Порядок прохождения производственной практики.
УДК 336.22
ББК У9 (2) 261.41
Л975
Т.М. Ляпина, Н.Г. Медведева. Производственная практика. Учебно-методический комплекс.Программа производственной практики. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. 22 с.
Программа производственной практики включает в себя цель, задачи, содержание практики, а также структуру и содержание отчета производственной практики. В программе описан порядок прохождения практики. Даны рекомендации по подготовке к защите отчета по производственной практике.
Программа опубликована на сайте ТюмГУ: Производственная практика (электронный ресурс) / Режим доступа: http: www.umk.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией Института Государства и права. Одобрено Учебно-методической секцией Ученого Совета ТюмГУ.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Т.М. Ляпина, канд. экон. наук, доцент
РЕЦЕНЗЕНТЫ: Е.Б. Жаркова, заместитель
руководителя УФНС России по
Тюменской области, советник
Государственной гражданской Службы
по РФ первого класса
Д.Г. Бачурин, канд. юрид. наук, доцент
кафедры «Налоги и налогообложение»
Института государства и права
Тюменского государственного
университета
© Тюменский государственный университет, 2008.
© Издательство Тюменского государственного университета, 2008.
© Т.М. Ляпина, Н.Г. Медведева, 2008.
Содержание.
1. Общие требования……………………………………………………………..4
2. Содержание производственной практики…………………………………6
3. Порядок прохождения производственной практики…………………….16
4. Структура и содержание отчета по производственной практике…….18
Общие требования
Как указывается в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности 080107.65 «Налоги и налогообложение», производственная практика является обязательным компонентом учебного плана для студентов всех форм обучения.
На современном этапе качество подготовки будущего специалиста во многом определяется эффективно организованными видами практик, в первую очередь, производственной практикой.
Ответственность за организацию практики несет высшее учебное заведение.
Производственная практика согласно графику учебного процесса специальности 080107.65 «Налоги и налогообложение» дневного и заочного отделений предусмотрена после окончания 8-го семестра и длится 6 недель. При выборе места практики следует руководствоваться содержанием специализации, а также предполагаемым направлением будущей профессиональной деятельности.
Цель производственной практики в период обучения в вузе – более углубленное изучение материалов отдельных специальных дисциплин и специализаций в налоговых органах, в организациях производственной и финансово-банковской сфер, в научно-исследовательских учреждениях, государственных учреждениях и структурах, а также в компаниях и фирмах различных форм собственности на рабочих местах специалиста по налогообложению.
Поставленная цель определяет следующие задачи производственной практики:
· закрепить знания, полученные в ходе теоретического обучения;
· приобрести практические навыки и умения по избранной специальности;
· расширить представление о будущем месте профессиональной деятельности;
· помочь определиться с направлениями работы над темой выпускной квалификационной работы.
В качестве объектов производственной практики могут являться:
1. Налоговые органы;
2. экономические службы организаций всех форм собственности на должностях, требующих высшего экономического образования, согласно квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному постановлением Минтруда России от 21.08.98 г. № 37;
3. структурные подразделения Минфина РФ в субъектах РФ;
4. Арбитражный суд;
5. ОРЧ при МВД РФ;
6. аудиторские фирмы;
7. организации, имеющие специальное разрешение на оказание услуг по налоговому консультированию.
Содержание производственной практики.
Независимо от специализации и выбранного места прохождения производственной практики необходимо обратить внимание, что содержательная часть производственной практики определяется закреплением знаний по бухгалтерскому и налоговому учету, как основному составляющему элементу подготовки специалиста по специальности 080107.65 «Налоги и налогообложение».
Вместе с тем при организации практики руководителям от кафедры и конкретной организации нужно учитывать специфику деятельности в организациях и учреждениях различных организационно-правовых форм хозяйствования.
