Типы организационных структур управления и основные принципы их построения
Тип организационной структуры в системе органов внутренних дел выражает собой принятый порядок отношений субъектов и объектов управления и их взаимосвязи, который определяется используемым видом субординационных связей и способом их осуществления.
В настоящее время в системе органов внутренних дел существует в основном три типа организационных структур управления — линейный, функциональный и смешанный (линейно-функциональный). Рассмотрим их сущность и сферы применения.
Линейный тип организационной структуры управления характеризуется построением структурных подразделений и должностей по принципу прямого подчинения, то есть полной централизацией управления.:
При таком управлении руководитель органа или его структурного подразделения непосредственно руководит подчиненными объектами управления по всем видам выполняемых ими работ, концентрируя у себя всю информацию, и принимает решения. В связи с этим, этот тип управления требует от субъекта разносторонних знаний, больших способностей и возможностей для решения достаточно разнообразных задач и осуществления эффективного и оптимального управления. Недостатком этого типа управления является то, что при многообразии выполняемых функций и большом количестве исполнителей невозможно квалифицированное и оперативное руководство ими. Поэтому применяется этот тип управления в относительно небольших органах внутренних дел либо при управлении строевыми подразделениями.
Функциональный тип организационной системы управления характеризуется передачей прав линейного руководства нескольким нижестоящим субъектам управления, каждый из которых осуществляет его по одной из специализированных функций, то есть объекты управления в данном случае получают несколько функциональных руководителей.
Хотя такой тип организационной структуры управления и позволяет осуществлять более эффективное и детальное руководство подчиненными объектами управления, однако использование его ведет к потере централизации в руководстве и появлении у объектов нескольких непосредственных руководителей, что осложняет координацию их деятельности, а зачастую и снижает предметную ответственность субъектов за принимаемые решения. В связи с этим данный тип организационной структуры управления в системе органов внутренних дел практически не применяется.
Смешанный (линейно-функциональный') тип организационной структуры управления характеризуется сочетанием линейного и функционального типов управления. Он сочетает в себе положительные моменты каждого из них в отдельности и в определенной мере свободен от их недостатков. Реализуется этот тип организационной структуры управления в системе органов внутренних дел в форме, так называемого «концентрированного руководства», и в незначительной степени в форме «ограниченного функционализма».
Сущность концентрированного руководства при данном типе управления состоит в том, что функциональные субъекты управления отдают команды объектам только через основного субъекта управления (начальника органа). Они в данном случае на более квалифицированном уровне разрабатывают проекты управленческих решений начальника, но право их принятия остается в руках руководителя, обеспечивающего единство руководства.
В системе органов внутренних дел форма «ограниченного функционализма» состоит в том, что руководителям (главным образом функциональных подразделений материально-технического обеспечения, финансовые и др.) делегируется право отдавать распоряжения, обязательные для исполнения в нижестоящих органах внутренних дел.
Наряду с вышеперечисленными типами организационных структур управления в системе органов внутренних дел в настоящее время применяются и несколько иные типы управления. Так, в последнее время, в связи с осложнением оперативной обстановки в тех или иных регионах, либо с возникновением новых задач (например при чрезвычайных ситуациях, либо в экстремальных условиях) широкое распространение начало получать создание программно-целевых организационных структур управления, являющихся наиболее гибкими и комбинированными. Такие структуры позволяют решать крупные межотраслевые и территориальные проблемы путем сосредоточения управленческих воздействий и имеющихся ресурсов на комплексном использовании сил и средств в процессе программно-целевого планирования и преодоления всевозможных организационных и других барьеров. Примером таких структур являются временные организационно-зональные группы органов внутренних дел и внутренних войск по Северному Кавказу, по отработке АВТОВАЗа и др. Такие программно-целевые структуры, в зависимости от решаемых задач, могут быть как краткосрочными, так и долговременными[5].
Принципы построения организационных структур управления обусловливаются рядом факторов, прямо или косвенно определяющих то или иное их построение. Во-первых, это цели и вытекающие из них задачи и функции, поставленные перед тем или иным образованием, которые определяют предназначение системы, а следовательно, и ее организационную структуру. Так, в связи с тем, что целевое предназначение аппаратов МВД, УВД и ГРОВД различно - различны и их оргструктуры. Различны и оргструкгуры органов внутренних дел, хотя и одного уровня управления, но решающие задачи по специфическим для данного региона правонарушениям (хищения драгметаллов, рыбопродуктов, незаконное производство наркотиков, хищения в кредитно-финансовой и банковской сфере и пр.). Во-вторых, на характер построения оргструктур влияет и такой фактор, как существующие принципы и методы управления. Так, при более широком делегировании нижестоящим уровням управления тех или иных прав аппарат управления может существенно сокращаться и его структурное построение упрощается. Кроме этого, непосредственно на характер оргструктур влияет также и уровень квалификации работников аппаратов управления, а также применяемая технология и техника самого процесса управления.
