Особенности использования фандрайзинга в некоммерческих организациях

Слово «фандрайзинг» имеет английское происхождение. Fund –фонд, источник, капитал, денежные средства, raise – поднимать, находить, собирать. Являясь калькой с английского, фандрайзинг представляет собой методику (в широком смысле) поиска источников финансирования.

Есть несколько близких определений термина фандрайзинг

1. фандрайзинг - это процесс сбора средств, которые используются как для реализации социально значимых программ и научных проектов.

2. фандрайзинг — процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов организацией (преимущественно некоммерческой) с целью реализации определённого социального проекта. Средства могут поступать от частных лиц, коммерческих организаций, фондов, правительственных организаций.

Становление фандрайзинга как отдельного междисциплинарного направления связано с бурным развитием в последние десятилетия сектора некоммерческих организаций (для которых используется аббривиатура НКО). Таким образом, в определение фандрайзинга необходимо внести одно существенное дополнение, а именно: фандрайзинг - это поиск источников финанасирования, необходимых для осуществления деятельности НКО, включая реализацию неприбыльных программ и проектов.

Организация фандрайзинга предполагает поиск потенциальных источников финансирования, обоснование потребности в средствах и соотношение с интересами финансовых донаторов, формирование, поддержание и развитие связей с финансовыми донорами, формирование общественного мнения в пользу поддержки деятельности организации.

В фандрайзинг вовлечены и организация как юридическое лицо, так и частное лицо, связанные с исследовательской и научно-преподавательской работой. Поэтому фандрайзинг может вестись человеком, представляющим как всю некоммерческую организацию (НКО) или ее структурные подразделения (лаборатория, кафедра, сектор и др.), так и себя лично.

Следует особо подчеркнуть, что фандрайзинг - это не выпрашивание денег. Выпрашивают милостыню, а организация или лицо, которое работает в научно-образовательной сфере, нуждается не в подачках, а в пожертвованиях, сделанных осознано. Необходимо убеждать людей в необходимости вашей деятельности. Чем лучше будет подготовлена кампания по сбору средств, чем продуманнее обращение за помощью, тем выше шансы эту помощь получить. Такая деятельность точно так же нуждаются в планировании, как и любая деятельность. И конечно, не существует никакой "магической формулы" для успешного фандрайзинга и никакого способа гарантированно получить деньги в ответ на просьбу. Однако если вы будете упорны в желании найти средства, если ваша организация будет известна своей надежностью и открыта для людей, если вы правильно подготовите обращения к потенциальным спонсорам и докажете, что их деньги необходимо отдать именно вашей, а не какой-либо другой некоммерческой организации (НКО), - то скорее всего вы эти деньги получите.

Для того, чтобы сбор средств шел эффективно, необходимо отметить

следующее:

• никогда не рассчитывайте только на один источник средств, каким бы надежным он ни казался.

• вероятность получить деньги увеличится, если вы будете просить их не на поддержку своей организации, а на выполнение конкретного проекта, приносящего очевидную пользу обществу. И только какая-то часть полученных средств может быть направлена на развитие самой НКО.

• при разработке стратегии сбора средств необходимо реалистично оценить, к каким источникам финансирования обращаться в том или ином случае и как подать свой проект в наиболее адекватной для конкретного донора форме.

• чтобы процесс фандрайзинга был успешным, необходимо работать не только с самыми различными источниками средств, но и вести его постоянно.

Для успешного фандрайзинга также полезно:

􀀹 собирать досье на потенциальных спонсоров;

􀀹 учитывать свой прошлый опыт сбора средств;

􀀹 вести постоянный поиск источников финансирования.

Существует несколько общих правил успешного фандрайзинга, которые помогают добиться наибольших результатов:

1. Самое трудное заключается в поиске доноров, но попытайтесь поискать их вокруг себя, установить знакомство и постепенно разъяснять им суть Ваших проектов;

2. Грантодатели дают деньги не организациям, а людям. Поэтому, устанавливайте прочные связи со служащими организаций, ибо только так Вы сможете обеспечить долговременное финансирование Вашей организации;

3. Научитесь благодарить грантодателя, даже если Вы не получили поддержки. Этим Вы демонстрируете свое уважение к нему и укрепляете отношения;

4. Если Вы действительно серьезно решили заняться фандрайзингом, то посвящайте этому несколько часов в день. Во многих организациях появляются специальные должности, на которые берут служащего, в круг обязанностей которого входит рассылка информации о Ваших

проектах, звонки донорам, встречи с ними, переписка с зарубежными фондами. В некоторых организациях есть отделы , например международный отдел или отдел по инвестициям.

5. Практикуйтесь в фандрайзинге. Только посредством накопления опыта Вы сможете оценить свои идеи и проекты;

6. Научитесь правильно систематизировать информацию о донорах (карточки, база данных и т.д.) и выходить с ними на контакт;

7. Научитесь быстро изменять суть проекта. Бывает и так, что к моменту рассмотрения Вашей заявки донором, ее идеи уже устарели;

8. После получения финансирования, никогда не прерывайте связь с грантодателем: передавайте ему любую информацию, связанную с Вашей организацией и не забывайте отправлять открытки по случаю праздников;

9. Сообщайте о себе только правду. Информацию, которую Вы сообщаете, могут проверить и в Ваших интересах не быть заподозренном во лжи.

10.Если Вы уверены, что заполнение заявки в фонд является единственным средством получения финансовых средств, научитесь правильно и поэтапно работать с фондами (поиск, письмо-запрос, составление заявки, поддержание связи и др.), найдите консультанта и овладейте правильной стратегией фандрайзинга.

Начиная работу по фандрайзингу, нельзя рассчитывать на быструю материальную отдачу. Необходимо иметь изначальный запас прочности, т.к. первые средства от фандрайзинга могут поступить и через год, если не более. При хорошем фандрайзинге удовлетворяется как минимум 1 из 10 заявок. На написание заявки у одного фандрайзера уходит до 1 месяца, до выдачи гранта в среднем проходит не менее 6 месяцев. Таким образом, необходимо помнить о временном факторе, приступая к составлению заявки.

Фандрайзинг имеет особый терминологический аппарат, приведем несколько общих определений

Заявка – (син. аппликация, Application – анг., Bewerbung – нем.) письменное обращение с просьбой о выделении гранта (для коммерческого проекта аналогом будет его бизнес-план).

Заявители - частные лица или организации, подающие заявки на грант.

Донор - юридическое или физическое лицо, оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь неприбыльным оранизациям на добровольной бескорыстной основе.

Грантодатель - частные лица или организации, рассматривающие заявки на грант и предоставляющие гранты.

Благотворительность - добровольное бескорыстное пожертвование физических и юридических лиц в форме предоставления получателям минимальной финанасовой, организационной и иной благотворительной помощи.

Формы благотворительности - меценатство и спонсорство.

Меценат- физическое лицо, оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь на бескорыстной добровольной основе.

Спонсор - юридическое или физическое лицо, оказывающее на добровольной и бесприбыльной основе материальную поддержку благотворительной деятельности в целях популяризации исключительно своего имени (названия), торговой марки и т.д.

Неприбыльный (некоммерческий) проект - комплекс запланированных мероприятий, объединенных общими задачами, целью которого является достижение социально значимого эффекта, а не получение прибыли.

Проект - это совокупность процессов, посредством воздействия на которые решается задача в достижении цели, при заданных ограничениях в ресурсах.

Некоммерческая (неприбыльная) организация (НКО, НПО)- организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по разработке собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является

организационной рамкой исследования.

Наши рекомендации