В результате прохождения производственной практикив налоговых органах студент должен закрепить следующие знания, навыки и умения:
1. ориентироваться в иерархии подчиненности в управлении налоговыми органами;
2. права и обязанности, структуру ИФНС, УФНС, ФНС;
3. разбираться в порядке постановки налогоплательщиков на налоговый учет;
4. критерии отнесения налогоплательщиков к крупнейшим, традиционным;
5. уметь анализировать налоговую отчетность, предоставляемую налогоплательщиками в налоговые органы;
6. определять основные элементы налогообложения каждого из перечня налогов РФ;
7. выделять тенденции в динамике и структуре налогов на федеральном, региональном, местных уровнях налоговой системы;
8. типичные ошибки налогоплательщиков, возникающие в процессе уплаты налогов;
9. представлять объем и направления работы каждого из отделов ИФНС;
10. уметь объяснить происходящие и предстоящие изменения в налоговом законодательстве;
11. знать направления работы налоговых органов субъекта РФ в зависимости от специализации ИФНС.
Для получения таких умений руководитель практики от организации должен помочь организовать прохождение практики студентом практически по всем отделам ИФНС.
Чтобы получить целостное представление о работе ИФНС, студент должен ознакомиться с работой, прежде всего, таких отделов как отдел ввода информации, отделов камеральных и выездных проверок, отдела работы с налогоплательщиками, а также другими отделами, которые определяются спецификой конкретной ИФНС.
В частности, при прохождении практики в отделе работы с налогоплательщиками студент должен ознакомиться с вопросами:
1. организации работы по предоставлению налогоплательщикам изменений в законодательстве;
2. подготовки ответов на вопросы налогоплательщиков с целью их информирования.
В отделе камеральных или выездных проверок студент должен рассмотреть, например, такие основные направления деятельности ИФНС:
1. Особенности планирования камеральных, выездных налоговых проверок;
2. Организацию камеральных проверок годовой, квартальной и месячной отчетности налогоплательщиков;
3. Особенности организации выездных налоговых проверок;
4. Формы и методы налоговых проверок;
5. Порядок составления справок и актов проверок, решений по результатам налоговых проверок и привлечения налогоплательщиков к ответственности за правонарушения.
Примерные вопросы, которые студент должен рассмотреть более подробно в ходе прохождения практики в ИФНС, представлены в таблице.
Перечень вопросов, которые должны быть представлены студентом в отчете по практике в ИФНС
№ | Наименование отдела | Предлагаемые к рассмотрению вопросы |
Отдел финансового обеспечения и отдел общего обеспечения. | 1. Прием, отправка и обработка корреспонденции. 2. Формирование и ведение архива документов инспекции. 3. Организация работы секретариата руководства инспекции. 4. Массовая печать и размножение документов. | |
Юридический отдел | 1. Правовая экспертиза документов. 2. Производство, участие и юридическое сопровождение дел о налоговых и административных правонарушениях. 3. Оформление и предъявление в суды общей юрисдикции и арбитражные суды исков по всем основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. Анализ судебной практики и подготовка разъяснений по ее применению. | |
Отдел по работе с налогоплательщиками | 1. Государственная регистрация организаций и физических лиц. 2. Ведение территориального раздела ЕГРЮЛ, ЕГРИП, в том числе анализ полноты и достоверности включенных в реестры сведений. 3. Подготовка и передача в юридический отдел материалов для обеспечения производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах и государственной регистрации. 4. Прием налоговых деклараций и иных документов от налогоплательщиков. 5. Подготовка ответов на письменные запросы налогоплательщиков и т д. | |
Отдел информационных технологий | 1. представление об обеспечении работоспособности аппаратной части, системного и прикладного программного обеспечения общего применения. 2. представление о программно-техническом обеспечении технологических процессов приема - передачи информации в электронном виде при взаимодействии налоговых органов с другими ведомствами и т д. | |
Отдел ввода и обработки данных | 1. Ввод данных по государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и учету налогоплательщиков, налоговых деклараций и иных документов. 2. Ввод сведений о счетах налогоплательщиков, полученных как от налогоплательщиков, так и от банков. 3. Прием и обработка поступающей (в том числе в электронном виде) из банков информации о платежах физических лиц. | |
Отдел налогового аудита | 1. Рассмотрение представленных налогоплательщиками возражений (объяснений) по актам выездных налоговых проверок, участие в подготовке ответов на письменные запросы налогоплательщиков по вопросам, входящим в компетенцию отдела. | |
