Качественные характеристики полезной финансовой информации

Совет по МСФО уделяет большое внимание формулированию понятий, ко­торые бы определяли способность информации быть полезной для пользо­вателей отчетности, то есть помогали им при принятии решений по предо­ставлению ресурсов предприятию. Совет по МСФО разделил качественные характеристики полезной финансовой информации на две группы:

- фундаментальные качественные характеристики, то есть те характе­ристики, которым обязательно должна удовлетворять представляемая в отчетности информация;

- характеристики, улучшающие полезность информации. Применение • их важно, но не должно вступать в конфликт с фундаментальными характеристиками.

Таблица. Характеристики полезной финансовой информации

Фундаментальные качественные характеристики Качественные характеристики, улучшающие полезность
Релевантность (relevance) и существенность (materiality); правдивое представление (faithful representation): полнота (complete); нейтральность (neutral); отсутствие ошибок (free from error) Сопоставимость (comparability); проверяемость (verifiability); своевременность (timeliness); понятность (understandability)

Релевантность.Информация является релевантной, если на ее основе пользователь может принимать решения и делать оценки (либо изменять ранее сделанные оценки) о событиях, представленных в отчетности (вклю­чая и прогнозные оценки).

Существенность.Информация является существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на принимаемое пользователем решение в отношении отчитывающегося предприятия. Совет по МСФО посчитал из­лишним описать и указать пороговые значения существенности для каждой конкретной ситуации.

Составитель отчетности должен самостоятельно и непредвзято опреде­лить, является ли информация для пользователя существенной, исходя либо из характера события либо из его масштаба. Совершенно незначительные с точки зрения масштаба события могут быть тем не менее существенны­ми. Допустим, отказ от выплаты дивидендов за отчетный период является, безусловно, существенным для инвестора, хотя имеет нулевое воздействие на отчетность предприятия.

Правдивое представление.Информация правдива, если она верно от­ражает экономическую сущность операций, представленных в отчетности, и при этом:

- полная (содержит всю необходимую информацию для понимания экономической сущности операций);

- нейтральна (то есть представлена без намерения оказать влияние на • экономические решения пользователей);

- не содержит ошибок.•

Что интересно, в Принципах 1989 года (до 2010 года) существовала концеп­ция приоритета экономического содержания операции над ее юридической формой. Эта концепция принципиально отличала МСФО от большого числа национальных стандартов, направленных прежде всего на удовлетворение нужд государства и налоговых органов, где требовалось отражать именно юридическую сущность операции. Во многом именно наличие в МСФО тре­бования об отражении экономической сущности служило препятствием для принятия этих стандартов на государственном уровне.

Сейчас принцип приоритета экономического содержания над юридиче­ской формой претерпел изменение. Явно не формулируясь, он вошел в поня­тие правдивого представления (хотя он упоминается еще в старой формули­ровке в непересмотренных частях Концептуальных основ и в МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»).

Из Концептуальных основ финансовой отчетности 2010 года полностью исключен столь любимый бухгалтерами принцип – принцип осмотритель­ности или как еще его называют – принцип осторожности и консерватизма (активы и доходы не должны быть завышены, а обязательства и расходы – занижены). Совет по МСФО принял такое решение в связи с тем, что он противоречит принципу правдивого представления информации в финан­совой отчетности. По сути, речь идет о противоречии принципу нейтральности. Осторожность не должна использоваться для того, чтобы запретить сегодняшние подходы к измерению. Нет ничего более неосторожного по сравнению с тем, чтобы измерять деривативы по себестоимости или измерять страховые обязательства по историческим процентным ставкам. Нельзя возвращаться к старому учету со спрятанными резервами. Современный ход наших рассуждений теперь можно продемонстрировать на примере.

Пример

Предприятие производит высокотехнологичную продукцию, себестоимость единицы которой составляет 10 000 долл. США. На отчетную дату на складе предприятия находится 500 единиц готовой продукции, и в черновом варианте отчета о финансовом положении предприятие показывает запасы готовой продукции в сумме 5 млн долл. США. Однако за месяц до отчетной даты кон­куренты вывели на рынок полный аналог выпускаемой предприятием про­дукции. В результате чего рыночная цена на продукцию упала с 14 000 долл. США до 7000 долл. США. В таком случае отражение запасов готовой продукции в сумме 5 млн долл. США неправомерно, так как не выполняется критерий ожидаемого поступления экономических выгод. При продаже готовой продукции предприятие получит только 3,5 млн долл. США(500 ед. _ 7000 долл. США). То есть запасы готовой продукции должны отражаться в качестве краткосрочных активов в сумме 3,5 млн долл. США. А1,5 млн долл. США необходимо списать на убытки в ка­честве убытков от обесценения готовой продукции.

Наши рекомендации