам задание на практику с учетом места прохождения практики.

Принимающая сторона назначает руководителя практики от организации, который обеспечивает рабочее место практиканту, помогает подготовить календарный план и дневник прохождения практики, проверяет отчет о практике, следит за эффективностью прохождения практики, организует необходимые экскурсии.

Структура и содержание отчета по производственной практике

Отчет о прохождении практики должен быть структурирован, т.е. выделены разделы и при необходимости параграфы.

Отчет должен быть объемом не менее 30 страниц компьютерного текста полуторного интервала. Помимо этого текста в приложениях обязательно должны быть представлены материалы, содержащие статистические данные, таблицы, диаграммы, графики, извлечения из нормативных документов (с указанием источников), декларации.

Отчет по практике должен быть представлен на кафедру в недельный срок после окончания практики (для студентов дневного отделения - не позднее 31 августа) и защищен в течение недели. Защита отчета должна происходить, как правило, на месте прохождения практики с участием руководителя практики от организации и кафедры.

В период проверки руководителем практики от кафедры (первая неделя сентября) студент (индивидуально или в составе творческой группы) должен провести беседу со старшеклассниками одной из школ по тематике воспитания налоговой культуры в обществе. Содержание беседы должно быть согласовано с руководителями практики от организации и кафедры.

По результатам производственной практики координатор по практике от кафедры совместно с другими преподавателями кафедры организует конференцию по итогам прохождения практики.

Выступление на конференции засчитывается студентам как защита отчета.

Подготовленный координатором практики от кафедры итоговый отчет о прохождении студентами производственной практики обсуждается на заседании кафедры и направляется руководству ИГиП и в УМУ университета.

Приложение 1

Образец

оформления заявления

Кафедра И.о. зав. кафедрой

налогов и налогообложения Т.М. Ляпиной

Заявление

дата

Прошу закрепить место практики:__________________________________________________

Тема выпускной квалификационной работы:___________________________________________________

Студент(ка)_____ курса ФИО студента

ОДО (ОЗО) группы____ Подпись

Адрес:

Тел:

e-mail:

Приложение 2

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

КАФЕДРА НАЛОГОВ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Индивидуальное задание

Наши рекомендации