В настоящее время наукой управления сформирован ряд основных принципов построения организационных структур управления, соблюдение требований которых приводит к оптимизации оргструктурного построения:[6]
—сокращение ступеней иерархической системы управления и их упрощение - сокращает возникновение промежуточных элементов управления, улучшает оперативность управления, сокращает сроки прохождения команд, приводит к сокращению управленческого персонала;
—соответствующее организационное обеспечение функций -означает выделение создаваемым и существующим оргструктурам необходимых кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов, необходимых им для выполнения возложенных на них задач и функций;
—оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления — позволяет эффективно маневрировать силами и средствами;
—проведение единой кадровой и технической политики в отрасли, обеспечение сопрягаемое™ используемой в системе информации создает условия для оперативного управления;
—исключение дублирующих функций в организационных структурах управления повышает ответственность исполнителей, персонифицирует их ответственность;
—обеспечение относительной равномерности нагрузок по каждому структурному подразделению исключает постоянный пересмотр штатной положенности, исключает текучесть кадров и неравномерные психологические, умственные, физические и эмоциональные нагрузки.
Организационно-структурное совершенствование системы управления органами внутренних дел является постоянным, непрекращающимся процессом, что объясняется меняющейся оперативной обстановкой в нашей стране и видоизменением задач, ставящимися перед органами внутренних дел. Такой процесс является объективным не только для органов внутренних дел, но и для всех социальных систем, испытывающих воздействие со стороны объективных факторов, постоянно меняющихся как по содержанию, так и по своему влиянию на системы.
В настоящее время основное внимание Министерства внутренних дел направлено на повсеместное создание специализированных подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности, то есть отраслевых подразделений, обеспечивающих выполнение основных задач, функций, возложенных на систему. Реорганизуется управление следственными подразделениями. С 1996 года совершенствуется структурное построение штабных подразделений всех уровней управления.
Большие изменения в последнее время происходят и в структурном построении органов внутренних дел г. Москвы. Так, были созданы специализированные подразделения по предотвращению экологических правонарушений, подразделения по предотвращению правонарушений на объектах муниципальной собственности, совершенствуется структурное построение муниципальной милиции, окружных и муниципальных органов внутренних дел.
В заключение следует сказать, что при проектировании структурного построения системы органов внутренних дел, в настоящее время придается огромное значение структурно-функциональной специализации, позволяющей улучшить выполнение системой ее функций и повысить эффективность внутриорганизационного управления. Для более оперативного решения задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью представляется целесообразным создание и временных структурных образований для решения проблем, связанных с различными изменениями оперативной обстановки или решения задач по раскрытию наиболее опасных преступлений.
Заканчивая рассмотрение вопросов совершенствования структурного построения органов внутренних дел, следует сказать, что серьезной предпосылкой для продолжения этих работ является разработка научно-обоснованных методов определения штатной численности по основным категориям сотрудников органов внутренних дел.
3. Деятельность, дежурных частей территориальных органов МВД России: правовые основы, задачи и принципы
Правовая основа деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России: Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договора Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»[100], иные законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, правовые акты МВД России, а также законы субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
Дежурная часть территориального органа МВД России решает следующие задачи и обеспечивает:
1. непрерывный круглосуточный сбор, обработку и передачу информации об оперативной обстановке;
2. прием, регистрацию поступивших в дежурную часть заявлений, сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, чрезвычайных ситуациях и происшествиях, а также своевременное реагирование на них;
3. непрерывное управление силами и средствами органа внутренних дел, немедленное принятие мер к раскрытию преступлений по «горячим следам»;
4. безотлагательную организацию действий по обеспечению общественного порядка, ликвидацию последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций и происшествий;
5. организацию разбирательства с гражданами, в том числе с задержанными и доставленными;
6. контроль, в пределах своей компетенции, за соблюдением установленного порядка содержания, конвоирования задержанных и заключенных под стражу лиц;
7. сохранность служебных документов, оружия, боеприпасов, специальных средств, оперативной и криминалистической техники, средств связи и другого вверенного имущества;
8. прием и сохранность изъятого, добровольно сданного, найденного оружия и боеприпасов, а также предметов и вещей, принадлежность которых не установлена;
9. контроль за состоянием охраны помещений, обороны здания ОВД и прилегающей к нему территории, его противопожарной безопасностью и санитарным состоянием;
10. передачу в подчиненные ОВД специальных сигналов о введении степеней готовности и оповещение личного состава по ним.
Основные принципы деятельности. Дежурная часть реализует возложенные на нее задачи и функции, основываясь на следующих основных принципах: высокая боевая готовность;
1. оперативность;
2. глубокое знание оперативной обстановки на обслуживаемой территории;
3. инициатива и целеустремленность в решении оперативно-служебных задач;
4. преемственность в работе;
5. строжайшее соблюдение законности;
6. сохранение государственной и служебной тайны;
7. бдительность и высокая профессиональная этика;
8. объективность и полнота разбирательства по правонарушениям, чуткое и внимательное отношение к гражданам.