Отдел анализа отчетности и урегулирования задолженности | 1. Взаимодействие с органами федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам учета доходов бюджетов (сверка по поступлениям, направление уведомлений о необходимости внесения исправлений в отчетность органов федерального казначейства, представление в органы федерального казначейства информации в соответствии с установленным порядком, обработка информации о доходах бюджетов, поступившей из органов федерального казначейства, финансовых органов субъекта Российской Федерации). 2. Взаимодействие с государственными внебюджетными фондами по вопросам учета платежей (ответы на запросы). 3. Контроль за правильностью зачисления платежей на счета по учету доходов бюджета в связи с изменениями и дополнениями, вносимыми в классификацию доходов бюджета и т д. | |
Отдел выездных проверок | 1. Проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов в бюджетную систему Российской Федерации, налоговых агентов. 2. Оформление результатов выездных налоговых проверок. 3. Взаимодействие с правоохранительными органами и иными контролирующими органами по предмету деятельности отдела. 4. Передача в юридический отдел материалов выездных налоговых проверок для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях и т д. | |
Отдел камеральных проверок | 1. Проведение камеральных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов в бюджетную систему Российской Федерации, налоговых агентов. 2. Оформление результатов камеральных налоговых проверок. 3. Взаимодействие с правоохранительными органами и иными контролирующими органами по предмету деятельности отдела. 4. Передача в юридический отдел материалов камеральных налоговых проверок для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях и т д. |
При прохождении производственной практики в коммерческой организации следует изучить:
1. Основные финансово-экономические показатели данной организации.
2. Налоги, уплачиваемые данной организацией в бюджеты разных уровней.
3. Особенности взаимоотношений финансово-экономических служб организации по платежам налогового и неналогового характера с налоговыми органами, другими администраторами платежей, уплачиваемых организацией.
4. Применяемые методики расчета налоговой нагрузки в организации.
5. Порядок исчисления налогов, уплачиваемых организацией.
6. Характеристику налогов, уплачиваемых организацией по элементам налогов.
7. Особенности организации бухгалтерского и налогового учета в целях налогообложения на месте прохождения практики.
8. Отражение на счетах бухгалтерского учета операций по уплате налогов.
9. Заполнение деклараций по налогам, уплачиваемым данной организацией.
10. Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета на примере организации. Учетная политика организации.
11. Сроки уплаты налогов в бюджеты разных уровней: соблюдение их в организации.
12. Характеристику применяемых в организации специальных налоговых режимов.
13. Права и обязанности организации при проведении налоговых проверок.
14. Обзор судебной и арбитражной практики по материалам данной организации.
При прохождении практики в аудиторской фирме студент берет за основу перечень вопросов по коммерческой организации, добавив следующие направления:
1. Структура аудиторской фирмы;
2. Организация налогового учета на одном из анализируемых объектов;
3. Правильность расчета налоговой базы по налогам;
4. Обоснованность налоговых вычетов и применяемых льгот;
5. Учетная политика организации;
6. Этапы разработки аудиторского заключения.
Студенты, проходящие практикув кредитных организациях,должны отразить в отчете по практике следующие вопросы:
1. направления и виды деятельности кредитных организаций;
2. нормативно-правовые акты, регламентирующие права, обязанности и ответственность кредитных организаций в сфере налогообложения;
3. отличительные особенности прав и обязанностей кредитных организаций в сфере налогообложения, в том числе связанные с обеспечением своевременности и полноты поступления налоговых платежей организаций в бюджет;
4. порядок исполнения кредитной организацией обязанностей налогового агента;
5. порядок постановки кредитных организаций - налогоплательщиков на налоговый учет;
6. бухгалтерский и налоговый учет кредитной организации;
7. составление налоговой отчетности кредитной организации, представляемой в налоговые органы;
8. основные элементы налогообложения кредитных организаций по каждому из перечня налогов Российской Федерации;
9. виды нарушений законодательства о налогах и сборах и ответственность банков за их совершение, порядок взыскания штрафов и пеней с кредитных организаций;
10. типичные ошибки кредитных организаций, возникающие в процессе уплаты налогов;
11. происходящие и предстоящие изменения в налоговом законодательстве.
