Сопоставительная матрица SWOT-анализа
Корреляционная SWOT-матрица | Внешняя среда | |||||||
O – Воз-можности | T – Угрозы | |||||||
… | … | … | … | … | … | СУММА | ||
S – Сильные стороны | 1. Компетентность сотрудников | Х | Х | Х | Х | |||
2. Обмен опытом между сотрудниками | Х | Х | ||||||
6. Средняя заработная плата | Х | |||||||
18. Оснащенность рабочих мест | Х | Х | Х | Х | ||||
23. Качество услуг | Х | Х | Х | Х |
Окончание табл. 4.1
Корреляционная SWOT-матрица | Внешняя среда | |||||||
O – Воз-можности | T – Угрозы | |||||||
… | … | … | … | … | … | СУММА | ||
26. Понимание руководством важности долгосрочного взгляда на управление | Х | |||||||
СУММА | ||||||||
W – Слабые стороны | 1. Отсутствие системного управления бизнесом | Х | Х | Х | ||||
4. Неравномерность загрузки персонала работой | ||||||||
10. Отсутствие системы мотива- ции сотрудников | ||||||||
21. Большая сложность системы документооборота | ||||||||
43. Отсутствие системы стратегического управления | Х | Х | Х | |||||
СУММА |
На основании результатов первичного стратегического анализа студенты должны сделать выводы.
Разработка матриц возможностей и угроз
Для исследования принимаются возможности и угрозы, способные оказать наибольшее влияние на деятельность предприятия (см. табл. 3.6).
Необходимо составить матрицы возможностей и угроз, примеры которых представлены в табл. 4.2 и 4.3.
Таблица 4.2
Матрица возможностей предприятия
ВОЗМОЖНОСТИ | Вероятность появления Pпоявл. в периоде | ||
Краткосрочном (до 1 года) | Среднесрочном (от 1 до 5 лет) | Долгосрочном (более 5 лет) | |
1. Появление новых заказчиков в различ ных отраслях промышленности | 0,55 | 0,70 | 0,85 |
Окончание табл. 4.2
ВОЗМОЖНОСТИ | Вероятность появления Pпоявл. в периоде | ||
Краткосрочном (до 1 года) | Среднесрочном (от 1 до 5 лет) | Долгосрочном (более 5 лет) | |
2. Проникновение в зоны влияния конкурентов | 0,38 | 0,60 | 0,75 |
4. Налоговые льготы для проектных и изыскательских организаций | 0,15 | 0,20 | 0,20 |
7. Выход и расширение деятельности на рынках стран ближнего зарубежья | 0,25 | 0,40 | 0,55 |
Таблица 4.3
Матрица угроз предприятия
УГРОЗЫ | Вероятность появления Pпоявл. в периоде | ||
Краткосрочном (до 1 года) | Среднесрочном (от 1 до 5 лет) | Долгосрочном (более 5 лет) | |
1. Активизация деятельности основных конкурентов в Сибирском регионе | 0,45 | 0,60 | 0,75 |
3. Повышение требовательности со стороны сущест- вующих клиентов | 0,55 | 0,65 | 0,80 |
8. Ужесточение условий получения ли-цензий | 0,05 | 0,15 | 0,25 |
Для дальнейшего анализа выбираются возможности и угрозы, появление которых наиболее вероятно. Для долгосрочного периода порог вероятности принимаем на уровне 50 %.
4. Выбор наиболее перспективных возможностей
предприятия
В основу разрабатываемой стратегии предприятия закладываются возможности, возникновение которых окажет наиболее существенное влияние на деятельность предприятия и вероятность возникновения которых достаточно высока. При этом моделируемое предприятие должно иметь как можно более полный перечень компетенций (сильных сторон), позволяющих реализовать представившиеся возможности (аналогично и перечень слабых сторон в отношении наиболее перспективных возможностей должен быть ограниченным).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. ГОСТ Р 50 1.028-2001 Методология функционального моделирования IDEF0. – М.: Изд-во стандартов, 2000.
2. Гительман Л.Д., Ратников Б.Е. Эффективная энергокомпания. –М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002.
3. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию.-2-е изд., испр. и доп. / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005.
4. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
5. Филиппова Т.А., Чернов С.С. Основы стратегического маркетинга энергетических компаний и предприятий: Учеб. пособие.-Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2002.
6. Филиппова Т.А., Чернов С.С., Дронова Ю.В., Матыцин А.А. Стратегический менеджмент в энергетике: принципы, цели, методы управления: монография.-Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. («Монографии НГТУ»).
Дополнительная
7. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. – М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2000.
8. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер, 1999.
9. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Гардарика, 2000.
10. Экономика и управление энергетическими предприятиями / Под ред. Н.Н.Кожевникова. – М.: Академия, 2004.
11. Экономическая стратегия фирмы: Учеб. пособие / Под ред. А.П. Градова. – СПб.: СпецЛит, 2000.
Приложения
Приложение 1.1