Независимо от места прохождения практики, каждый студент должен отразить в отчете по производственной практике краткую характеристику перечня налогов и сборов РФ, а также последние изменения в налоговом законодательстве. Студенту необходимо показать умение связать порядок исчисления налогов и сборов с их отражением в бухучете, а также налоговом учете.
Порядок прохождения производственной практики.
Предварительная организационная работа по подготовке представления на практику проводится кафедрой под руководством заведующего кафедрой не позднее, чем за 1 месяц до начала практики. Для этого студентам объявляются сроки прохождения практики, возможные места базовых и индивидуальных мест практики.
Студенты обязаны за месяц до практики предоставить на кафедру данные о предполагаемом месте прохождения практики, а также в случае прохождения практики по индивидуальному договору – договор о практике.
По поручению заведующего кафедрой один из руководителей практики от кафедры (координатор производственной практики) готовит проект представления о прохождении практики, который обсуждается на заседании кафедры и направляется для утверждения руководству ИГиП, а затем в ректорат. После подписания приказа по университету о прохождении практики студенты не имеют права изменить место прохождения практики за исключением особых случаев.
Перед началом практики по поручению заведующего кафедрой координатор производственной практики организует и проводит собрание с участием всех руководителей практики от кафедры с приглашением представителей основных баз практики. Руководители практики от кафедры выдают студентам задание на практику с учетом места прохождения практики.
Принимающая сторона назначает руководителя практики от организации, который обеспечивает рабочее место практиканту, помогает подготовить календарный план и дневник прохождения практики, проверяет отчет о практике, следит за эффективностью прохождения практики, организует необходимые экскурсии.
Структура и содержание отчета по производственной практике
Отчет о прохождении практики должен быть структурирован, т.е. выделены разделы и при необходимости параграфы.
Отчет должен быть объемом не менее 30 страниц компьютерного текста полуторного интервала. Помимо этого текста в приложениях обязательно должны быть представлены материалы, содержащие статистические данные, таблицы, диаграммы, графики, извлечения из нормативных документов (с указанием источников), декларации.
Отчет по практике должен быть представлен на кафедру в недельный срок после окончания практики (для студентов дневного отделения - не позднее 31 августа) и защищен в течение недели. Защита отчета должна происходить, как правило, на месте прохождения практики с участием руководителя практики от организации и кафедры.
В период проверки руководителем практики от кафедры (первая неделя сентября) студент (индивидуально или в составе творческой группы) должен провести беседу со старшеклассниками одной из школ по тематике воспитания налоговой культуры в обществе. Содержание беседы должно быть согласовано с руководителями практики от организации и кафедры.
По результатам производственной практики координатор по практике от кафедры совместно с другими преподавателями кафедры организует конференцию по итогам прохождения практики.
Выступление на конференции засчитывается студентам как защита отчета.
Подготовленный координатором практики от кафедры итоговый отчет о прохождении студентами производственной практики обсуждается на заседании кафедры и направляется руководству ИГиП и в УМУ университета.
Приложение 1
Образец
оформления заявления
Кафедра И.о. зав. кафедрой
налогов и налогообложения Т.М. Ляпиной
Заявление
дата
Прошу закрепить место практики:__________________________________________________
Тема выпускной квалификационной работы:___________________________________________________
Студент(ка)_____ курса ФИО студента
ОДО (ОЗО) группы____ Подпись
Адрес:
Тел:
e-mail:
Приложение 2
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
КАФЕДРА НАЛОГОВ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Индивидуальное задание